Главная - Автомобильное право - Бухгалтерский учет товаров на примере торговли автомобилями

Бухгалтерский учет товаров на примере торговли автомобилями


Учет товаров в организации розничной торговли: методы, как вести, особенности, проводки, поступление и реализация


Бизнесмены, которые решили начать свое дело в коммерческой сфере, не имея опыта и достаточных знаний, совершают ошибки в подсчете, в итоге это нередко приводит к колоссальным денежным потерям или даже банкротству. Ведь от правильного учета товаров в организации оптово-розничной торговли напрямую зависит и работа всего коллектива, и их заработная плата.

Нужно точное и своевременное принятие и оформление всех сопроводительных документов в бухгалтерии.

На складах и в торговых точках начнется хаос, если не будут выполнены соответствующие операции: приемка, фиксация транспортного средства, которое занимается перемещением изделий от поставщика до потребителя и т. д. Давайте вместе разбираться во всех тонкостях, ведь в этом деле существует масса нюансов, знание которых помогут вам правильно организовать бизнес.

Изначально следует понять, что товар – это любое имущество, предназначенное для дальнейшей перепродажи, и за которое можно получить некую прибыль. Поэтому бухгалтерское сопровождение проходит и дополняется документами, подтверждающими стоимость при покупке.

В затраты записываются те суммы, которые были направлены:

  • налоговые вычеты;
  • поставщикам продукции;
  • на разгрузочно-погрузочные работы и транспортные услуги во время доставки;
  • за информационные и рекламные услуги;
  • на вознаграждения посредникам, занимающимися продажей изделий.

Ведение дела на оптовой базе и в розничной торговле немного отличаются друг от друга. В нашей статье мы все-таки уделим больше внимания начинающим предпринимателям, которые хотят продавать клиентам штучные предметы.

Мы можем сколько угодно обсуждать некоторые несправедливые моменты по мнению владельцев, но вся их деятельность подчинена соблюдению закона «О защите прав потребителя».

Права покупателей очень четко прописаны в общем положении. При нарушении директор или ответственное лицо может привлечься к административному наказанию в виде порядочных штрафов.

Помимо этого, за работой точки ведется контроль со стороны Налоговой службы, Роспотребнадзора, санитарной и пожарной служб. Нужно, чтобы будущие бизнесмены понимали, с какими препятствиями могут в дальнейшем столкнуться.

И своевременно исполняли все полагающиеся при этом виде деятельности правила. Итак, вы обязаны:

  1. при обнаружении брака либо вернуть деньги, либо заменить на равноценное. Владелец имеет право добиться проведения технической экспертизы, но только за свой счет.
  2. предоставлять клиентам при их требовании сопроводительные документы. Это могут быть накладные, технические бумаги, лицензии и так далее;
  3. по желанию потребителя продемонстрировать его покупку в деле;

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара. Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации.

Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара. Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя. Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе.

Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты. Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта. Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов. Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса. Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии.

Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии.

Полностью откажитесь от учета «на бумаге».

Особенности работы организаций, которые ведут свою деятельность на ЕНВД или патенте представлены в статьях за номерами 346.27, 346.43 НК РФ.

В основном ограничения касаются подакцизной продукции. Ведение классического бухгалтерского учета помогает хозяйственникам управлять всеми процессами в этой сфере.

Его следует вести по следующим принципам:

  1. учитывать абсолютно все действия и операции;
  2. проводить частые инвентаризации;
  3. распределять материальную ответственность среди сотрудников.
  4. держаться единой методики;
  5. мониторить непрерывность по времени;
  6. следовать правилам и требования законов;

Добиться правильной работы помогут помощники для предпринимателей – установка компьютерных программ для автоматизации всех процессов от российского разработчика ПО «Клеверенс». Каждое предприятие на общем собрании выбирают свой способ из двух вариантов, разрешенных законом:

  • Учитывается продукция по закупочным ценам. Схемой предпочитают пользоваться крупные ритейлеры, работающие с налогом на добавленную стоимость. Для них метод подсчета по базовой себестоимости исключает путаницу в бухгалтерской отчетности.
  • По реализационной стоимости, включая собственную наценку. Этот метод является более простым для понимания, поэтому им пользуется большинство.

