Главная - Другое - Если фил лицо везет груз и он сам является получателем

Если фил лицо везет груз и он сам является получателем


Если фил лицо везет груз и он сам является получателем

Статья 15. Выдача груза

Документ изменен — см. список изменяющих документов Перспективы и риски арбитражных споров.

Ситуации, связанные со ст. 15- Грузоотправитель хочет взыскать убытки в связи с утратой груза- Перевозчик хочет взыскать штраф в связи с простоем транспортного средства из-за несвоевременной погрузки (выгрузки) груза 1.

Перевозчик обязан доставить и выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель — принять доставленный ему груз.2.

Если вследствие повреждения (порчи) груза в процессе перевозки исключается возможность использования груза по прямому назначению, грузополучатель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба в соответствии с настоящего Федерального закона.3. В случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка груза), а при невозможности доставки груза по новому адресу возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением его.4. Переадресовка груза осуществляется в , установленном правилами перевозок грузов.5.

Расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возмещаются за счет грузоотправителя.6. Если скоропортящийся груз, перевозимый в междугородном сообщении, не может быть выдан грузополучателю по причинам, не зависящим от перевозчика, перевозчик запрашивает грузоотправителя по поводу указаний относительно груза. В случае, если грузоотправитель в течение четырех суток со дня получения запроса не даст указаний, в том числе о переадресовке груза, перевозчик в установленном порядке вправе реализовать груз по договору купли-продажи исходя из подтвержденной документами цены груза или при отсутствии таких документов исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, либо на основании экспертной оценки.

Средства, вырученные перевозчиком за реализованный груз, за вычетом причитающихся перевозчику платежей за перевозку груза, а также затрат, связанных с реализацией груза, перечисляются:1) грузополучателю, указанному в транспортной накладной, в случае оплаты им стоимости груза;2) грузоотправителю во всех остальных случаях.7. Порядок проверки массы груза и количества грузовых мест при выдаче груза грузополучателю в пункте назначения должен соответствовать порядку проверки массы груза и количества грузовых мест при приемке груза от грузоотправителя в пункте отправления.8.

Выдача грузов, доставленных в исправных крытых транспортных средствах, контейнерах при наличии исправных пломб грузоотправителей, осуществляется грузополучателям без проверки массы, состояния грузов, количества грузовых мест.9. Выдача груза перевозчиком в пункте назначения с обязательной проверкой массы, состояния груза, количества грузовых мест осуществляется в следующих случаях:1) доставка груза в крытом транспортном средстве, контейнере, принятом для перевозки без пломб;2) доставка груза в неисправных кузове транспортного средства, контейнере или в исправных кузове, контейнере, но с поврежденными пломбами грузоотправителя;3) доставка скоропортящегося груза с нарушением срока доставки, установленного договором перевозки груза, или температурного режима при перевозке, установленного правилами перевозок грузов.10. Выдача перевозчиком груза в таре или упаковке с проверкой массы, состояния груза осуществляется только в случае повреждения тары или упаковки.

При обнаружении повреждения тары или упаковки, а также при наличии других обстоятельств, которые могут оказать влияние на изменение состояния груза, перевозчик обязан провести проверку массы, состояния груза, находящегося в поврежденных таре или упаковке.11. Разница между массой груза, определенной в пункте отправления, и массой груза, определенной в пункте назначения, не должна превышать груза, установленную нормативными правовыми актами Российской Федерации.12.
Разница между массой груза, определенной в пункте отправления, и массой груза, определенной в пункте назначения, не должна превышать груза, установленную нормативными правовыми актами Российской Федерации.12. определения размеров естественной убыли грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом по нескольким транспортным накладным от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя, устанавливается правилами перевозок грузов.13.

Недостача груза, перевозимого навалом, насыпью, наливом с перевалкой или перегрузкой в пути от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя и доставленного в технически исправном транспортном средстве без признаков недостачи груза, определяется по результатам проверки всей партии одновременно выданного груза.14. Если при проверке массы, состояния груза, количества грузовых мест в пункте назначения будут обнаружены недостача, повреждение (порча) груза, грузополучатель и перевозчик обязаны определить размер фактических недостачи, повреждения (порчи) груза.15. При необходимости проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи, повреждения (порчи) груза грузополучатель либо по его требованию или по своей инициативе перевозчик приглашает экспертов в соответствующей области.

Результаты экспертизы, проведенной без уведомления перевозчика или грузополучателя, являются недействительными. В случае уклонения перевозчика от вызова экспертов в соответствующей области или уклонения перевозчика, грузополучателя от участия в проведении экспертизы соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о проведении экспертизы, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза. Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются лицом, заказавшим экспертизу, с последующим отнесением расходов на лицо, виновное в недостаче, повреждении (порче) груза.

