Главная - Другое - Федеральный закон о крестьянское фермерское хозяйство как купит другому человеку кфха

Федеральный закон о крестьянское фермерское хозяйство как купит другому человеку кфха


Крестьянское фермерское хозяйство


Крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) — совсем не новость для России. Как вид предпринимательской деятельности они появились ещё в конце 80-ых годов в той стране, о которой сейчас приходится лишь мечтать – СССР. Но только через 14 лет, уже в России, был издан закон № 74-Ф3 под названием

«Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве»

. Дума приняла закон 23 мая 2003 года, Совет Федерации одобрил – через 5 дней, а президент подписал ещё через 2 недели – 11 июня.

Закон определяет все правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Он становится гарантом права граждан на данный вид самостоятельной деятельности.

Закон состоит из 23 пунктов, разбитых по 9 главам. Первая глава определяет общие положения закона и закрепляемого им вида деятельности на земле. Самое главное – точно определяется, что же такое фермерское хозяйство, и мы советуем всем, интересующимся КФХ очень внимательно уяснить себе это положение, которое приводим дословно (здесь и далее, все выдержки из закона приводятся без изменений и выделяются шрифтом): “Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии”.

Обращаем внимание, что закон относит к деятельности КФХ не только производство и реализацию, но и хранение и транспортировку сельхозпродукции, что принципиально важно, учитывая недоработки законов, по которым происходило функционирование КФХ до сих пор.

Создаётся хозяйство группой лиц или единственным человеком, без образования или с образованием юридического лица. Последний случай определяет статья 86.1 4-ой главы Гражданского кодекса России, которая называется «Крестьянское (фермерское) хозяйство».

Вот все 5 пунктов данной статьи : “1.

Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23 [имеется в виду 74-Ф3]), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.

Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности. 3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом [74-Ф3].” Обращаем внимание на ключевые выдержки из закона о КФХ: • Объединение граждан должно произойти строго на принципах добровольности; • Предполагается личное участие каждого члена хозяйства в его деятельности; • Гражданин имеет право быть членом только одного КФХ со статусом юридического лица; • В случае взыскания задолженности с хозяйства реализация его имущества должна проводиться на публичных торгах.

5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом [74-Ф3].” Обращаем внимание на ключевые выдержки из закона о КФХ: • Объединение граждан должно произойти строго на принципах добровольности; • Предполагается личное участие каждого члена хозяйства в его деятельности; • Гражданин имеет право быть членом только одного КФХ со статусом юридического лица; • В случае взыскания задолженности с хозяйства реализация его имущества должна проводиться на публичных торгах. • Все члены хозяйства несут ответственность друг за друга – если один не может выполнить свои обязательства, это обязаны сделать другие. В этом и заключается понятие субсидиарной ответственности (с латыни – «вспомогательной», «дополнительной»).

Если КФХ функционирует без образования юридического лица, то его деятельность регулируется гражданским кодексом и законом № 74-Ф3. В частности : • Государственная власть должна содействовать образованию рассматриваемых объединений, а в дальнейшем всячески поддерживать их работу, обеспечивая доступ к ресурсам, в первую очередь, финансовым. • Строжайше не допускается любое вмешательство государства в деятельность КФХ, если, конечно, эта деятельность не пахнет откровенной уголовщиной.

Очень важной главой закона является 2-ая, определяющая порядок создания фермерского хозяйства.

Во-первых, право создать фермерское хозяйство на территории России имеет любой её житель: • Гражданин страны; • Иностранец, или, • Лицо без гражданства.

В члены КФХ могут быть в дальнейшем приняты родственники основателя, но • Не более чем из 3 семей, и, • По достижении 16-летнего возраста.

В КФХ могут включаться лица и не состоящие в родстве с главой хозяйства, но их количество не должно превышать 5 человек. Если хозяйство создаётся одним лицом, то и соглашения составлять не требуется, иначе потребуется соглашение между организаторами, которое обязательно должно включать следующие сведения : “1) о членах фермерского хозяйства; 2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством; 3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства; 4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом; 5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства; 6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.” Уже перечень требуемых сведений ясно говорит о том, что создание документа требует предельной точности и дисциплины, как организационной, так и юридической.