Все изделия изначально поступают на склад.

А контроль за их поступлением ведет специально назначенный сотрудник, который уже сам решает, каким способом проверки воспользоваться:

  1. Номенклатурный. Размещение происходит по индивидуальным номерам изделий.
  2. Партионный. Это значит, что вся продукция, которая поступила, складывается и хранится вместе.
  3. Партионно-сортовой объединяется двумя первыми пунктами.
  4. Сортовой предполагает хранение в конкретно приписанном месте, чтобы была возможность отследить сроки реализации.

Для отслеживания продукции назначается ответственное лицо — старший товаровед.

А в маленьких компаниях такую обязанность берет на себя сам директор или его заместитель.

Контролер обязан:

  • выставить все перед покупателями и проконтролировать правила их хранения на новом месте;
  • разместить продукцию на складских полках в соответствии с их номерами;
  • произвести приемку изделий по соответствующим накладным или счет-фактурам;
  • пополнить складское помещение новыми партиями.
  • проконтролировать качество перед выкладкой на полки торгового зала;

В современных условиях разумнее зафиксировать не только все поступившее, но и описать общее количество, цену, сроки реализации и т. д. В больших магазинах на это уходит очень много времени. При ручном подсчете допускаются ошибки, приводящие к негативным последствиям.Чтобы отследить движение каждого изделия из огромного ассортимента необходимо автоматизировать процесс.

Оприходование начинается в момент поступления продукта в торговую точку от производителей или оптовой базы с сопроводительными документами: счет-фактурой, актом передачи, ТТН.

Материально-ответственное лицо сверяет все данные, принимает и сведения первичных документов вводит в систему, при этом проводки осуществляются в автоматическом режиме, в соответствии с политикой данной организации. Продукция приходуется на счет № 41. Но для удобства можно расписывать на аналитические субсчета, чтобы не заблудиться в огромном потоке информации, то есть «Склад», «Отдел 1», «Отдел № 2» и так далее.
Но для удобства можно расписывать на аналитические субсчета, чтобы не заблудиться в огромном потоке информации, то есть «Склад», «Отдел 1», «Отдел № 2» и так далее.

Конечная цель всего процесса – продажа и получение от этой операции прибыли. Потребитель производит покупку и получает фискальный чек, на котором отображаются все сведения от проведенной манипуляции.

Проводки при оплате наличными отражаются в счете за номером 90. К особенностям проводок учета товаров в розничной и оптовой торговле следует отнести то, что они совершенно отличаются друг от друга при разных формах расчета: банковской картой, подарочным сертификатом или предоплатой.

После завершения рабочего дня сотрудник составляет отчетность по оприходованию через кассовый аппарат. При этом все действия происходят автоматически, так как с новыми ККТ отпала необходимость производить вручную ежедневные подсчеты и заносить их в бумажный журнал. Важно! Вся документация по реализации согласно новому закону РФ должна храниться не менее четырех лет.

После истекшего периода она уничтожается.

Учитывая торговую специфику, где необходимо минимизировать время от поступления до продажи, применяется два способа контроля: сравнивают по закупочной стоимости от поставщика и по продажной цене. Если продукция доставляется собственным автотранспортом, то расходы на бензин можно включать в учетную цену.

На сегодняшний день для ведения бухгалтерской отчетности нет определенных указаний.

Однако при оприходовании следует исходить из принципа рациональности.

Согласно пункту 6 ПБУ 5/01, при составлении цены необходимо закладывать издержки: таможенные пошлины, базовую стоимость, налоги, не подлежащие вычету, информационные услуги, комиссионные вознаграждения посредникам, расходы по страхованию, проценты по кредитам и заемным средствам, доставка, клининговые услуги и иные затраты. Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара. Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации.

Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара. Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь. Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок. Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов. Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара.

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса. Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии.

Полностью откажитесь от учета «на бумаге». Чтобы предприниматель был в курсе финансовых операций, следует четко знать, какая часть выручки от проданного изделия является прибылью. Для этого определяется общая сумма наценки на все и из нее вычитается все вышеописанные издержки.

