Главная - Уголовное право - Германский уголовный кодекс 1871

Германский уголовный кодекс 1871


Германский уголовный кодекс 1871

4. УГОЛОВНОЕ УЛОЖЕНИЕ ГЕРМАНИИ 1871 г.


В основу германского Уголовного уложения 1871 г. было положено прусское Уголов­ное уложение 1851 г , подвергшееся существенным дополнениям и изменениям Уголовное уложение 1871 г. в основном соответствовало теоретическим концеп­циям классической школы буржуазного уголовного права Так, например, в нем был закреплен принцип, по которому наказуемы только деяния, недвусмысленно запрещенные законом в момент их совершения В Уголовном уложении отрази­лись также гуманистические и либеральные тенденции конца XIX в .

Структурно этот документ состоял из трех частей ♦ В первой части содержались положения о разграничении преступлений, про­ступков и полицейских нарушений; об ответственности германских граждан в случае совершения правонарушений за границей и другие вступительные положения ♦ Во второй части излагались общие вопросы уголовного права: о стадиях преступления, соучастии, смягчающих и отягчающих обстоятельствах ♦ Третья часть включала нормы, касающиеся отдельных видов преступлений, то есть представляла собой Особенную часть. Уголовно наказуемые деяния подразделялись на преступления, проступки и полицейские нарушения.

Среди преступлений на первое место ставили государственные: оскорбление императора и местных государей, фальшивомонетничество, основание тайных организаций, участие в союзе с целью незаконного противодействия применению законов или мероприятий органов управления Специальная глава посвящалась преступлениям против религии Значительное внимание уложение уделяло пре­ступлениям против собственности и личности Среди полицейских нарушений назывался довольно широкий круг деяний: из­готовление печати, нарушение правил о выезде за границу, хранение оружия и т п Уложение обязывало каждого немца оказывать содействие полиции Система наказаний включала смертную казнь, различные виды лишения свобо­ды (заключение в тюрьме, в крепости, помещение в работный дом, арест), штраф, конфискацию имущества, поражение в правах Смертная казнь предусматривалась только в двух случаях: за убийство главы государства и за убийство по заранее продуманному плану . Однако это не говорило о либеральном отношении к тем, кто посягал на государственный строй Германии . В частности, за публичное посягательство на государственный строй или покуше­ние на императора виновный наказывался десятью годами лишения свободы Основной целью наказания являлось устрашение, особенно если речь шла о тяжких преступлениях .

Наиболее сурово наказывались лица, совершавшие госу­дарственные преступления, преступления против религии и собственности Смертная казнь, которая до этого была отменена в Саксонии и трех других германских государствах, с принятием Уголовного уложения вновь была введена на всей территории Германской империи Приговор приводился в исполнение отсечением головы Вместе с тем в Уголовном уложении прослеживалось стремление построить кара­тельную систему с учетом личности преступника и совершенного им преступления1 Применение телесных наказаний, допускавшееся законодательством некоторых из вошедших в Германскую империю государств, с 1871 г не предусматривалось Вскоре после издания Уголовного уложения 1871 г. в Германской империи были приняты Закон о судоустройстве 1877 г. и Уголовно-процессуальный кодекс (уло­жение) 1877 г.

Оба этих акта считаются действующими и поныне, хотя и в обнов­ленных редакциях, сохраняющих их общую структуру и формулировки отдельных положений Уголовный процесс строился на принципах: ♦ состязательности; ♦ независимости следственного судьи от прокурора; ♦ допущения защиты в стадии предварительного следствия. Предварительное следствие велось по делам о тяжких преступлениях, в осталь­ных случаях дознание производил прокурор Допускалось участие защиты на пред­варительном следствии, однако судья мог запретить сношения адвоката с подслед­ственным, находящимся под арестом По окончании предварительного следствия прокурор направлял дело в суд, который принимал решение Обвинитель и подсудимый (и его защитник) пользовались равными процессу­альными правами | Источник: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Уголовный кодекс Рейха

Уголовного кодекса); многие постановления РСТГБ, наоборот, утратили силу, в основном с XIII в.

Раздел, в котором законодательный орган принял во внимание изменение моральных представлений в обществе и увязал наказания более тесно с нарушением законных интересов.

Наиболее важные положения общего раздела, а также правила определения приговоров Уголовного кодекса, которые были отменены после 1945 года, также включают отмену (уже обусловленную ) и отмену тюремного заключения как более суровой формы тюремного заключения. → Основная статья : получил свое развитие в ГДР.

Он был пересмотрен в 1968 году и после ряда изменений лег в основу переговоров в рамках между Германской Демократической Республикой и Федеративной Республикой Германия 18 мая 1990 года . При этом было оговорено, что в Уголовный кодекс Германской Демократической Республики будут внесены поправки путем отмены […] статей 90, 99, 105, 106, 108, 213, 219, 249 . В результате ряд политических действий и действий больше не может рассматриваться как уголовное преступление.