Если хозяйство создаётся одним лицом, то и соглашения составлять не требуется, иначе потребуется соглашение между организаторами, которое обязательно должно включать следующие сведения : “1) о членах фермерского хозяйства; 2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством; 3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства; 4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом; 5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства; 6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.” Уже перечень требуемых сведений ясно говорит о том, что создание документа требует предельной точности и дисциплины, как организационной, так и юридической. Поэтому, настоятельно советуем составление данного документа проводить под строгим кураторством квалифицированного юриста, знакомого со спецификой создаваемой организации. Именно юрист не забудет напомнить всем участникам будущей организации, что: • К соглашению должны прилагаться копии документов, подтверждающих родство членов организации, если такое есть; • Соглашение обязаны подписать все члены организации лично (тут не забудем от такой вещи как «графологическая экспертиза», которая не допустит никаких подделок подписей); • Создаваемый документ не ограничивает творческую инициативу его подписантов – в документ могут быть внесены и любые другие положения, касающиеся деятельности хозяйства, лишь бы они не входили в противоречие с законами страны.

• Необходимо уже в самом первом варианте соглашения предусмотреть возможные его изменения, касающиеся состава членов хозяйства.

Последняя статья (5-ая) 2-ой, организационной, главы закона 74-Ф3 коротко требует государственной регистрации создаваемой организации. Именно с момента госрегистрации КФХ признаётся официально созданным.

Обращаем внимание, что закон не определяет порядок проведения регистрации в государственных органах. Принципиально важной является 3-тья глава закона, определяющая имущество членов КФХ.

Практика почти 30-летнего опыта функционирования подобных хозяйств показывает, что, в конце концов, именно имущество и является основой всех взаимоотношений в коллективе. Тут удивляться не приходится – материальное берёт своё, тем более, такое как : • земельные участки, • всевозможные здания и постройки (другими словами, недвижимость), • мелиоративные сооружения и сооружения для других производственных операций; ну, и, конечно : • весь скот и птица, • техника и оборудование, • транспортные средства, • инвентарь и любое иное оборудование, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства; а также, безусловно : • вся продукция хозяйства, • любые финансовые ресурсы, полученные от деятельности КФХ. Особо подчёркивается, что всё перечисленное находится в совместном использовании членов хозяйства в равной степени, если иное отдельно не оговаривается в соглашении – вот когда без помощи юриста не обойтись.

Полный и подробный перечень имущества КФХ был уточнён через 3 с половиной года после издания закона 74-Ф3 4 декабря 2006 года в законе № 201-Ф3. Закон определяет также следующие положения, касающиеся владением имущества КФХ : • Все члены хозяйства владеют имуществом сообща; • Порядок владения оговаривается в соглашении; • Всё владение должно осуществляться только в общих интересах хозяйства; • Имущество — гарант заключаемых хозяйством сделок; • Все сделки, заключаемые главой хозяйства, «по умолчанию» предполагаются заключаемыми в интересах всех членов хозяйства.

Если сделка вызывает недоверие у любого члена организации, и он считает, что она заключена в интересах отдельных лиц, то такое недоверие имеет, безусловно, право на оглашение, но при наличии неопровержимых доказательств. Там, где речь идёт об имуществе, никуда не деться от разговора о его разделе и наследовании. Здесь действуют следующие положения : • Очень важно!

При выходе одного из членов хозяйства из организации земля и средства производства в полном объёме остаются собственностью хозяйства.

• Отказник только имеет право на денежную компенсацию своего пая. Если размер этого пая стороны вынуждены определять в судебном порядке, то выплата должна быть произведена не позднее чем через год, после подачи заявления о выходе (заметим, а не через год после принятия окончательного судебного решения). • Бывший член КФХ ещё в течение 2 лет несёт ответственность за все действия организации, совершённые в его бытность в ней.

• Если КФХ прекращает свою деятельность, то имущество делится между всеми его членами согласно требованиям Гражданского кодекса. • Гражданский кодекс определяет и правила и права наследования имущества КФХ. Если вы думаете, что споры о земле возникли, когда в своё время кто-то воскликнул : «Земля – крестьянам!» — то вы ошибаетесь.