Не везде существует политика одинаковой накрутки. Например, на продукты стараются сделать наценку в 25 процентов, а на одежду и обувь она может меняться в зависимости от сезонности.

Многие предприниматели устраивают распродажи, при которой приходится делать уценку. Чтобы иметь четкое представление о текущих делах, необходимо установить ПО. Программа поможет рассчитать прибыль без единой ошибки за отчетный период.

Обычно при принятии человека на должность менеджера, составляется рабочий график. Обычно для контроля времени работы используются унифицированные образцы Т-12, Т-13. Если рабочая неделя составляет 40 часов с двумя выходными, то отпадает необходимость в заполнении данных форм.

Они необходимы, если организация использует нормированный, сменный, гибкий или суммированный по времени режим работы. По сведениям индивидуального графика происходит начисление заработной платы, где учитываются часы переработки или время, потраченное на болезнь.

Если по каким-то причинам покупатель принес на возврат вещь, то расторжение договора купли-продажи менеджер отражает сумму возвращенной покупки в пункте внереализационные расходы.

Кроме того, он составляет акт о несоответствии качества, направляет претензию поставщику. В рукописной форме заполняется товарная накладная N ТОРГ-12, где и указывается покупная стоимость возвращенного изделия.

Когда произойдет покупка этого же предмета новым клиентом, то у продавца возникает новый оборот по его реализации. К сожалению, если вы не приобрели специальную программу, то вручную такое действие практически невозможно провести без фатальных ошибок.

Определитесь для себя, каким из многочисленных методов воспользоваться. Но как показывает практика, многие предприниматели предпочитают способ списания по себестоимости каждой единицы.

Он является самым точным, эффективным и не позволяет появление неточностей в бухучете. Единственная проблема – это необходимость маркировать каждую партию уникальным продажным номером.

Но с этой задачей вам помогут справиться специалисты «Клеверенс». Не стоит возвращаться к забытому прошлому Советского Союза. На это вы потратите много времени и сил, а результаты могут быть совершенно противоположными от тех, что вы планировали увидеть.

Мы советуем довериться современным инновационным методам и обустроить свое рабочее место автоматизированным ПО.

Если вы только открыли свой бизнес, то смотрите в будущее.

Со временем ваши обороты будут расти и для обработки всех данных потребуется намного больше возможностей. Если вы поставите специальную программу на свой рабочий компьютер, то дело будет «жить» и без вашего непосредственного участия. Вы сможете отслеживать всю работу со смартфона на удаленном расстоянии.

Сбыт различного вида продовольствия, в том числе и акцизного, обладает своей спецификой. Перед принятием решения согласуйте свои действия с соответствующими органами: Роспотребнадзором, пожарной службой, СЭС и с налоговой. Иначе при несоблюдении всех требований вам грозят огромные штрафы во время очередной проверки.

Поэтому мы рекомендуем вам посмотреть видео, чтобы вы ясно представляли всю картинку: Любой бизнес требует точного контроля проведенных операций, так как без него многие сведения как-то «испаряются» и появляется безнаказанное воровство.

Без него вы не сможете работать с иностранными поставщиками. Ведь во всем мире используются точные формулировки бухгалтерии. Каждый предприниматель обязан уметь прочитать «баланс», чтобы с ним могли общаться на равных инвесторы и крупные поставщики. Кроме того, предоставление отчетности является обязанностью любой компании в РФ.
Кроме того, предоставление отчетности является обязанностью любой компании в РФ. За искажение фактов на 10 процентов грозит штраф в размере 3000 рублей, а при повторном нарушении – дисквалификация директора на срок до 3 лет.

Проводки в этих сферах имеют отличия друг от друга, но одно их объединяет – применяется единственный на данный момент счет номер 41, который называется «Товары». Многие ведут дело по старинке, а потом удивляются, что доходы снизились, качество обслуживания желает лучшего. Возможно, это повод автоматизировать свою деятельность.

Мы надеемся, что из нашей статьи вы почерпнули много нового, что позволит вам без боязни открыть свой бизнес. Последуйте примеру смелых коммерсантов, поставьте программу от компании «Клеверенс» и вы увидите, как можно легко управлять собственным делом, находясь даже далеко за пределами родины, и как правильно и легко вести учет товаров в организации розничной торговли. В этом поможет программный продукт .