Остальная часть уголовного кодекса в его юридической версии была сделана с , в результате чего Уголовный кодекс Федеральной Германии как дальнейшее развитие Уголовного кодекса Рейха в некоторых параграфах (например, разделы о превентивном заключении и разделы 175, 182, 218–219 d, 236) в соответствии с приложением I Глава III Тематическая область C Раздел III № 1 (Федеральный вестник законов II № 35, 885, 957) не распространялся на территорию присоединения, то есть бывшую ГДР. Б. Действия, совершенные в ГДР, которые подлежали наказанию в соответствии с уголовным законодательством Федеративной Республики того времени (также ретроспективно), были исключены из сферы применения закона. была задумана как наказание за совершившееся в соответствии с § 211 RStGB, за попытку убийства императоров или государей в соответствии с § 80 RStGB, а также для некоторых преступлений против безопасности государства , таких как и предательство во время войны (войны

Уголовный кодекс Германии

Уголо́вный ко́декс Герма́нии ( Strafgesetzbuch, StGB) — система уголовного законодательства Германии.

Уголовный кодекс был принят 15 мая 1871 года и до настоящего времени в нём произошло более двухсот изменений, большая часть которых связана с Особенной частью.

  1. 1/3Просмотров:7 18171 8605 201
  1. когда кража не считается преступлением.

    консультация адвоката

  2. Справка о НЕСУДИМОСТИ при ПРИЁМЕ на РАБОТУ
  3. 07-Собачье сердце-В пользу детей Германии.

Уголовный кодекс состоит из двух основных частей: Общая часть («Allgemeiner Teil») Уголовного кодекса описывает общие принципы уголовного законодательства и правовые последствия уголовных правонарушений, а также общие правила оценки преступления.

Здесь регулируется сфера действия закона, вводятся юридические определения вины, умысла, неосторожности, , и т. д., уголовная ответственность за совершение и соучастие, а также определяются правовые санкции (в том числе штрафы, тюремное заключение, ограничения и другие меры).

Особенная часть («Besonderer Teil») описывает отдельные преступления и правовые санкции, которые за них может назначить суд. В частности:

  1. Преступления против собственности (кража, мошенничество и др.)
  2. Преступления против личной чести (клевета и т. д.)
  3. Преступления против демократического правового государства
  4. Преступления против правосудия (лжесвидетельство, дача под присягой ложных показаний, и т. д.)
  5. Преступления против жизни и здоровья (убийство, насилие и т. д.)
  6. Дорожно-транспортные преступления и другие распространенные опасные преступления (поджоги, неоказание помощи и др.)
  7. Преступления против сексуального самоопределения (изнасилование, сексуальное насилие, торговля людьми и т. д.)
  8. Преступления против окружающей среды (загрязнение воды, незаконное обращение с отходами и т. д.)
  9. Преступления против общественного порядка (в том числе нарушение общественного порядка)
  10. Преступления в сфере экономики (получение взятки т. д.).

Уголовный кодекс не охватывает всех правонарушений. Санкции за различные правонарушения содержатся и в других законах, например, санкции за налоговое мошенничество описаны в Налоговом кодексе.

  1. Уголовное уложение (Уголовный кодекс) Федеративной республики Германия: текст и научно-практ. комментарий// Под ред. А. И. Рарога. — М.: Проспект, 2010. — 280 с.
  2. (также на английский язык)

Эта страница в последний раз была отредактирована 3 ноября 2020 в 19:45.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2. Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Исторический анализ уголовной политики Германии (1871–1945 гг.) Текст научной статьи по специальности «Право»

Исторический анализ развития уголовной политики Германии конца XIX — середины XX вв.

вызывает немалый интерес, прежде всего, потому, что это период становления науки уголовной политики, выявление ее содержания, целей и задач.

Разработка понятия и функций уголовной политики приобрели особую остроту в связи с попытками построения демократического правового государства в период Веймарской республики. Это выразилось в осознании необходимости реформирования уголовного законодательства с целью смены парадигм, отказа от излишней репрессии и экономии расходов на уголовную юстицию.

Под влиянием различных концепций уголовной политики, преобладавших в Веймарской республике, была сделана попытка привести уголовное законодательство в соответствие с веяниями времени и потребностями общества.

Перед уголовным правом стояла прежде всего задача защитить общество от преступных посягательств, перевоспитать и ресоциализировать преступника.

Уголовное законодательство также претерпевало ряд изменений, связанных с идеями и принципами, сформированными уголовно-правовой наукой того времени, которая опиралась на криминологические и социологические исследования в области преступления и наказания. Споры и дискуссии, принятые законодательные решения, разработки в области уголовной политики, безусловно, повлияли на становление и развитие уголовно-политических стратегий страны, стали основой формирования современной концепции уголовной политики Германии.

Споры и дискуссии, принятые законодательные решения, разработки в области уголовной политики, безусловно, повлияли на становление и развитие уголовно-политических стратегий страны, стали основой формирования современной концепции уголовной политики Германии. После установления национал-социалистического режима постепенно снижается роль превенции и ресоциализации преступника как функций уголовного права, наказание становится, прежде всего, карой, правопорядок обеспечивается через устрашение граждан. Ретроспективный анализ уголовной политики Германской империи, Веймарской республики и национал-социалистического режима показывает, насколько быстро можно перейти от либерального мышления к репрессивному регулированию всех сфер человеческой жизни.