Если вы думаете, что споры о земле возникли, когда в своё время кто-то воскликнул : «Земля – крестьянам!» — то вы ошибаетесь. Этим спорам сто лет в обед, и всегда они были до ужаса трудны в разрешении. Что же удивляться, что разрешению «земельного вопроса» при создании КФХ в законе отводится самая большая, 4-ая, глава.

Дело дошло до того, что закон был переиздан дважды : • Сначала 28 декабря 2013 года под № 446-Ф3, а затем, • 23 июня 2014 года под номером 171-Ф3, И оба раза корректировалась именно 4-ая глава.

Итак, глава называется

«Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности»

.

Во-первых, надо всех успокоить сразу. Если вид разрешённого использования земли не входит в новый перечень видов по закону № 446-Ф3, то вам не придётся заново оформлять все документы. Во-вторых, чётко определяется, что КФХ может иметь в своём использовании земли сельскохозяйственного назначения, причём на этих землях возможно строительство, необходимое для функционирования хозяйства.
Во-вторых, чётко определяется, что КФХ может иметь в своём использовании земли сельскохозяйственного назначения, причём на этих землях возможно строительство, необходимое для функционирования хозяйства.

В-третьих, КФХ может через суд оспорить отказ местного органа госвласти предоставить необходимую землю.

В-четвёртых, порядок выделения земель КФХ строго ориентирован на положения другого закона — № 101-Ф3

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

от 24 июля 2002 года. И снова мы ведём речь о необходимости надёжной юридической поддержки деятельности КФХ. Безусловно, список членов КФХ не может застыть «на одном месте».

Возможен и приём новых членов и исключение уже бывалых работников. Этой теме посвящена 5-ая глава закона.

Всё довольно просто: • Приём новых членов происходит при взаимном согласии всех членов КФХ и при наличии письменного заявления вновь вступающего. • Выходу из хозяйства также должно предшествовать заявление в письменной форме.

Из членов хозяйства при взаимном согласии всех избирается его глава, который должен проводить свою работу на благо всей организации, не допуская ущемления прав любого из его членов. 17-ая статья закона определяет полномочия главы КФХ : “Глава фермерского хозяйства:

  1. осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;
  2. выдает доверенности;
  3. организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;
  4. без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  5. осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.”
  6. организует деятельность фермерского хозяйства;

Если в течение полугода глава хозяйства не осуществляет своей деятельности, то его члены на собрании вправе поставить вопрос о его замене, что, впрочем, не влечёт исключение неудачного главы из членов КФХ. Закон допускает объединение нескольких КФХ в союзы по любому признаку, лишь бы деятельность подобного нового объединения отвечало целям работы каждого КФХ и полностью отвечало законам Российской Федерации.

В противном случае надзорные органы вправе по суду прекратить деятельность любого хозяйства. Определяются и другие причины закрытия КФХ :

  1. При банкротстве хозяйства;
  2. В случае преобразования КФХ в производственный кооператив или хозяйственное товарищество.
  3. Если по различным причинам в КФХ не осталось ни одного члена;
  4. По обоюдному согласию всех членов;

Если ваше КФХ было создано по старому закону ещё РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 года, то его перерегистрация не требуется.

Более того, такие хозяйства могут на равных основаниях быть преобразованы в «юридические лица». Есть небольшой только нюанс, который нужно иметь в виду.

Если ваше хозяйство уже изначально было организовано как юридическое лицо по тому, старому, закону 1990 года, то перерегистрация также не требуется, но только до 1 января 2022 года!

Данное положение было введено законами №239-Ф3 и №263-Ф3 от 30 октября 2009 и 25 декабря 2012 соответственно.

Безусловно, организация КФХ дело для инициативных людей, настоящих трудяг на земле, связывающих с ней всю свою дальнейшую жизнь. Нельзя сказать, что множество принятых законов обеспечило данной форме организации сельскохозяйственных работ на земле сколько-нибудь успешное продвижение.