Он позволяет быстро автоматизировать, оптимизировать рабочие места и бизнес-процессы по учету товара в магазине. Например, приемку товара по штрихкодам или инвентаризацию прямо в торговом зале.

Количество показов: 14032

Особенности учета транспортных расходов в торговле

Если организация занимается торговлей, немалую часть ее затрат составляют транспортные расходы. Порядок их признания в налоговом и бухгалтерском учете может сильно различаться.

О том, как учесть эти расходы и из чего они состоят, пойдет речь в статье.Действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету и налогообложению конкретный состав транспортных расходов при осуществлении торговых операций не определен. Приблизительный перечень транспортных расходов предложен Минфином России в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее — Методические указания). Документ утвержден приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.Однако работать с этим перечнем надо осторожно.

В первую очередь он предназначен для производственных организаций, закупающих материалы и сырье. К тому же состав транспортных расходов, приведенный в Методических указаниях, описан скупо, а порой вызывает недоумение. Так, к транспортно-заготовительным расходам почему-то отнесены таможенные платежи и недостача и порча при транспортировке в пределах норм естественной убыли.Многие бухгалтеры торговых организаций в целях бухгалтерского учета применяют ранее действовавшие Методические рекомендации по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом по согласованию с Минфином России 20.04.95 № 1-550/32-2 (далее — Методические рекомендации Роскомторга).

Они более удобны в практическом применении, чем Методические указания. Тем более что Минфин России разъяснил, что организации, как и ранее, могут руководствоваться подобными отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухучете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с принятыми нормативными документами по бухучету.

Об этом сказано в письме Минфина России от 29.04.2002 № 16-00-13/03

«О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)»

.Поскольку Методические рекомендации в настоящее время не являются обязательными к применению, рекомендуем торговым организациям выбранный ими способ бухгалтерского учета транспортных расходов и их состав закрепить в учетной политике.Согласно пункту 2.2 Методических рекомендаций Роскомторга в бухгалтерском учете в состав транспортных расходов включаются следующие виды затрат:— оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);— оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;— стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т. п.) и их утепление (солома, опилки, мешковина и т.

п.);— плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;— плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.Состав транспортных расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, налоговым законодательством не установлен. Попробуем определить перечень этих расходов на основании других нормативных актов. Такое право предоставляет пункт 1 статьи 11 НК РФ.

В нем сказано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства России, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Разумеется, если иное не предусмотрено Кодексом.При определении состава транспортных расходов в налоговом учете организации могут применять Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Так, согласно ОКВЭД класс 63

«Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность»

включает погрузку и разгрузку грузов и багажа (группа 63.11 «Транспортная обработка грузов»), а также хранение и складирование всех видов грузов (группа 63.12 «Хранение и складирование») и другие виды деятельности, связанные с транспортировкой грузов. Получается, что к транспортным расходам относятся и сопутствующие услуги.Таким образом, в целях налогового учета можно принять такой же состав транспортных расходов, как и в бухучете.

Однако перечень этих расходов надо утвердить в учетной политике по налогообложению.Порядок отражения транспортных расходов в налоговом учете зависит непосредственно от условий договора с поставщиком. Согласно статье 320 НК РФ суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров относятся к прямым транспортным расходам в том случае, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров. В учете поставщика порядок отражения транспортных расходов зависит от условий заключенного договора (см.

табл. 1 на с. 48).Транспортные расходы, связанные с реализацией товаров, при исчислении налога на прибыль признаются косвенными. Они списываются полностью в том периоде, в котором были реализованы товары (подп.