В статье рассмотрены те изменения в немецком уголовном законодательстве, напрямую связанные с новыми приоритетами уголовной политики государства. Исследование указанных изменений направлено на выявление непосредственной зависимости уголовного права от внутренней и внешней политики правящих кругов, от навязанной и господствующей в социуме идеологии.

Текст книги «Уголовное уложение (Уголовный кодекс) Федеративной Республики Германия: научно-практический комментарий и перевод текста закона.

2-е издание»

Под подстрекательством в соответствии с § 26 УУ ФРГ понимается склонение другого лица к совершению его умышленного противоправного деяния.

По господствующему в немецком правоведении мнению подстрекатель должен вступить в открытый контакт с подстрекаемым и таким образом вызвать у него решение к совершению деяния. Лицо, которое уже приняло твёрдое решение о совершении деяния (т. н. «omnimodo facturis»), больше не может быть склонено к этому деянию.

Однако возможна ответственность за пособничество, если решение о совершении деяния было укреплено, или покушение на подстрекательство по § 30 (абз. 1) УУ ФРГ, если речь идёт об уголовном преступлении в соответствии с определением в § 12 (абз.

1) УУ ФРГ. Умыслом подстрекателя должны охватываться как собственное действие (склонение), так и завершение основного деяния. Если подстрекатель желал только покушения на основное деяние (например, сотрудник полиции провоцирует подозреваемого, чтобы взять его с поличным), то такого рода agent provocateur наказанию не подлежит. Подстрекатель подлежит наказанию наравне с исполнителем.

Возможность смягчения наказания в § 26 УУ ФРГ не предусмотрена. Пособничество есть оказание помощи чужому основному деянию (§ 26 УУ ФРГ).

Достаточным является любое содействие основному деянию, которое заключается в закреплении позиции исполнителя основного деяния. Помощь может быть оказана физически (действием) или психически, например, дачей технических советов или укреплением принятого решения о совершении деяния.

Умыслом пособника должны охватываться не только собственное действие (оказание помощи), но и завершение основного деяния. В соответствии с § 27 УУ ФРГ наказание пособника подлежит обязательному смягчению.

гг) Терминология Хотя в многочисленных нормах Уголовного уложения (например, в §§ 5, 17, 21, 23 абз. 2, 33, 35 и многих других) законодатель и использует только понятие «исполнитель», необходимо учесть, что эти положения распространяются также на участника (подстрекателя и пособника), за исключением случаев, где соответствующая оговорка специально сделана законодателем (см., например, § 28 в сочетании с примечаниями к § 8). 3. Ужесточение и смягчение наказания В Особенной части Уголовного уложения законодатель использует две разновидности предписаний, служащих расширению рамок наказания – по сравнению с основным деликтом – при наличии определённых увеличивающих неправомерность или отягчающих вину обстоятельств.

Отчасти речь идёт о квалифицированных составах, которые предусматривают ужесточение наказания, например, за ношение оружия или его использование во время совершения кражи или разбоя (§§ 244 абз. 1 № 1; 250 абз. 1 № 1а, абз. 2 № 1 УУ ФРГ), или за причинение смерти посредством неправомерного лишения свободы или разбоя (§§ 239 абз.

4, 251 УУ ФРГ). В этих случаях судья обязан применять наказание, предписанное этими положениями.

Однако во многих других случаях законодатель пользуется иной техникой, чтобы предоставить суду бóльшую свободу при определении размеров наказания.

Вместо квалифицированного состава законом предусмотрено ужесточение наказания за особо тяжкие случаи, которые законодатель перечисляет в соответствующих нормах в виде типичных примеров.

Этой техникой законодатель пользуется, например, в особо тяжком случае кражи в соответствии с § 243 УУ ФРГ. При наличии названных там обстоятельств судья не обязан применять предусмотренное законом ужесточённое наказание.

Он может назначить регулярное наказание, предусмотренное за «обыкновенную» кражу (§ 242 УУ ФРГ), если он, несмотря на наличие приведённого выше примера, в результате общей оценки обстоятельств деяния придёт к убеждению, что речь в конкретном случае идёт о нетипичном примере. Однако судья также может признать особо тяжкий случай, даже если он прямо не назван в законодательно закреплённом перечислении типичных примеров, если придёт к убеждению, что конкретный пример по тяжести соответствует законодательно перечисленным (нетипичный особо тяжкий случай). Таким образом, положения, касающиеся особо тяжких случаев, не являются квалифицированными составами, а представляют собой лишь нормы, используемые для определения размеров наказания.

Таким же образом законодательно отрегулированы констелляции, в которых уменьшена неправомерность или виновность. Так, привилегированным составом убийства является причинение смерти по требованию (§ 216 УУ ФРГ), в то время как § 213 УУ ФРГ предусматривает лишь смягчённое наказание за менее тяжкий случай убийства (норма, используемая для определения размеров наказания). Кроме того, в Общей части Уголовного уложения предусмотрены обязательные (§ 27 абз.

2) или факультативные (например, §§ 13 абз.