Открыть полный текст документа

Доставленный получателю груз объявили пропавшим

Добрый день, попросил узнать один знакомый, как ему поступить в такой непростой ситуации: В июне он на грузовой машине с Крыма перевозил товар в Москву, сам он является физ.лицом, предпринимательской деятельности не ведет, соответственно никаких договоров и заявок он ни с кем не заключал, о стоимости перевозки договаривались устно. Также устно было сказано, что товар весь ведется на склады, по факту же оказалось, что прибыв на выгрузку, машину с товаром поставили просто под торговлю на рынок (конкретного покупателя на весь груз не было, машина выполняла неделю функцию склада. т.к выгружать товар (продукты) было некуда).

Каждый день были обещания оплтаить простой, разгрузить машины и тд.

В итоге водителя переадресовали в город в 100 км от Москвы якобы под конкретного клиента и под выгрузку без простоев. В процессе перевозки и ожидания в Москве водителю оплатили примерно 70% от оговоренной устно стоимости всех услугу посредством перевода на банковскую карту. Переехав на новое место выгрузки, по факту оказалось, что это опять рынок, и водитель простоял еще там три дня.

Ни простой, ни последующей оплаты за доставку груза не последовало, были одни обещания.

Далее водитель уведомил по телефону всё этих же контактных лиц, которые были с ним на связи (якобы грузополучатели/хозяева груза), что он более не имеет возможности жить в машине и торговать на рынке и настоятельно попросил его выгрузить. НА что получил ответ выгружай там на месте сам , ищи помощников и тд.

Водитель договорился с грузчиками рынка о помощи, и весь товар был выгружен на территории охраняемого рынка, о чем он после по телефону уведомил контактные лица. НА перевозку товара в Крыму ему выдали выписанную от руки бумагу (даже не по форме установленного образца) как бы для провоза по территории России на случай если его остановят сотрудники ДПС с досмотром, чтобы он смог показать откуда и куда он везет товар. Прошел примерно месяц. Водителю позвонили люди.

представившиеся сотрудниками полиции, сообщив о том, что на него написано заявление о краже груза и просят приехать теперь в город, где он выгрузил товар для дачи объяснений (водитель проживает в 500 км от данного города).

Вот собственно и суть вопроса в следующем, на каком основании на водителя написали ложное заявление и на каком основании его вообще приняли (неужели так просто на словах можно обвинить человека в преступлении)?

Как теперь ему доказывать, что он ничего не крал (думаю грузчики с рынка будут запуганы и ничего подтверждать о разгрузке не будут), что могут предпринять сотрудники полиции? Нужно ли водителю куда-либо ехать и давать какие-либо объяснения?

НУ и самое главное: во всем этом деле,есть ли шанс реально доказать вину человека без каких-либо бумаг, а просто найдя ложных свидетелей? Спасибо заранее за ответ

Договор перевозки грузов: полезные советы перевозчику

На услуги доставки грузов и переезды заключают договор перевозки. Грузы перевозят по правилам из законов, большинство из которых в договоре нельзя менять в свою пользу.

Правила сделали строгими, чтобы перевозчики не уходили от ответственности за потерю груза и небрежную работу водителей. Мы собрали условия перевозки, которые можно менять в договоре с клиентом.

В статье найдёте шаблон договора и сможете переписать пункты под свои интересы — мы поможем. А вот те самые законы, по которым возят грузы: � Глава 40 «Перевозка» ГК РФ, � , � .

Перевозка груза и транспортная экспедиция — две похожие, но разные услуги.

Перевозка — это перемещение груза из пункта А в пункт Б.

Задача перевозчика — загрузить машину и бережно довезти груз до адреса заказчика. Транспортная экспедиция — это организация перевозки груза. Экспедитор всё берёт на себя: подбирает транспорт и маршрут, оформляет провозные документы, контролирует груз в дороге. Перевозчик всегда отвечает за груз. Экспедитор — только когда везёт груз на своей машине или поручился за перевозчика.

Экспедитор — только когда везёт груз на своей машине или поручился за перевозчика. В этом разница услуг. Договор зависит от услуги, которую предприниматель реально оказывает клиентам: перевозит груз или организует перевозку.

В этой статье мы даём советы по договору перевозки. Предпринимателю не уйти от ответственности, назвав договор перевозки экспедицией. Если от тряски грузовика развалится антикварный стол, перевозчик заплатит.

Суд будет смотреть . Перевозчик за плату перевозит груз заказчика — это предмет договора по ст.

785 ГК РФ. Подробности перевозки пишут здесь же, в предмете. Но можно согласовать время, транспорт, груз и маршрут в отдельном документе — заявке заказчика.

Заявку делают письменно или устно — как принято в вашей организации. Пример: Наименование груза и его характеристики, количество мест, вес груза, адрес подачи транспорта под погрузку и разгрузку, грузополучатель, дата и время начала погрузки, а также все дополнительные сведения, необходимые для организации и осуществления перевозки, указываются Заказчиком в устной или письменной заявке диспетчеру Перевозчика. При приёмке груза перевозчик заполняет транспортную накладную.

Так нужно по ст. 8 Устава автомобильного транспорта. Транспортную накладную делают в двух экземплярах, если отправитель и получатель одно лицо.