3 п. 1 ст. 268 НК РФ). В декларации по налогу на прибыль такие расходы учитываются по строке 100 как прочие расходы.Налоговым кодексом предусмотрен единственно возможный порядок списания транспортных расходов в уменьшение прибыли. Независимо от принятого в бухгалтерском учете способа отражения транспортных расходов в целях налогообложения расходы на доставку товаров подлежат распределению на остаток товаров на складе.Сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в таком порядке:1) складываем сумму прямых транспортных расходов, приходящуюся на остаток товаров на складе на начало месяца, и сумму прямых транспортных расходов, осуществленных в текущем месяце;2) складываем стоимость реализованных товаров в текущем месяце и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца;3) рассчитываем средний процент транспортных расходов как отношение показателя, рассчитанного по пункту 1, к показателю, подсчитанному по пункту 2;Таблица 1. Налоговый учет транспортных расходов по доставке товаров в зависимости от условий заключенного договораУсловия договораВ учете поставщикаВ учете покупателяПоставщик обязан доставить товар на склад покупателя.Транспортные расходы поставщика включены в цену товара.Обязанность покупателя оплатить транспортные расходы отдельно не оговорена.Право собственности на товар переходит после его доставки на склад покупателяДоход от оказания транспортных услуг отдельно не отражаетсяПрямые расходы по доставке товара не формируются, даже если продавец отразил сумму транспортных расходов в первичных документах отдельной строкойПоставщик обязан доставить товар на склад покупателя, а покупатель — оплатить стоимость товара и доставки (стоимость доставки в договоре не указана).Переход права собственности на товар происходит в момент его отгрузки со склада поставщикаОтдельно отражается доход от оказания транспортных услуг, так как право собственности на товар перешло к покупателю в момент отгрузки товара со склада поставщика.

Продавец обязательно выделяет сумму транспортных расходов в первичных документах отдельной строкой или в отдельном документеФормируются прямые расходы по доставке товара.Сумма транспортных расходов текущего периода, связанных с приобретением товара, распределяется на остаток товара на складеПо условиям договора поставщик обязуется доставить товар, а покупатель — возместить поставщику фактически транспортные расходы осуществленные сверх цены на товар.Переход права собственности происходит в момент поступления товаров на склад покупателяПоставщик в данном случае помимо продажи товара оказывает покупателю услуги по транспортировке. Отдельно отражается доход от оказания транспортных услугТранспортные расходы по условиям договора оплачиваются сверх цены товара. Соответственно сумма транспортных расходов у покупателя формирует прямые расходы по доставке товара4) определяем сумму прямых транспортных расходов, относящуюся к остатку товаров на складе.

Это произведение среднего процента транспортных расходов и стоимости остатка товаров на складе на конец месяца.Распределение прямых транспортных расходов на остаток товаров на складе можно представить в виде формулыТост = (Тн + То) : (Со + Сост) х !Сост,где Тост — сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на складе;Тн — сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало месяца;То — сумма прямых транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце;Со — стоимость товаров, реализованных в отчетном месяце;Сост — стоимость остатка товаров на складе.Заметим, что согласно статье 320 НК РФ прямые транспортные расходы распределяются на остаток товаров на складе. Как видим, из расчета выпала стоимость отгруженных, но не реализованных товаров. Это противоречит общей норме пункта 2 статьи 318 Кодекса, согласно которой прямые расходы распределяются на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции.А надо ли распределять транспортные расходы на остаток отгруженных, но не реализованных товаров?

По этому вопросу существуют две позиции.Сторонники одной точки зрения считают, что нормы статьи 320 НК РФ являются специальными. Они предназначены исключительно для организаций, занимающихся торговой деятельностью. То есть организации, занимающиеся торговлей, должны руководствоваться именно этими нормами и не распределять прямые транспортные расходы на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров.Но некоторые специалисты не согласны с такой позицией.
То есть организации, занимающиеся торговлей, должны руководствоваться именно этими нормами и не распределять прямые транспортные расходы на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров.Но некоторые специалисты не согласны с такой позицией.

По их мнению, фразу «на остаток товаров на складе» надо трактовать шире.

А именно: как любой склад, на котором находятся товары налогоплательщика, а не только его собственный. Поэтому распределять транспортные расходы надо на остаток товаров на складе, на реализованные товары, а также те, которые отгружены, но не реализованы.

Транспортные расходы, распределенные на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров, учитываются не в месяце распределения, а позже, когда товары будут реализованы, то есть произойдет переход права собственности. Правомерность этой позиции подтверждается тем, что именно такие поправки в статью 320 НК РФ сейчас рассматриваются в Госдуме.ПРИМЕР 1Организация в июле 2004 года реализовала товары, покупная стоимость которых составляет 2 000 000 руб.