2; 17 предл. 2; 21; 23 абз. 2) основания для смягчения наказания, которые изменяют законодательно предусмотренные рамки наказания в соответствии с положениями, предусмотренными в § 49 абз. 1 Уголовного уложения. Согласно § 50 УУ ФРГ не разрешается учитывать смягчающее обстоятельство дважды, т. е. при признании менее тяжкого случая и как основания для смягчения наказания по положениям § 49 УУ ФРГ.

е. при признании менее тяжкого случая и как основания для смягчения наказания по положениям § 49 УУ ФРГ. В некоторых случаях закон допускает смягчение наказания по усмотрению суда (например, § 23 абз. 3 УУ ФРГ). В этих случаях согласно § 49 абз.

2 УУ ФРГ наказание может быть уменьшено до законодательно предусмотренного минимального размера (пять дневных ставок в случае денежного штрафа, § 40 абз. 1 предл. 2, или один месяц лишения свободы, § 38 абз.

2), или вместо лишения свободы может быть назначен денежный штраф. 4. Особенности законодательства об ответственности за административные правонарушения Ещё одним видом деликта является административное правонарушение, которое однако не имеет криминального уголовно-правового характера. В отношении ответственности за административные правонарушения в существенной степени действуют принципы наказуемости за (криминальные) уголовные деяния, в особенности трёхступенчатое построение состава деликта.

Однако субъективная упречность содеянного не характеризуется как виновность, а называется «ответственностью» в контексте § 12 Закона об ответственности за административные правонарушения. Кроме того, законодательство об ответственности за административные правонарушения не различает исполнительства и участия, а применяет термин так называемого «единого исполнителя». Таким образом, если в административном правонарушении задействовано несколько лиц, то каждый из них считается исполнителем (см.

§ 14 Закона об ответственности за административные правонарушения). В Уголовном уложении используется дуалистическая система правовых последствий.

Закон различает наказания, обусловленные виновным поведением исполнителя или участника (см. § 38 и последующие нормы УУ ФРГ), и меры исправления (исполнителя) и безопасности (общества), которые, в принципе, могут быть назначены и невиновно действующему исполнителю (§ 61 и последующие нормы УУ ФРГ).

Некоторые мероприятия (конфискация, изъятие и приведение предметов в негодность, см. § 73 и последующие нормы УУ ФРГ), правовой характер которых отчасти нельзя определить однозначно, дополняют эту систему. 1. Основные наказания Основными наказаниями являются лишение свободы и денежный штраф.

Имущественный штраф, предусмотренный в § 43а УУ ФРГ в качестве дальнейшего основного наказания, признан Федеральным Конституционным судом не соответствующим принципу определённости, заложенному в ст. 103 (абз. 2) Основного Закона – Конституции – ФРГ. Поэтому имущественный штраф не налагается.

а) Лишение свободы Длительность наказания в виде лишения свободы (§§ 38, 39 УУ ФРГ) определяется в соответствии с рамками, предусмотренными применённой нормой, содержащей соответствующий состав. Абсолютное наказание, т. е. пожизненное лишение свободы, предусмотрено Уголовным уложением только за тяжкое убийство в соответствии с § 211 УУ ФРГ. В остальных нормах, в которых предусмотрена возможность назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы, речь идет либо о вспомогательных нормах для определения размеров наказания в особо тяжких случаях (§§ 94 абз.

2, 100 абз. 2, 212 абз. 2 УУ ФРГ), либо о квалификации по тяжести последствий (§§ 176b, 178, 239а, 251, 306с, 307 абз. 1 № 1, 309 абз. 4, 316а абз. 3, 316с абз. 3 УУ ФРГ), либо о составах (§§ 80, 81 УУ ФРГ), где пожизненное лишение свободы может назначаться альтернативно.

Если законом не предусмотрена нижняя или верхняя граница наказания, то минимальное наказание составляет один месяц, а максимальное – пятнадцать лет лишения свободы (§ 38 абз. 2 УУ ФРГ). Этот верхний предел наказания не может быть превышен даже при назначении общего наказания за совершение нескольких деяний (§ 54 абз.
2 УУ ФРГ). Этот верхний предел наказания не может быть превышен даже при назначении общего наказания за совершение нескольких деяний (§ 54 абз.

2 УУ ФРГ). Исполнение наказания сроком до двух лет может быть условно отсрочено на испытательный срок (§ 56 УУ ФРГ). Частности данной материи урегулированы в §§ 56а–58 УУ ФРГ.

б) Денежный штраф Денежный штраф (§§ 40–43 УУ ФРГ) назначается в дневных ставках.

Он составляет минимум пять и максимум триста шестьдесят дневных ставок, а в случае назначения общего денежного штрафа в соответствии с § 52 абз. 2 УУ ФРГ – максимум семьсот двадцать дневных ставок.

Размер дневной ставки определяется, как правило, в зависимости от среднего – получаемого или возможного – чистого дохода. Минимальная сумма денежной ставки составляет один евро, а максимальная – в настоящее время тридцать тысяч евро (§ 40 абз.

2 предл. 2 и 3 УУ ФРГ). При невозможности выплаты денежного штрафа на его место вступает заменяющее его лишение свободы (§ 43 УУ ФРГ). Однако это обязательное последствие не приводится в исполнение согласно § 459f Уголовно-процессуального кодекса ФРГ, если исполнение лишения свободы было бы чрезмерно суровым по отношению к осуждённому.