Если груз посылают кому-то, экземпляра делают три: водителю, отправителю и получателю.

Принять груз по расписке или накладной свободной формы — . Главное, чтобы читались условия перевозки.

Погрузку и разгрузку делает тот, кому поручили договором. Запишите это условие. Пример: Перевозчик обязан своими силами организовать погрузку и выгрузку груза.

Машина перевозчика должна подходить для груза заказчика. К примеру, для тонны молока понадобится грузовик с рефрижератором. Отсюда правило — ориентироваться на груз заказчика из заявки.

Если транспорт не подходит, заказчик вправе отказаться. А перевозчик заплатит штраф. Так следует из ст.

791 ГК РФ. Отправитель пакует груз, чтобы он не повредился в пути и не испортил грузовик. Это требование из ст. 10 Устава автомобильного транспорта.

За плохо упакованный и совсем без упаковки груз перевозчик не отвечает. Если упаковка — дополнительная услуга перевозчика, это записывают в договор. Тогда перевозчик отвечает за целостность груза.

Пример: Перевозчик оказывает Заказчику дополнительные к перевозке услуги по упаковке груза стоимостью 100 рублей за одну коробку. Когда при погрузке видно, что мебель поломана или фрукты помяты, это записывают в накладную. Без такой записи считается, что груз приняли в полном порядке.

Время приезда машины и срок перевозки пишут в заявке и транспортной накладной. Без срока действует общее правило из ст.

14 Устава автомобильного транспорта:

  1. 10 дней для перевозки по городу и в область,
  2. 30 дней для доставки в другую страну.

Груз считается потерянным, если прошли сроки из закона или заявки. За потерю перевозчик платит заказчику компенсацию.

Цену за перевозку и срок оплаты записывают в договор. Допуслуги наподобие упаковки и подъёма мебели на этаж считают отдельно. Перевозчик обязан иметь прейскурант и показать его по просьбе заказчика. Это требование п. 8 Правил перевозки груза. По желанию сторон в накладную записывают объявленную ценность груза.

По желанию сторон в накладную записывают объявленную ценность груза.

Эту сумму перевозчик оплатит при утере груза. Цену перевозки можно установить в зависимости от объявленной ценности. Объявленная ценность не должна быть выше реальной стоимости.

Так сказано в п. 12 Правил перевозки.

Перевозчик отвечает за сохранность груза и своевременность доставки. Отменить в договоре ответственность перевозчика нельзя.

Такие пункты не сработают в суде — ст. 37 Устава автомобильного транспорта. За сорванную перевозку перевозчик платит 20 % от оплаты, за опоздание — 5 %.

Эти штрафы из ст. 34 Устава автомобильного транспорта. Но в договоре можно посчитать штраф по-другому.

Заказчик платит 20 % от оплаты, если передумал ехать и 5 %, если опоздал к погрузке. Штрафы из ст. 35 Устава автомобильного транспорта. В договоре можно написать другие.

Пример: За простой ТС под погрузкой или разгрузкой по вине Заказчика, Заказчик платит Перевозчику 100 рублей за каждый час простоя. Эльба подходит для ИП и ООО с сотрудниками.

Сервис подготовит всю необходимую отчётность, посчитает зарплату, налоги и взносы и сформирует платёжки.

Акция действует для ИП младше 3 месяцев Перевозчик и клиент могут оказаться в разных городах за тысячи километров. В этом случае принципиально где судиться, если что-то пойдёт не по плану.

По общему правилу судятся по месту жительства ответчика. Если стороны перевозки предприниматели, подсудность можно поменять.

Обязательно запишите в договор, что иск подаётся в арбитражный суд своего региона. С клиентами-физлицами подсудность поменять не получится. На услугу перевозки защита потребителей.

Это значит, клиент пойдёт в районный суд по месту жительства. Пункты договора об изменении подсудности не работают.

Новый формат отношений грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков

Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 г. № 2200 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации” внесло отнюдь не косметические изменения в сферу автомобильных грузоперевозок.

По замыслу чиновников из Министерства транспорта и Федеральной налоговой службы нововведения позволят отслеживать движение денег при оплате транспортных услуг, а также уменьшат количество посредников-экспедиторов, участвующих в одной хозяйственной операции по перевозке груза. Эта статья является продолжением предыдущей о новых правилах перевозки грузов, действующих с 2022 года. В материале будут разобраны вопросы, касающиеся заполнения транспортных накладных и нового формата взаимодействия всех сторон договора перевозки.

По количеству комментариев к предыдущей статье понятно, что эти вопросы очень волнуют читателей, потому что никто не хочет попасть под санкции государственных контролирующих органов. К слову о государственных органах: соответствующие запросы были направлены в Минфин и Минтранс, однако, вразумительных ответов пока не поступило.
К слову о государственных органах: соответствующие запросы были направлены в Минфин и Минтранс, однако, вразумительных ответов пока не поступило. Минфин переслал запросы в Минтранс, Минтранс — в ФНС, которая находится в подчинении Минфина.

Такой вот забавный футбол на уровне министерств. После получения официальных разъяснений статья будет дополнена.