На складе осталось товаров на сумму 500 000 руб. Остаток отгруженных, но не реализованных товаров на конец месяца — 200 000 руб.Сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало июля, — 700 руб. За июль понесено транспортных расходов на сумму 56 000 руб.При расчете стоимости остатка товаров в нее включаются стоимость остатка товаров на складе и стоимость отгруженных, но не реализованных товаров.Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров:(700 руб.

Рекомендуем прочесть:  Водительский класс б

+ 56 000 руб.) : (2 000 000 руб. + 500 000 руб. + 200 000 руб.) х (500 000 руб.

+ 200 000 руб.) = 14 700 руб.Затраты на доставку товаров учитываются в составе прямых расходов независимо от того, производится она чужим или собственным транспортом.Если организация занимается только торговлей и использует собственный транспорт лишь для доставки приобретенного товара на собственный склад, порядок учета транспортных расходов прост. В этом случае можно предложить сформировать налоговый регистр прямых расходов транспортного подразделения. К таким расходам относятся затраты на ГСМ, амортизация автомобилей, зарплата водителей и начисленный на нее ЕСН (без учета страховых пенсионных взносов).

Все эти расходы полностью относятся к прямым торговым расходам и распределяются на остаток товара на складе согласно порядку, установленному в статье 320 НК РФ.Сложности с определением прямых расходов возникают, если организация использует свой транспорт помимо доставки товаров на склад также и для других перевозок.

Например, для доставки товаров покупателям.

В этом случае одна часть транспортных затрат является прямыми расходами, а другая — косвенными. Та часть транспортных затрат, которая относится к косвенным расходам, полностью принимается в уменьшение налогооблагаемой базы на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Другую часть транспортных затрат, относящуюся к прямым расходам, списать полностью нельзя.

Она распределяется на остаток товаров на складе в порядке, предусмотренном статьей 320 НК РФ.Как в данной ситуации можно выделить прямые транспортные расходы?

В налоговом законодательстве не прописано, как распределять транспортные расходы между видами перевозок. В этом случае организация может закрепить в учетной политике для целей налогового учета любой экономически обоснованный способ распределения расходов. Например, транспортные расходы могут распределяться на прямые и косвенные пропорционально расстоянию, пройденному транспортом.ПРИМЕР 2Организация занимается торговой деятельностью.

На собственном транспорте она осуществляет доставку товаров на склад, а также другие внутренние перевозки.

За июль 2004 года общий километраж транспорта организации составил 30 000 км, из них 12 000 км относятся к доставке товаров на склад.

Транспортные расходы, понесенные в июле, представлены в налоговом регистре (см. табл. 2).Таблица 2. Налоговый регистр транспортных расходовВид расходовСумма, руб.Расходы на ГСМ350 000Амортизация автомобилей15 000Зарплата водителей45 000ЕСН на зарплату водителей9720Сначала определим отношение расстояния, пройденного транспортом при доставке приобретенных товаров на склад организации, к общему расстоянию, пройденному транспортом за месяц.

Этот удельный коэффициент равен 0,4 (12 000 км : 30 000 км). Сумма прямых транспортных расходов, подлежащих распределению на остаток товаров на складе, рассчитывается как произведение суммы транспортных расходов по организации в целом и удельного коэффициента прямых транспортных расходов:(350 000 руб.

+ 15 000 руб. + 45 000 руб. + 9720 руб.) х 0,4 = 167 888 руб.А если организация ведет несколько видов деятельности? Тогда ей придется определять сумму транспортных расходов, относящуюся к торговле. Она рассчитывается пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (абз.

4 п. 1 ст. 272 НК РФ).ПРИМЕР 3Воспользуемся данными налогового регистра из примера 2. Допустим, организация кроме торговли занимается еще и производством. Выручка от торговой деятельности за июль 2004 года составила 5 000 000 руб., а от производственной — 2 000 000 руб.В этом случае транспортные расходы надо распределить по видам деятельности.Сначала рассчитаем, какую долю в общей выручке составляет выручка от торговой деятельности:5 000 000 руб.