в) Особенности По общему правилу, наказание назначается или в виде лишения свободы или в виде денежного штрафа. Однако согласно § 41 УУ ФРГ возможно совмещение этих видов наказания, если исполнитель в результате деяния обогатился или пытался обогатиться. При наличии предпосылок, установленных в § 59 (абз.

1) УУ ФРГ, суд может вынести предупреждение с оговоркой о наказании. В этом случае приговор содержит признание виновности и определение денежного штрафа размером до ста двадцати дневных ставок.

Назначение этого наказания приговор не содержит.

Суд может на основании § 60 УУ ФРГ воздержаться от назначения денежного штрафа или наказания в виде лишения свободы сроком до одного года, если это наказание ввиду последствий деяния для исполнителя было бы чрезмерно суровым.

г) Определение размеров наказания В первую очередь определяются абстрактные рамки наказания, учитывая отягчающие и смягчающие обстоятельства, предусмотренные в Общей части Уголовного уложения или в соответствующем составе деяния.

Конкретное определение размеров наказания производится в соответствии с положениями § 46 УУ ФРГ. В § 46 (абз. 2) УУ ФРГ названы типичные обстоятельства, которые должны быть взвешены судом.

Это перечисление примеров содержит направленные на конкретное деяние объективные и субъективные признаки, а также личные обстоятельства, учитывая которые суд может при определённых условиях сделать соответствующие заключения в отношении вины исполнителя. Однако вина не является единственной мерой определения размеров наказания. Согласно § 46 (абз. 1 предл. 2) УУ ФРГ учитываться должны также аспекты общей и специальной превенции.

Тем не менее, необходимо принять во внимание, что рамки наказания, в границах которых оно представляется соответствующим вине, не могут быть ни увеличены, ни уменьшены из превенционных соображений. Особое значение закон придаёт компенсации вреда потерпевшему (т.

н. «компенсации исполнитель-потерпевший») и возмещению ущерба.

Согласно § 46а УУ ФРГ суд может смягчить наказание в соответствии с § 49 (абз. 1) УУ ФРГ, а в случае лишения свободы сроком до одного года или денежного штрафа размером до трёхсот шестидесяти дневных ставок – даже воздержаться от наказания, если исполнитель добился компенсации причинённого потерпевшему вреда.

1) УУ ФРГ, а в случае лишения свободы сроком до одного года или денежного штрафа размером до трёхсот шестидесяти дневных ставок – даже воздержаться от наказания, если исполнитель добился компенсации причинённого потерпевшему вреда. Эта компенсация обусловлена тем, что исполнитель полностью или большей частью загладил свою вину в совершенном им деянии либо пытался достичь этой цели, или если он путём значительных индивидуальных затрат и лишений полностью или частично возместил потерпевшему причинённый ущерб. В сентябре 2009 года вступили в силу положения § 46bУУ ФРГ, в соответствии с которыми предусмотрена возможность смягчения наказания или воздержания от назначения наказания за совершение определённого преступного деяния, если исполнитель добровольно оказывает помощь правоохранительным органам в раскрытии или предотвращении тяжких преступных деяний, закрытый перечень которых предусмотрен § 100а Уголовно-процессуального кодекса ФРГ (прослушивание средств телекоммуникации).

Речь здесь идёт о таких тяжких преступных деяниях как, например, преступные деяния против государства, личности, имущественные преступные деяния, международные уголовные преступления и т. д. Положения § 46b УУ ФРГ содержат открытый перечень обстоятельств, которые должны учитываться при принятии соответствующего судебного решения.

К этим обстоятельствам относятся: вид и количество сообщённых фактов, их значение для раскрытия или предотвращения деяния, своевременность сообщения, весомость поддержки, оказанной исполнителем правоохранительным органам и тяжесть деяния, на которое распространяются его показания. Наконец, судом должен учитываться принцип соразмерности, т.

е. соотношение между указанными обстоятельствами, тяжестью деяния и виной исполнителя. Прочие составы были приведены в соответствие с нововведённой нормой. Так, ранее действовавшее соответствующее положение было исключено из § 261 (абз. 10) УУ ФРГ в отношении преступных деяний, касающихся исключительно легализации преступных доходов.

10) УУ ФРГ в отношении преступных деяний, касающихся исключительно легализации преступных доходов. В отличие от этого положения об обращении с главным свидетелем, заложенные в §§ 129 (абз. 6 № 2), 129a (абз. 7) УУ ФРГ (организация преступных и террористических сообществ) и в § 31 Федерального закона об обращении наркотических средств были оставлены без изменений.

Это объясняется тем, что новая общая уголовно-правовая норма об обращении с главным свидетелем содержит в § 46b (абз. 3) УУ ФРГ оговорку об исключении возможности смягчения наказания, если исполнитель несвоевременно сообщил известную ему информацию. По решению законодателя это ограничение не распространяется на особо тяжкие преступные деяния, связанные с терроризмом и незаконным обращением наркотиков.