Предыдущая статья о новых Правилах перевозки грузов.

Почему изменения в ППГАТ меняют отрасль? Постановление Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 должно в корне изменить сложившуюся практику указания в 10-ой графе транспортной накладной экспедитора, с которым у грузовладельца заключен договор в качестве перевозчика.

Причин изменений две:

  1. уточнено понятие “водитель” — это лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
  2. Приложением № 4 к ППГАТ 2022 изменена форма транспортной накладной; теперь в ней нашлось место для указания сведений об экспедиторе, а также появилась необходимость указания типа владения транспортным средством — собственность, аренда или лизинг.

Законодатель как бы настойчиво говорит: указывайте в накладных фактического перевозчика, после которого нет другого контрагента-участника перевозки. Цель такой определенности вполне понятна — фискальные органы хотят иметь четкое представление кто является конечным получателем платежа за перевозку, чтобы остальные участники не могли применять льготные режимы налогообложения или уменьшать налог на прибыль списанием горюче-смазочных материалов и приобретением запчастей.

Похоже, что государство всерьез намерено контролировать движение денег по всем перевозкам. Для честных предпринимателей, работающих без применения серых и черных схем ухода от уплаты налогов, изменения практически никак не скажутся на деятельности. Указание в качестве перевозчика владельца транспорта применяется в международных грузовых автоперевозках — в CMR перевозчик ставит свой штамп, подтверждая прием груза у отправителя и никому от этого хуже не становится.

Сможет ли перевозчик требовать оплату у грузовладельца?

Нет. Верховный Суд РФ дважды высказался по этому поводу: требовать оплату перевозчик может только у лица, с которым у него заключен договор (п.

11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции; п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26). Однако следует учитывать, что если между грузовладельцем и перевозчиком будет существовать только один посредник, это уменьшит количество неплатежей.

Причина тому проста — сложность процедуры заключения договоров с крупными грузовладельцами.

Таким образом, “первый” экспедитор будет заинтересован в сохранении отношений с перевозчиками и своевременной оплате их услуг. В свою очередь перевозчик может рассчитывать на успешное взыскание задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами при обращении в суд — ведь его контрагентом с большей долей вероятности будет не фирма-однодневка, а организация, которая непосредственно заинтересована в продолжительном существовании, ликвидация которой ударит по доходам бенефициаров.

В свою очередь перевозчик может рассчитывать на успешное взыскание задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами при обращении в суд — ведь его контрагентом с большей долей вероятности будет не фирма-однодневка, а организация, которая непосредственно заинтересована в продолжительном существовании, ликвидация которой ударит по доходам бенефициаров. Таким образом, в среднесрочной перспективе вполне возможно уменьшение неплатежей в сфере грузовых автоперевозок.

Стоит ли экспедиторам опасаться потери клиентов? Раскрытие информации о фактических перевозчиках в транспортной накладной может спровоцировать у грузовладельцев желание работать с перевозчиками напрямую.

Но оправданы ли опасения экспедиторов потерять клиентов из-за этого? На мой взгляд это маловероятно.

  • Наработанная дебиторская задолженность позволяет производить зачет любых нарушений условий договора, начиная от опозданий и срывов погрузок, заканчивая полной утратой груза при перевозке. При перевозке грузов каждый раз с новым перевозчиком дебиторской задолженности образоваться неоткуда, следовательно, взыскивать штрафы и убытки придется в судах, что значительно увеличит нагрузку на юридические подразделения.
  • Применяемое крупными грузовладельцами контрактование, то есть закрепление за экспедитором определенного количества перевозок по фиксированной цене, которые он обязан выполнить. За невыполнение условий контракта — штраф.
  • Основная часть перевозчиков в России — небольшие организации или предприниматели с автопарком до 15 единиц. Этого количества не хватит для закрытия потребности в автотранспорте любого относительно крупного грузовладельца. Грузовладельцу проще заключить договоры с 4-5 экспедиторами, чем с тысячами перевозчиками.
  • Процедура заключения договора с более-менее крупным грузовладельцем достаточно длительная, и это не подходит перевозчикам, работающим в режиме “ищу загрузку когда освободился”.
  • НДС. Большинство перевозчиков не применяет общую систему налогообложения, следовательно, грузовладелец не может возместить налог на добавленную стоимость.

Кроме того нужно понимать, что и до принятия новых Правил перевозки грузов грузовладелец всегда мог узнать фактического перевозчика — достаточно было спросить у водителя телефон работодателя.

Однако грузовладельцы предпочитали не создавать себе лишние трудности и работали с экспедиторами. Заполнение транспортных накладных 2022. Больше всего вопросов после вступления в силу новых Правил перевозки грузов возникает касательно порядка заполнения основного перевозочного документа — транспортной накладной.