Но, что несомненно – государство таким образом говорит о своей полной поддержке КФХ, а дальше уже как повезёт, как пойдёт дело, насколько оно будет продумано и по-настоящему востребовано на рынке. Но вот советы от тех, кто всё-таки решился однажды пойти по этой дороге и не разочаровался :

  1. Обязательно накапливайте опыт взаимоотношений и работы. Не стоит сразу бросаться в дело, сломя голову. Сначала испытайте КФХ в малом, пусть тестовом варианте, которое не потребует больших финансовых вложений, затем постепенно расширяйтесь.
  2. Очень удобно, что КФХ могут поставлять свою продукцию в любые торговые точки, тогда как продукция с личных подсобных хозяйств в магазинах появиться не может. КФХ находится на едином налоге, а это только 6% от общего оборота хозяйства. Ну, и, когда КФХ достаточно выросло, оно может рассчитывать на помощь государства, но для этого потребуется официальная регистрация в виде юридического лица.
  3. Рассчитывайте в этой работе только на себя, по возможности поменьше обращайтесь за кредитами. По крайней мере, вся работа с банками должна быть продумана до мелочей. И это несмотря на то, что государство якобы постоянно готово оказывать поддержку развитию КФХ. Вот только Скрынник, проработав 3 года министром, почему уехала жить на Запад, а тут ещё говорят о каких-то вызовах её в следственные органы. Всё это страшно дискредитирует саму отрасль и её начинания, в целом очень перспективные.
  4. Вся работа должна быть точно просчитана, её алгоритм должен быть понятен любому члену хозяйства, каждый должен строго выполнять свою работу и понимать на 100% каков вклад этой работы в успех работы всего предприятия.

А вот уже предостережения от тех, кто набил шишек в этом деле:

  1. КФХ не стоит, по крайней мере, в начале, связываться с торговлей – остановитесь пока на решении главной задачи выращивания;
  2. Задача поиска покупателей своей продукции должна стать постоянным делом любого КФХ, а отсюда вывод один – постоянная реклама своей продукции и постоянное повышение, как её качества, так и услуг по её поставке.

→ →

Фермерство: как регулируется деятельность, КФХ

Россия – огромная страна, имеющая значительные ресурсы для развития сельскохозяйственной отрасли экономики. Несмотря на довольно суровый климат, растениеводство и животноводство длительное время были определяющими видами деятельности населения.

На протяжении большей части советского периода истории нашего государства сельское хозяйство было представлено в форме государственного (совхозы) и кооперативного секторов (колхозы).

Частная собственность на землю была под запретом, в то время как продукция, произведенная в подсобных хозяйствах, использовалась в порядке частного потребления.

После распада Советского Союза и перехода к рыночной экономике, при которой собственность на землю и средства производства являются базовыми ее атрибутами, возник вопрос о формах организации сельскохозяйственной деятельности. Среди них значительную эффективность показали частные крестьянские хозяйства.

Это потребовало от государства законодательного регулирования их деятельности. Первая попытка этого произошла еще во времена перестройки, однако принятый тогда нормативный документ был недостаточно подготовлен и не соответствовал сложившейся действительности в отрасли. В этой связи был принят ФЗ в его современном виде.

Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ является определяющим нормативным документом, регулирующим порядок создания и функционирования такой формы деятельности, как крестьянское (фермерское) хозяйство. Его принятие сыграло большую роль для российских аграриев, поскольку документ выделил фермерство как отдельную отрасль частного хозяйствования. Рассматриваемый в данной статье нормативный документ состоит из 9 глав, в составе которых 29 статей.

  • Определение КФХ.

В 1 статье законодатель вводит понятие рассматриваемой формы хозяйствования. Под ней следует понимать объединение граждан, которые имеют в собственности определенное имущество сельскохозяйственного назначения, занимающееся производством, переработкой, хранением и перевозкой сельхозпродукции.

Важно отметить, что все действия должны быть произведены при личном участии членов КФХ.

Также в законе выделено, что организовать хозяйство вправе и 1 человек единолично.

  • Создание объединения.

Глава 2 закона определяет порядок создания КФХ.

Так, в ст. 5 указано, что фермерское хозяйство подлежит обязательной регистрации в государственных органах. При этом данная процедура не предполагает образования юридического лица.

  • Порядок владения имуществом КФХ.

П.

1 ст. 6 ФЗ определяет перечень имущества, которое может быть у фермерского хозяйства.

В него входят:

  1. птица;
  2. хозяйственные постройки;
  3. сельхозтехника;
  4. иное, что определено соглашением.
  5. скот, в том числе рабочий;
  6. различного рода инвентарь;
  7. земельный участок;
  8. транспортные средства;

Ст. 9 закреплено такое правило, что если один из членов вышел из КФХ, то имущество (за исключением продукции) не подлежит разделу, взамен чего покинувшему объединение выплачивается соразмерная его доле компенсация.