Для обеспечения уголовной ответственности за злоупотребления возможностями, предусмотренными в § 46b УУ ФРГ, немецкий законодатель дополнил положения § 145d УУ ФРГ (симуляция преступного деяния) и § 164 УУ ФРГ (ложное подозрение) соответствующими новыми составами преступного деяния, а именно § 145d (абз. 3 и 4) и § 164 (абз. 3) УУ ФРГ. 2. Дополнительные наказания и дополнительные последствия Дополнительным наказанием является запрет управления транспортным средством в соответствии с § 44 УУ ФРГ.

Он может быть наложен за совершение дорожно-транспортных преступных деяний дополнительно к денежному штрафу или наказанию в виде лишения свободы.

Запрет управления транспортным средством не следует путать с лишением водительских прав в контексте § 69 УУ ФРГ, представляющим собой меру исправления и безопасности. По своей сути дополнительным наказанием является также утрата пригодности занимать определённые должности, права быть избранным и права голоса в контексте § 45 УУ ФРГ, хотя законодатель расценивает её в качестве дополнительного последствия. Утрата на пятилетний срок вступает в силу автоматически на основании закона, если соответствующее лицо было приговорено к наказанию в виде лишения свободы сроком не менее одного года за совершение уголовного преступления (§ 12 абз.

1 УУ ФРГ). В остальных случаях суд может лишить осуждённого вышеназванной пригодности на срок от двух до пяти лет, если эта возможность специально предусмотрена соответствующей нормой Особенной части в сочетании с § 45 (абз. 2, 5) УУ ФРГ. 3. Меры исправления и безопасности Мерой исправления и безопасности является помещение в психиатрическую клинику (§ 63 УУ ФРГ) или в лечебное учреждение, специализирующееся на лечении от алкогольной и наркотической зависимости (§ 64 УУ ФРГ). Далее к этим мерам причисляется превентивное заключение, которое может быть назначено согласно §§ 66–66b УУ ФРГ наряду с наказанием в виде лишения свободы сроком не менее двух лет, если исполнитель представляет собой опасность для общества.

В 2010 году в Германии была произведена реформа правового регулирования превентивного заключения, в ходе которой был ограничен круг лиц, на которых эта мера распространяется (§ 66 УУ ФРГ), была облегчена возможность внесения в приговор оговорки о назначении превентивного заключения (§ 66а УУ ФРГ) и, наконец, была значительно ограничена (практически исключена) возможность последующего назначения превентивного заключения (§ 66b УУ ФРГ).

Тем не менее, решением ФКС ФРГ от 4 мая 2011 г. все правовое регулирование превентивного заключения во всех редакциях закона было объявлено несоответствующим ст.

2 (абз. 2 предл. 2) в сочетании со ст. 104 (абз. 1) Основного закона – Конституции – ФРГ, что однако на переходный период не повлекло за собой недействительности и исключения существующих норм из Уголовного уложения. В соответствии с § 35 Закона о Федеральном Конституционном суде ФКС ФРГ определил, что несоответствующие Конституции ФРГ нормы, касающиеся назначения превентивного заключения (§ 66 и след.

УУ ФРГ), остаются в действии до нового регулирования, но не позже, чем до 31.05.2013. Кроме этого следует упомянуть установление надзора за поведением (§§ 68–68g УУ ФРГ), лишение водительских прав (§§ 69–69b УУ ФРГ) и запрет заниматься определённой профессиональной деятельностью (§§ 70–70b УУ ФРГ).

Помещение в психиатрическую клинику или в лечебное учреждение, специализирующееся на лечении от алкогольной и наркотической зависимости, а также лишение водительских прав и запрет заниматься определённой профессиональной деятельностью могут применяться также в случае, если исполнитель не был приговорён к наказанию в силу доказанной или не исключённой невменяемости.

4. Прочие меры Конфискация приобретённого преступным путём (§ 73 и последующие нормы УУ ФРГ) служит лишению исполнителя или участника всей выгоды, которую он непосредственно или косвенно получил за совершение или в результате совершения противоправного, не обязательно виновно совершенного деяния.

Если исполнитель или участник действовал в интересах третьего лица (например, предприятия) и это лицо в результате содеянного что-либо приобрело, то конфискация направляется в соответствии с § 73 (абз. 3) УУ ФРГ на имущество этого лица.

Однако конфискация не назначается согласно § 73 (абз. 1 предл. 2) УУ ФРГ, если потерпевший в результате совершенного против него деяния получил право на претензию, исполнение которой лишало бы исполнителя или участника стоимости того, что было приобретено в результате деяния.

Таким образом, в первую очередь учитываются интересы потерпевшего. Конфискация назначается согласно § 73d УУ ФРГ за противоправные деяния, предусмотренные законом, отсылающим к данному положению (преимущественно преступные деяния, связанные с организованной преступностью), даже в том случае, если обстоятельства допускают предположение, что эти предметы приобретены за совершение других противоправных деяний или в их результате (расширенная конфискация того, что было приобретено преступным путём).

Однако в рамках соответствующего Конституции толкования закона правоприменительная практика требует убеждения судьи в преступном происхождении предметов. Предметы, которые были созданы в процессе или в результате умышленного деяния, или которые были использованы или предназначены для совершения или для подготовки этого деяния, могут быть изъяты в соответствии с § 74 и последующими нормами УУ ФРГ.