В этом разделе будет произведен разбор этих вопросов. Если вопросы все-таки останутся — задавайте их в комментариях после текста статьи либо через форму обратной связи. Резюмирую основные моменты, которые необходимо учитывать при заполнении транспортных накладных после 2022 года:

  1. клиент экспедитора, заключивший договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, указывается в графе 1а;
  2. если перевозку организует экспедитор, то именно он должен быть указан в графе 1 «Грузоотправитель» с проставлением соответствующей отметки в чекбоксе «Является экспедитором»;
  3. в разделе 10 «Перевозчик» указываются сведения о фактическом перевозчике, владеющим транспортным средством по праву собственности, аренды или лизинга (тип владения указывается в графе 11) и имеющем трудовые или гражданско-правовые отношения с водителем.

Не все грузовладельцы осознают важность правильного оформления транспортных накладных, однако, если продолжать оформлять их по-старому, у экспедитора и грузовладельца возникают реальные риски привлечения к налоговой и даже уголовной ответственности.

У многих экспедиторов договорами предусмотрена обязанность контролировать правильность заполнения транспортных документов.

Вы можете скачать шаблон письма и направить его своим клиентам.

Письменное уведомление с предупреждением о рисках действует убедительнее, чем просто разговор по телефону.

Скачать шаблон в формате DOCX Когда нужно заполнять транспортную накладную? Всегда, когда заключается договор перевозки, под которым понимается принятие на себя перевозчиком обязательства доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Существующее законодательное ограничение плательщика за транспортные услуги — им, из буквального толкования ч. 1 ст. 785 ГК РФ, является именно грузоотправитель — не является препятствием для переквалификации договоров перевозки в судах.

Более того, в судебных решениях часто можно встретить “по соседству” положения, регулирующие правоотношения сторон договоров перевозки и транспортной экспедиции применительно к одному и тому же участнику, и в этом нет никакой ошибки — эти виды договоров обладают значительными признаками сходства, и даже Верховный Суд РФ в разделе “Соотношение обязательств перевозчика и экспедитора” Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26 не смог однозначно разъяснить четкие различия между этими договорными конструкциями. Суды до сих пор толкуют договоры так, как это им кажется целесообразным в каждом случае.

Нужна ли товарно-транспортная накладная (ТТН)? Актуальное законодательство однозначно говорит, что подтверждением заключения договора перевозки является транспортная накладная.

При этом ТТН не упразднена и до сих пор присутствует в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, хоть и не является обязательной для применения кроме случаев, когда это прямо предусмотрено действующим законодательством (информация Минфина России N ПЗ-10/2012). К таким случаям относится перевозка зерна (применяется специальная форма СП-31), алкоголя и этилового спирта (ч.

1¹ ст. 10 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ). Для подтверждения затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом достаточно надлежащим образом оформленной транспортной накладной (письмо ФНС РФ от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123).

Таким образом, использование товарно-транспортной накладной в общем случае не обязательно, но и не запрещено. Однако, при отсутствии транспортной накладной могут возникнуть проблемы с подтверждением затрат на перевозку груза одной лишь товарно-транспортной накладной.

Нужна ли транспортная накладная когда поставщик доставляет товар покупателю своим транспортом? Министерство Финансов РФ в письме от 17.08.2011 N 03-03-06/1/499 сообщает, что в случае, если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза. В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т.

Более поздними письмами и иными информационными сообщениями было установлено, что применение ТТН не является обязательным, что следует учитывать при анализе разъяснений компетентных органов государственной власти.

Существует очевидное противоречие при необходимости составления транспортной накладной в случае, если грузоотправитель и перевозчик — одно и то же лицо. Так как транспортная накладная является подтверждением заключения договора перевозки, не ясно для чего грузоотправителю заключать с самим же собой договор. Более логичное и обоснованное толкование законодательства представлено Минфином РФ для случая, когда покупатель вывозит товар у продавца самовывозом.

Нужно ли заполнять транспортную накладную в случае самовывоза товара покупателем? Такой вариант передачи товара от продавца (поставщика) покупателю также был рассмотрен в письме Минфина от 17.08.2011 N 03-03-06/1/499.

В разъяснении отмечено, что в таком случае договор перевозки не заключается, услуги по перевозке груза не оказываются, следовательно, формирование и выдача транспортной накладной не должны производиться.

Затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство. В чем состоит принципиальная разница при доставке груза силами поставщика, когда составлять и выдавать транспортную накладную все-таки нужно — совершенно неясно, ведь и в этом случае было бы логичнее использовать путевой лист грузового автомобиля для учета расходов и контроля доставки товара соответствующими отметками грузополучателя. Когда транспортную накладную заполняет экспедитор?

Транспортная накладная является подтверждением заключения договора перевозки (ч. 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ, ч.

1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта). Следовательно, она должна выдаваться во всех случаях, когда с перевозчиком заключается договор, предметом которого является перевозка груза. Право экспедитора заключить договор перевозки и выдать перевозчику транспортную накладную предусмотрено ч.