  • Особенности земельных участков для хозяйств.

Статья 11 настоящего закона определяет, что деятельность КФХ может осуществляться только на землях сельскохозяйственного назначения.

  • Права и обязанности членов фермерского хозяйства.

В ст. 15 указано, что каждый член КФХ имеет определенные обязанности, возложенные на него соглашением.

Кроме этого, данным документом устанавливается право участников на часть дохода объединения.

  • Деятельность КФХ.

Закон устанавливает следующие виды деятельности, связанные с сельскохозяйственной продукцией, которые могут вести фермерские хозяйства:

  1. перевозка;
  2. хранение;
  3. производство;
  4. переработка;
  5. реализация.
  • Объединения фермеров.

Статья 20 закона предоставляет право различным КФХ на объединения в ассоциации и союзы по отраслевому и территориальному принципам.

  • Ликвидация хозяйства.

Порядок ликвидации КФХ не имеет каких-либо присущих только ему особенностей и осуществляется в рамках действующего законодательства. Несмотря на то что с момента принятия данного нормативного акта прошло около 15 лет, существенных изменений с тех пор он не претерпел.

Однако им установлен длительный переходный период до 2022 года, в течение которого фермерские объединения, имеющие статус юридического лица, (такое было возможно в рамках предшествующего ему закона) могут осуществлять деятельность в рамках принятой ими организационно-правовой формы.

Юрист Лаврентьев Александр Валерьевич.

Поделиться: Рубрики Выберите рубрику 2020 2020 Аварийные дома Авиация и аэропорты Автомобилистам Автострахование Азартные игры Акцизы Алименты Алкоголь Банковские карты Банкротство Беременные Бесплатно Бизнес Благотворительность Вейпы Ветераны Вкладчикам Военная служба Военнослужащие Возрастные ограничения Врачи ВУЗы Выплаты Гаджеты Гастарбайтеры ГИБДД Госдума Госзакупки Госслужащие Дайджест законов Дача Дачная амнистия Деньги Дети Детские пособия Детский сад Документы Должники Домашнее насилие Животные Жилье ЖКХ Заемщикам Займы Зарплата Здравоохранение Земля Имущество Инвалиды Иностранцам Ипотека Искусство Кино Коллекторы Колонка юриста Коммунальные платежи Компенсации Коронавирус Кредиты Курение Легализация Маткапитал Медицинская помощь Медицинские препараты Многодетные Мобильная связь МРОТ МЧС Налоги Наркотики Нацпроект НДС НДФЛ Недвижимость Обзор Образование Общепит Общественный транспорт Общество Окружающая среда Оружие ОСАГО Осужденные Ответственность Парковки ПДД Пенсионный возраст Пенсия Первый ребенок Персональные данные Платежные системы Платные дороги Пожары Полиция Предпринимателям Продукты Прожиточный минимум Производство Прокуратура Работа Регулирование интернета Регулирование цен Реклама Самозанятость Самооборона Сироты СМИ Страхование Студенты Субсидии Судебные приставы Суды Такси Таможня Торговля Транспорт Туризм УК Услуги Учителя Цифровизация Школьники Штрафы Электромобили Электронные услуги Юрлицам

  1. 14.06.2022
  2. 09.06.2022
  3. 10.06.2022
  4. 11.06.2022
  5. 12.06.2022

Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред.

от 29.12.2020) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕПринятГосударственной Думой23 мая 2003 годаОдобренСоветом Федерации28 мая 2003 годаНастоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.2.

Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.3.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 2. Государство и фермерское хозяйство1.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве. 2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 2. СОЗДАНИЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.2.

Членами фермерского хозяйства могут быть:1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей.

Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек. Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства1.

В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.3.

Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее — соглашение) должно содержать сведения:1) о членах фермерского хозяйства;2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.

5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.6.

По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.7.

Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства. Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйстваФермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Глава 3. ИМУЩЕСТВО ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 6.

Состав имущества фермерского хозяйства1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.2.

Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.3.

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.

Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйстваЧлены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со настоящего Федерального закона. Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства 1.

Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со настоящего Федерального закона.2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в настоящего Федерального закона.

Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах. Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства1.

При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.2. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.3.

Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.4. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским Российской Федерации. Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйстваНаследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским Российской Федерации.

Глава 4. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕИ ПРИОБРЕТАЕМЫЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕРМЕРСКИМ ХОЗЯЙСТВОМЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности1. Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.2.

Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.3.

Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности1. Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным Российской Федерации.2 — 5. Утратили силу с 1 марта 2015 года.

— Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.6.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.6.1.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.7.

Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.8. Утратил силу с 1 марта 2015 года.

— Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ. Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий1. Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального от 24 июля 2002 г.

N 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности.2. Условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, для целей, указанных в настоящей статьи, определяются в соответствии с Федеральным от 24 июля 2002 г.

N 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

. Глава 5. ЧЛЕНЫ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 14.

Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве1. В фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены в соответствии с требованиями пункта 2 настоящего Федерального закона.2.

Прием новых членов в фермерское хозяйство осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме.3.

Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства.4.

Выход члена фермерского хозяйства из фермерского хозяйства осуществляется по его заявлению в письменной форме.

Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства1. Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.2. Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства).

Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства. Статья 16. Глава фермерского хозяйства1.

Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов.

В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.2.

Глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов. Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйстваГлава фермерского хозяйства:организует деятельность фермерского хозяйства;без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;выдает доверенности;осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия. Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства1.

В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства.2. Смена главы фермерского хозяйства должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со настоящего Федерального закона.3. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве.

Глава 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 19.

Виды деятельности фермерского хозяйства1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.2.

Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.3. Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки:1) сырья, кормов;2) произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;3) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;4) семян;5) удобрений;6) горюче-смазочных материалов;7) иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.

Глава 7. ОБЪЕДИНЕНИЯ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ Статья 20.

Объединения фермерских хозяйствФермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций. Глава 8. ПРЕКРАЩЕНИЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства1.

Фермерское хозяйство прекращается:1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;5) на основании решения суда.2. Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйстваПрекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам Гражданского Российской Федерации, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения. Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 23.

Заключительные и переходные положения1.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г.

N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст.

324);Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 349-1 «О введении в действие Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 325);Закон РСФСР от 27 декабря 1990 г.

N 461-1 «Об изменениях в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст. 5); Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 г.

N 3119-1

«О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, Законы РСФСР «

О Еврейской автономной области», «О выборах народных депутатов РСФСР», «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О земельной реформе», «О банках и банковской деятельности в РСФСР», «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О государственной налоговой службе РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами», «О местном самоуправлении в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», «О государственной пошлине»; Законы Российской Федерации «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», «О товарных биржах и биржевой торговле» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст.

1966); Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 4888-1

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона РСФСР «

О плате за землю» и налогового законодательства России» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 21, ст.

748);пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

«О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «

О государственной регистрации юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст.

1093).3. Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с РСФСР от 22 ноября 1990 г.

N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица.На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.ПрезидентРоссийской ФедерацииВ.ПУТИНМосква, Кремль11 июня 2003 годаN 74-ФЗ 5.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют критериям, установленным Федеральным законом

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

(за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в частях 3 и 4 статьи 14) и Федеральным «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». «малые формы хозяйствования» — крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в соответствии с Федеральным «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», и сельскохозяйственные потребительские кооперативы (за исключением кредитных), созданные в соответствии с Федеральным «О сельскохозяйственной кооперации», относящиеся к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Федерального от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2249; 2006, N 50, ст. 5279; 2008, N 20, ст.

2251; 2009, N 44, ст. 5168; 2011, N 1, ст. 32; 2012, N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7588; 2013, N 52, ст. 7011; 2014, N 26, ст.

3377) (далее — Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ); Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии ( Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

5. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют критериям, установленным Федеральным законом

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

(за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в частях 3 и 4 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») и Федеральным «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». 6. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях предоставления такого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии с Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона). 5. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют критериям, установленным Федеральным законом

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

(за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в частях 3 и 4 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») и Федеральным «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Крестьянское (фермерское) хозяйство — объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих предпринимательскую, производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии ( Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). В силу , Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

5. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют критериям, установленным Федеральным законом

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

(за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в частях 3 и 4 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») и Федеральным «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».