: (5 000 000 руб. + 2 000 000 руб.) = 0,714.Исходя из этой доли, рассчитаем сумму транспортных расходов, относящихся к торговой деятельности:(350 000 руб. + 15 000 руб. + 45 000 руб. + 9720 руб.) х 0,714 = 299 800 руб.Теперь можно рассчитать сумму прямых транспортных расходов, подлежащих распределению на остаток товаров на складе, исходя из удельного коэффициента прямых транспортных расходов.

Сумма транспортных расходов, распределяемых на остаток товаров на складе, составит:299 800 руб. х 0,4 = 119 920 руб.Товары являются частью материально-производственных запасов организации. Порядок отражения транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, в бухгалтерском учете определен ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Согласно пункту 6 этого документа затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места использования могут включаться в их фактическую себестоимость.

В бухгалтерском учете себестоимость формируется так:— фактическую себестоимость товаров в торговых организациях можно накапливать на счете 15

«Заготовление и приобретение материальных ценностей»

.

В этом случае при поступлении товаров на склад их накопленная себестоимость списывается на счет 41 «Товары»;— себестоимость товаров можно сразу формировать на счете 41.ПРИМЕР 4ООО «Чародейка» является торговой организацией. В июле 2004 года общество закупило товары на сумму 708 000 руб. (в том числе НДС — 108 000 руб.).

Расходы по их доставке до склада составили 23 600 руб. (в том числе НДС — 3600 руб.).Учетной политикой ООО «Чародейка» предусмотрено, что расходы по доставке товаров включаются в себестоимость товаров, а формирование себестоимости производится с использованием счета 15.Бухгалтер ООО «Чародейка» сделает следующие проводки:ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60— 600 000 руб.

(708 000 руб. – 108 000 руб.) — отражена покупная стоимость товаров;ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60— 108 000 руб.

— отражен НДС по приобретенным товарам;ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60— 20 000 руб. (23 600 руб. – 3600 руб.) — отражена стоимость транспортных расходов по доставке товаров;ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60— 3600 руб. — отражен НДС по транспортным услугам;ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 15— 620 000 руб.

(600 000 руб. + 20 000 руб.) — отражена фактическая себестоимость товаров, поступивших на склад.В бухучете есть еще один способ учета транспортных расходов. Организации торговли могут включать в состав расходов на продажу затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу.

Такое право им предоставлено пунктом 13 ПБУ 5/01.ПРИМЕР 5Воспользуемся условиями примера 4. Предположим, учетной политикой ООО «Чародейка» предусмотрено включение расходов по доставке товаров в состав расходов на продажу. Формирование фактической себестоимости товаров производится на счете 41.В этом случае бухгалтер сделает такие записи:ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60— 600 000 руб.

(708 000 руб. – 108 000 руб.) — отражена покупная стоимость товаров;ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60— 108 000 руб.

— отражен НДС по приобретенным товарам;ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 60— 20 000 руб. (23 600 руб. – 3600 руб.) — отражена стоимость транспортных расходов по доставке товаров;ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60— 3600 руб.

— отражен НДС по транспортным услугам.Как видим, организациям торговли дано право самостоятельно определять в учетной политике порядок бухгалтерского учета транспортных расходов по приобретению товаров:— либо в себестоимости таких товаров;— либо в составе расходов на продажу.Организации торговли могут доставлять приобретенные товары собственным транспортом.

В этом случае в целях бухгалтерского учета они вправе воспользоваться пунктом 2.2 Методических рекомендаций Роскомторга и учитывать расходы по доставке товаров собственным транспортом по соответствующим статьям издержек обращения (расходы на оплату труда, амортизация основных средств и др.).Существует еще один вариант учета. Расходы на доставку товаров собственным транспортом можно собирать на отдельном субсчете «Транспортные расходы» к счету 44.

В дальнейшем они подлежат списанию в порядке, предусмотренном учетной политикой.ПРИМЕР 6Торговая организация доставляет товары от поставщика на свой склад собственным транспортом.

В июле 2004 года зарплата водителей составила 150 000 руб., ЕСН и пенсионные взносы, начисленные на нее, — 53 400 руб., амортизация транспортных средств — 5000 руб., расходы на ГСМ — 20 000 руб.