Это означает, что право собственности на эти предметы переходит к государству при условии, что они принадлежат исполнителю или участнику, составляют опасность для общества или могут служить совершению новых противоправных деяний. § 74d УУ ФРГ содержит специальные положения в отношении изъятия письменных материалов и приведения в негодность предметов, которые использовались или были предназначены для их изготовления.

Назначение конфискации и изъятия может быть осуществлено и впоследствии (§ 76 УУ ФРГ). В § 76а УУ ФРГ предусмотрена возможность самостоятельного назначения конфискации и изъятия, если определённое лицо в силу фактических оснований (например, побег или смерть) или названных в § 76а УУ ФРГ правовых оснований не подлежит уголовному преследованию.

Основной санкцией в процессе по делу об административном правонарушении является административное денежное взыскание. Кроме того, может быть назначен запрет управления транспортным средством, если это последствие предусмотрено в законе. Более того, в качестве дополнительного последствия может быть назначено изъятие предметов, если это предписано законом (§ 22 абз.

1 Закона об ответственности за административные правонарушения). Изъятие дохода, полученного в результате административного правонарушения, производится в ходе процесса по делу об административном правонарушении.

В отличие от уголовного процесса вышеназванный доход изымается, в принципе, не посредством конфискации того, что было приобретено преступным путём, а посредством назначения соответствующего административного денежного взыскания. В соответствии с положениями § 17 (абз.

4) Закона об ответственности за административные правонарушения размер денежного взыскания определяется с учётом того, чтобы он превышал размер материальной выгоды, которую исполнитель получил в результате административного правонарушения. Лишь в случае, если процедура назначения административного денежного взыскания не может быть проведена, положения § 29a Закона об ответственности за административные правонарушения предусматривают назначение конфискации приобретённого в результате административного правонарушения с целью изъятия полученного дохода. Следующей особенностью процесса по делу об административном правонарушении является назначение административного денежного взыскания предприятию.

Это правовое последствие предусмотрено в § 30 Закона об административных правонарушениях и в настоящее время довольно часто применяется на практике.

Немецкое уголовное право не допускает применения криминально-правовых санкций к предприятию, поскольку наказание обусловлено виновным действием, а виновно могут действовать только физические лица. В отличие от этого назначение административного денежного взыскания возможно и в отношении предприятия, поскольку законодательство об ответственности за административные правонарушения не требует виновности содеянного.

Если руководящий орган предприятия совершил преступное деяние или административное правонарушение и тем самым нарушил корпоративные обязанности, или если в результате этих деяний предприятие получило или должно было получить неправомерный доход, то в соответствии с положениями § 30 Закона об административных правонарушениях на предприятие может быть наложено административное денежное взыскание.

Это правовое последствие применяется наряду с уголовным наказанием руководителя или административным денежным взысканием с него, а также даже в качестве единственного правового последствия.

В последние годы уголовные суды и административные органы активно пользуются этой предоставленной им возможностью. Уже в течение многих лет в процессах по делам о нарушениях антимонопольного законодательства назначаются высокие административные денежные взыскания, размер которых достигает отчасти девятизначных сумм.

Уве Хелльманн Павел Головненков Алексей Рарог § 1.

Без закона нет наказания [2] Деяние подлежит уголовному наказанию только в случае, если наказуемость была установлена законом до совершения деяния. § 2. Действие уголовного законодательства во времени [3] (1) Уголовное наказание и его дополнительные уголовно-правовые последствия определяются законом, действовавшим во время совершения деяния.

(2) Если во время совершения деяния изменяется санкция, применяется закон, действующий во время окончания [4] деяния.

(3) Если закон, действующий во время окончания деяния, изменяется перед принятием судебного решения, применяется наименее строгий закон.

(4) 1Закон, действие которого ограничено во времени, распространяется также по истечении срока своего действия на деяния, совершенные во время действия этого закона. 2Это положение не применяется, если иное предусмотрено законом. (5) В отношении конфискации того, что было приобретено преступным путём, изъятия предметов и средств совершения деяния и приведения предметов в негодность применяются положения абзацев с 1 по 4 соответственно.

(6) Если законодательно не предусмотрено иное, в отношении мер исправления и безопасности применяется закон, действующий во время принятия судебного решения.

§ 3. Действие уголовного законодательства в отношении деяний, совершаемых на территории Германии Действие немецкого уголовного права распространяется на деяния, совершаемые на территории Германии.

§ 4. Действие уголовного законодательства в отношении деяний, совершаемых на кораблях и воздушных судах Германии Действие немецкого уголовного права распространяется независимо от права, действующего по месту совершения, на деяния, совершаемые на корабле или воздушном судне, на которые распространяется право несения государственного флага или знака государственной принадлежности Федеративной Республики Германия.

§ 5. Деяния, совершаемые вне пределов Германии, направленные против внутригосударственных интересов Действие немецкого уголовного права распространяется независимо от права, действующего по месту совершения, на следующие деяния, совершаемые вне пределов Германии: 1.

Подготовка агрессивной войны (§ 80); 2.