1 ст. 801 ГК РФ. При этом экспедитор может одновременно являться и перевозчиком (ч. 2 ст. 801 ГК РФ), то есть, собственник транспорта может выдать транспортную накладную самому себе. Экспедитор указывает в транспортной накладной следующие сведения:

  1. в графе 2 — наименование и реквизиты получателя;
  2. в графе 1а — сведения о своем клиенте;
  3. в графе 1 — свое наименование и необходимые реквизиты, отмечает чекбокс “является экспедитором”;
  4. в графе 6 — сведения о лице, от которого забирается груз, подпись и (при наличии) печать ставит сотрудник организации, у которой забирается груз.

Рассмотрим пример: ООО “Экспедитор”, действуя по поручению ООО “Получатель” забирает груз у ООО “Отправитель”.

В этом случае заполнение транспортной накладной должно быть таким: Нужно ли указывать ИНН водителя в транспортной накладной?

Основной целью нововведений является повышение прозрачности денежных потоков от грузовладельца до конечного перевозчика, поэтому не рекомендуется оставлять без заполнения сведения об ИНН водителя. Узнать ИНН водителя, как и любого другого физического лица — гражданина РФ — можно на сайте ФНС России: https://service.nalog.ru/inn.do. Для получения сведений необходимо указать:

  1. серию и номер документа, удостоверяющего личность.
  2. вид документа, удостоверяющего личность (в общем случае это паспорт);
  3. фамилию, имя и отчество гражданина;
  4. дату рождения;

Остальные поля в форме запроса ИНН можно оставлять незаполненными.

Можно ли оставлять часть граф транспортной накладной не заполненными? Ространснадзор не видит в этом ничего предосудительного и допускает проставление прочерков в незаполненных графах транспортной накладной, то есть, инспектора не будут привлекать водителей к административной ответственности по ст.

Рекомендуем прочесть:  Коды россии на штрих кодах

12.21 КоАП РФ за не полностью заполненную накладную.

Риск быть привлеченным к налоговой или административной ответственности минимален. Применить к “нарушителю” ст. 15.11 КоАП РФ вряд ли получится, так как условием наступления административной ответственности по этой статье является:

  1. искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
  2. регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета
  3. занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

При этом следует обратить внимание, что официальной позиции Федеральной налоговой службы по этому вопросу ещё нет, следовательно, полностью оценить налоговые риски пока не представляется возможным.

Графа 8 “Условия перевозки”. В этом разделе транспортной накладной пять строк, в которых можно указать диспозитивные условия договора перевозки:

  1. размер штрафа за непредъявление транспортных средств для перевозки груза, за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, за простой специализированных транспортных средств и задержку (простой) контейнеров.
  2. порядок внесения в транспортную накладную записи о массе груза и способе ее определения, опломбирования крытых транспортных средств и контейнеров, порядок осуществления погрузо-разгрузочных работ, выполнения работ по промывке и дезинфекции транспортных средств;
  3. сроки, по истечении которых грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным, форма уведомления о проведении экспертизы для определения размера фактических недостачи, повреждения (порчи) груза;
  4. размер штрафа за невывоз груза по вине перевозчика, несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера и просрочку доставки груза, порядок исчисления срока просрочки;
  5. размер платы и предельный срок хранения груза в терминале перевозчика, сроки погрузки (выгрузки) груза, порядок предоставления и установки приспособлений, необходимых для погрузки, выгрузки и перевозки груза;

В случае отсутствия всех или каких-либо отдельных записей в этом разделе накладной применяются условия перевозки грузов, предусмотренные Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом (п. 13 ППГАТ). Из буквального толкования этого пункта следует, что желательно заполнять все пять строк либо точными условиями, либо простой ссылкой на реквизиты договора, чтобы при разрешении ситуаций в суде не возникало спора о том, были ли условия договора между грузоотправителем и перевозчиком фактически согласованы (что, впрочем, маловероятно — обязательства по договору нужно исполнять — статьи 309, 310 Гражданского кодекса РФ). Этот раздел нужен в случае, когда заключение договора перевозки происходит принятием перевозчика заказа к исполнению (ч.

5 ст. 8 Устава автомобильного транспорта) и существует необходимость согласовать отличные от стандартных условия. В таком случае обычными условиями договора перевозки являются:

  1. сроки погрузки (выгрузки) груза — согласно Приложения № 7 к Правилам перевозки грузов;
  2. размер штрафа за непредъявление транспортных средств для перевозки груза — 20% провозной платы (ч. 1 ст. 34 Устава автомобильного транспорта);
  3. порядок внесения в транспортную накладную записи о массе груза и способе ее определения — в общем случае сведения вносит грузоотправитель, а если местом отправления является терминал перевозчика — перевозчик. Исключениями являются предъявление груза в контейнере либо опломбирование транспортного средства грузоотправителем (п. 55 Правил перевозки грузов) — тогда сведения в любом случае вносит грузоотправитель;
  4. порядок опломбирования крытых транспортных средств и контейнеров — осуществляется грузоотправителем (ч. 2 ст. 13 Устава автомобильного транспорта, п. 56 Правил перевозки грузов);
  5. размер штрафа за задержку (простой) контейнеров — 5% от провозной платы за каждый час просрочки, при перевозке в междугородном сообщении — 1% среднесуточной провозной платы (ч. 7 ст. 35 Устава автомобильного транспорта).
  6. размер штрафа за простой специализированных транспортных средств — в два раза больше, чем за простой неспециализированных транспортных средств (ч. 5 ст. 35 Устава автомобильного транспорта);
  7. размер штрафа за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку — 5% от провозной платы за каждый час просрочки, при перевозке в междугородном сообщении — 1% среднесуточной провозной платы (ч. 4 ст. 35 Устава автомобильного транспорта);
  8. порядок предоставления и установки приспособлений, необходимых для погрузки, выгрузки и перевозки груза — грузоотправитель предоставляет и устанавливает на транспортном средстве приспособления, необходимые для погрузки, выгрузки и перевозки груза, а грузополучатель снимает их с транспортного средства (п. 50 Правил перевозки грузов);
  9. порядок осуществления погрузо-разгрузочных работ — погрузку производит грузоотправитель, выгрузку — грузополучатель (п. 52 Правил перевозки грузов);
  10. форма уведомления о проведении экспертизы для определения размера фактических недостачи, повреждения (порчи) груза — письменная (ч. 15 ст. 15 Устава);
  11. размер платы и предельный срок хранения груза в терминале перевозчика — стоимость хранения может быть установлена только договором, предельный срок хранения составляет 30 суток (ч. 2 ст. 16 Устава);
  12. размер штрафа за просрочку доставки груза, порядок исчисления срока просрочки — 9% от провозной платы за каждые сутки просрочки, начиная с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, но не больше размера провозной платы (ч. 11 ст. 34 Устава автомобильного транспорта);
  13. порядок выполнения работ по промывке и дезинфекции транспортных средств — в общем случае обязанность относится на грузополучателя (п. 74 Правил перевозки грузов);
  14. размер штрафа за невывоз груза по вине перевозчика — 20% от провозной платы (ч. 1 ст. 34 Устава автомобильного транспорта);
  15. сроки, по истечении которых грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным — в течение десяти дней со дня приема груза для перевозки при перевозках в городском и пригородном сообщениях и в течение тридцати дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю, при перевозке в междугородном сообщении (ч. 3 ст. 14 Устава);
  16. размер штрафа за несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера: при перевозке в городском или пригородном сообщении — 5% от провозной платы за каждый час просрочки, при перевозке в междугородном сообщении — 1% среднесуточной провозной платы (ч. 3 ст. 34 Устава автомобильного транспорта);

Графа 9 “Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению”.

Заполняется перевозчиком в случае, когда другое подтверждение этого факта отсутствует, или проще говоря, когда отсутствует согласованная любым способом заявка на перевозку груза. В случае, если заявка на транспортные услуги согласована, нет необходимости дублировать подтверждение. К согласованию относится также акцепт заявки на электронных площадках, позволяющий установить, что оферта и акцепт исходят от соответствующих сторон.

Графа 15 “Подписи сторон”. В графе ставят подписи представители грузоотправителя (даже если им является экспедитор) и перевозчика. Графа 16 “Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы (при необходимости)”. В названии раздела установлено право оставлять его без заполнения.

Необходимость заполнения 16-ой графы транспортной накладной возникает в случае, если отсутствует заявка на перевозку груза с согласованным размером провозной платы, однако, даже в этом случае пустая графа не станет большой проблемой для определения размера ставки за перевозку — в силу ч. 3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги. Впрочем, ФНС РФ придерживается другого мнения — в Письме от 19.04.2022 г.

№ СД-4-2/[email protected] фискальное ведомство уведомляет, что будет считать накладные с незаполненным или некорректно заполненным 16-ым разделом документом, который не подтверждает расходы на перевозку груза и не будет принимать их в целях уменьшения базы налога на прибыль.

Очевидно, что в этом случае плательщикам за услуги доставки груза придется обращаться в суд за защитой своих интересов. Печати в транспортной накладной.

Ставить оттиски печатей в транспортной накладной не обязательно. При этом следует отметить, что кроме случая подписания транспортной накладной электронными подписями, рекомендуется ставить печати, чтобы в дальнейшем избежать споров относительно наличия у представителя стороны, поставившего свою подпись, соответствующих полномочий.

Обязанность требовать подтверждения правомочий (согласно ст. 185 ГК РФ им является доверенность) на подписание транспортных документов презюмируется и не требует дополнительных пояснений. Экспедиторская расписка. При выдаче транспортной накладной экспедитором, клиент должен получить документ, подтверждающий принятие груза экспедитором (ч.

4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”). Таким документом, в силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 “Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности”, является экспедиторская расписка.

Форма бланка экспедиторской расписки и других экспедиторских документов установлена Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23 “Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов”. Неприменение экспедиторских документов в правоотношениях между клиентом и экспедитором может повлечь отказ налогового органа учесть расходы грузовладельца (ст. 252 Налогового кодекса РФ) при исчислении налога на прибыль, что станет причиной повышенной налоговой нагрузки.