(без учета НДС).Бухгалтер организации сделает следующие проводки:ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 70— 150 000 руб. — начислена зарплата водителей;ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 69— 53 400 руб. — начислены ЕСН и пенсионные взносы на зарплату водителей;ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 02— 5000 руб.

— начислена амортизация транспортных средств;ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 60— 20 000 руб. — отражены расходы на ГСМ.Иногда организация одним и тем же транспортом привозит товары на свой склад и осуществляет другие перевозки.

Например, доставляет товары покупателям.

В такой ситуации разделить транспортные расходы по видам перевозок достаточно сложно. Поэтому в учетной политике по бухгалтерскому учету можно прописать, что все транспортные расходы отражаются на счете 44 без их распределения.Существует и другой вариант учета «общих» транспортных расходов. Организации могут в бухучете распределять транспортные расходы по видам перевозок пропорционально любому экономически обоснованному базису.

При этом целесообразно установить такой же способ распределения «общих» транспортных расходов, как и в налоговом учете.Порядок отражения транспортно-заготовительных расходов при учете товаров в неторговых организациях подробно определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Пунктом 221 этих указаний установлено следующее. Излишние материальные запасы, переданные для продажи подразделению, осуществляющему торговую деятельность, списываются со счетов учета МПЗ на счет 41 «Товары».

Они приходуются по фактической себестоимости, в которую включены и транспортные расходы.Неторговые организации могут приобретать товары для перепродажи непосредственно через подразделения, которые осуществляют торговую деятельность.

В этом случае транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» по дополнительно вводимому субсчету «Коммерческие расходы по товарам» (п.

223 Методических указаний). Иного способа учета транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, для неторговых организации в Методических указаниях не предусмотрено.Многопрофильные организации осуществляют, как правило, несколько видов деятельности и имеют отдельное транспортное подразделение.

Расходы такого подразделения отражаются по дебету счета 23 «Вспомогательное производство».

Оказанные услуги списываются со счета 23 «Вспомогательные производства» в дебет счетов 20, 29, 44 и 90 по фактической себестоимости.

При этом организации могут принять любую экономически обоснованную базу для распределения расходов вспомогательного производства. Например, пропорционально выручке, полученной от разных видов деятельности, или количеству работников в подразделениях и др. Принятый в организации порядок бухгалтерского учета и распределения транспортных расходов закрепляется в учетной политике.Метод списания транспортных расходов и расчета транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе, определяется в учетной политике по бухгалтерскому учету.

Многие организации используют прежний порядок, установленный пунктом 2.18 Методических рекомендаций Роскомторга. В конце месяца сумма транспортных расходов, приходящаяся на реализованные за текущий месяц товары, списывается в дебет счета 90 «Прочие доходы и расходы». Остаток по счету 44 равен сумме транспортных расходов, которая приходится на остаток не реализованных на конец отчетного периода товаров.Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту транспортных расходов за отчетный месяц (с учетом переходящего остатка на начало месяца) в порядке, аналогичном тому, который установлен для распределения транспортных расходов в налоговом учете (см.

формулу на с. 48). Причем в бухучете нет неопределенности в вопросе о том, как распределяются транспортные расходы. Они распределяются не только на остаток товаров на складе, но и на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров, которые учтены на счете 45.ПРИМЕР 7Воспользуемся условиями примера 1.Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца, в бухучете составит:(700 руб. + 56 000 руб.) : (2 000 000 руб.

+ 500 000 руб. + 200 000 руб.) х (500 000 руб. + 200 000 руб.) = 14 700 руб.31 июля 2004 года бухгалтер сделает проводку:ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 44 субсчет «Транспортные расходы»— 42 000 руб. (700 руб. + 56 000 руб. – 14 700 руб.) — списаны на себестоимость продаж транспортные расходы, относящиеся к реализованным товарам.

Как заполнить декларацию по налогу на прибыль, см.

в статьях: «Заполняем новую декларацию по налогу на прибыль» // РНК, 2004, № 5; «Заполняем декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2004 года» // РНК, 2004, № 13-14.