В письме Федеральной налоговой службы от 27 мая 2022 г. № ЕА-4-26/[email protected]

«О форме и порядке заполнения транспортной накладной на перевозку грузов автомобильным транспортом»

фискальное ведомство особо отметило это обстоятельство: само по себе указание в транспортной накладной лица, не являющегося стороной договора перевозки (имея ввиду экспедитора), не освобождает стороны от оформления документов, предусмотренных главой 41 Гражданского кодекса «Транспортная экспедиция».

Какую информацию следует запрашивать от перевозчика?

Экспедитору или грузовладельцу следует удостовериться в том, что перевозчик является тем лицом, которое будет фактически выполнять перевозку груза. Для этого необходимо получить документы, подтверждающие:

  1. наличие трудовых или гражданско-правовых отношений с водителем.
  2. владение транспортным средством (свидетельство о регистрации транспортного средства и действующий путевой лист);

Обратите внимание, что собственник транспортного средства — не обязательно перевозчик.

Собственник может передать автомобиль арендатору, который будет его эксплуатировать и выполнять перевозки.

Именно для этого следует требовать путевой лист, который, в силу п. 8 Приказа Минтранса РФ от 11.09.2020 г.

№ 368, выдается эксплуатантом транспортного средства.

Что делать, если между экспедитором и перевозчиком есть посредник(и)? В таком случае наиболее целесообразно заключить агентский договор.

Схема взаимоотношений участников всей цепочки будет выглядеть так: грузовладелец заключает договор с экспедитором.

Экспедитор подыскивает транспорт и может заключить договор с перевозчиком либо с агентом, который за плату сообщает сведения о перевозчике (в свою очередь, агент может получить сведения о перевозчике от другого агента, с которым он также заключает агентский договор).

После этого экспедитор заключает договор с перевозчиком. В этой схеме грузовладелец уплачивает экспедитору его вознаграждение, экспедитор производит два платежа — агенту и перевозчику, а агенты самостоятельно производят взаиморасчеты друг с другом.

Следует признать, что такая схема значительно повышает прозрачность платежей за услуги по перевозке грузов и приводит правоотношения сторон к полному соответствию с нормативными актами. Ответственность агента за перевозчика.

Предметом агентского договора является предоставление информационных и посреднических услуг.

Говоря простыми словами, агент сообщает своему принципалу (заказчику) сведения о перевозчике, который готов выполнить перевозку на определенных условиях. Таким образом, агент не отвечает за действия перевозчика при исполнении им обязательств по договору перевозки, так как не является стороной этого договора (ч. 3 ст. 308 ГК РФ). Разумеется, принципал может включить в договор обязательство агента быть поручителем по обязательствам перевозчика, но это самостоятельное обязательство, которое любая сторона любого договора может предложить принять любому другому лицу.

Можно ли заключать договор аренды с перевозчиком? В силу различных причин экспедитор может захотеть фигурировать в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика. В этом случае он должен заключить с владельцем транспортного средства договор аренды либо субаренды, а с водителем — трудовой или гражданско-правовой договор.

В этом случае у экспедитора возникает обязанность уплатить НДФЛ (за водителя и, возможно, если владельцем транспорта является физическое лицо — за него). Кроме того появляются риски невозможности взыскания стоимости утраченного или поврежденного груза, штрафов за срывы погрузки или опоздания.

Поэтому следует взвесить все доводы “за” и “против” такого способа оформления отношений с перевозчиком. Как экспедитор выдаст транспортную накладную, не присутствуя на погрузке? Действительно, это может показаться серьезной проблемой, требующей от экспедитора командирования своего сотрудника к месту отгрузки.

Однако, есть минимум два способа обойтись без физического присутствия экспедитора на погрузке:

  1. выдача лицу, отпускающему груз, доверенности от экспедитора с правом подписи транспортных накладных;
  2. использование систем электронного документооборота.

Последний способ, вероятнее всего, через несколько лет станет основным. С 2022 года в России будет запущена информационная система сведений из электронных перевозочных документов — информационная система, находящаяся в собственности Российской Федерации, обеспечивающая в том числе обмен сведениями из электронных перевозочных документов и их представление органам государственной власти Российской Федерации с использованием систем межведомственного электронного взаимодействия.

Основной целью запуска этой информационной системы является предоставление прямого доступа к сведениям о перевозках контролирующим и фискальным органам. Непосредственного доступа к информационной системе у грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков не будет, а процесс электронного документооборота будет происходить в иных (коммерческих) сервисах. В государственную информационную систему будут агрегироваться сведения и документы из частных систем электронного документооборота.

Очевидно, что государство станет настоятельно предлагать всем — грузовладельцам, экспедиторам и перевозчикам — пользоваться именно таким способом оформления транспортных документов, так как направленность действий законодателя не допускает двойных толкований: государство стремится взять под контроль денежные потоки в сфере грузовых автоперевозок. договор перевозки,законодательство 2014-2022 © Смородников А. В. Юрист по транспортному праву Юридические консультации по перевозкам.