Государственная измена [5] (§§ 81–83); 3. Создание опасности для демократического правового государства, а) в случаях, предусмотренных в §§ 89, 90а (абз. 1) и § 90b, если исполнитель имеет немецкое гражданство [6] и центр своих экономических и социальных отношений [7] в пространстве действия настоящего закона, и b) в случаях, предусмотренных в §§ 90 и 90a (абз.

2); 4. Шпионаж [8] и создание угрозы для внешней безопасности (§§ 94–100a); 5. Преступные деяния, направленные против государственной обороны, а) в случаях, предусмотренных в §§ 109 и 109e–109g, и b) в случаях, предусмотренных в §§ 109a, 109d и 109h, если исполнитель имеет немецкое гражданство и центр своих экономических и социальных отношений в пространстве действия настоящего закона; 6.

Угон человека и возбуждение подозрения, ведущего к политическому преследованию (§§ 234a, 241a), если деяние направлено против гражданина Германии, место жительства или привычное место пребывания которого находится на немецкой территории; 6а.

Отнятие малолетних, в случаях, предусмотренных в § 235 (абз. 2 № 2), если деяние направлено против лица, место жительства или привычное место пребывания которого находится на немецкой территории [9]; 7. Разглашение предпринимательской или коммерческой тайны предприятия, находящегося в пространстве действия настоящего закона, корпорации, органы управления [10] которой находится в пространстве действия настоящего закона, или корпорации, органы управления которой находятся за границей, но которая зависит от корпорации с органами управления в пространстве действия настоящего закона и составляет с ней концерн; 8.

Преступные деяния, направленные против сексуального самоопределения, а) в случаях, предусмотренных в § 174 (абз. 1 и 3), если исполнитель и лицо, против которого направлено деяние во время его совершения имеют немецкое гражданство и центр своих экономических и социальных отношений в пространстве действия настоящего закона, и b) в случаях, предусмотренных в §§ 176–176b и 182, если исполнитель имеет немецкое гражданство; 9. Прерывание беременности (§ 218), если исполнитель во время совершения деяния имеет немецкое гражданство и центр своих экономических и социальных отношений в пространстве действия настоящего закона; 10.

Дача ложных показаний без принесения присяги, лжеприсяга, ложное заверение, данное вместо присяги (§§ 153–156) в процессе, проводимом в пространстве действия настоящего закона в суде или иной немецкой инстанции, к компетенции которой относится приведение к присяге или принятие заверений, данных вместо присяги; 11. Экологические преступные деяния, в случаях, предусмотренных в §§ 324, 326, 330 и 330a, совершенные в исключительной экономической зоне Германии, если их уголовное преследование допускается на основании международных соглашений о защите моря [11]; 11а Преступные деяния, предусмотренные в § 328 (абз.

2 № 3 и 4, абз. 4 и 5), также в сочетании с § 330, если исполнитель во время совершения деяния имеет немецкое гражданство [12]; 12. Деяния, совершаемые во время служебной командировки или в связи со службой немецким должностным лицом или лицом, принявшим на себя специальные обязанности, связанные с государственной службой; 13.

Деяния, совершаемые иностранцем, являющимся должностным лицом или лицом, принявшим на себя специальные обязанности, связанные с государственной службой; 14.

Деяния, направленные против должностного лица, лица, принявшего на себя специальные обязанности, связанные с государственной службой, или солдата немецких вооружённых сил (Бундесвера), совершаемые во время исполнения ими своих служебных обязанностей или в связи с их службой; 14а.

Подкуп депутата (§ 108e), если исполнитель во время совершения деяния имеет немецкое гражданство или деяние направлено против лица, имеющего немецкое гражданство [13];

Уголовный кодекс (Германия)

введены новые положения о государственной защите и виды наказаний; 1 июля 1968 года вступил в силу Уголовный кодекс, принятый 12 января 1968 года. Он менялся несколько раз, и, наконец, между Германской Демократической Республикой и Федеративной Республикой Германия от 18 мая 1990 года предусматривал отмену Уголовного кодекса Германской Демократической Республики. […] Разделы 90, 99, 105, 106, 108, 213, 219, 249 изменены .

В результате многочисленные политические действия и действия больше не могут рассматриваться как уголовные преступления.

Остальная часть уголовного кодекса в его юридической версии была сделана с , в соответствии с чем Федеральный немецкий уголовный кодекс в некоторых параграфах (например, разделы о превентивном заключении и разделы 175, 182, 218-219 d, 236) в соответствии с Приложением I, Глава III, предметная область C.

Раздел III № 1 (Федеральный вестник законов II № 35, 885, 957) (первоначально) не распространялся на территорию (т.е. бывшую ГДР). Изменение нравственности и общества также отражено в уголовном кодексе. В СтГБ, действующем на всей территории Германии, примерами «новых» преступлений являются (уголовные преступления с 1992 года), (уголовные преступления с 2008 года) и (уголовные преступления с 2016 года).

Другие параграфы, такие как , были изменены.

В 1994 году был введен сегодняшний параграф 3 статьи 130 Уголовного кодекса, который криминализировал публичное , одобрение или тривиализацию ; в 2005 году был добавлен сегодняшний параграф 4, который криминализировал публичное одобрение, прославление и оправдание власть насилия и произвола представляет. С принятием 6-го Закона о реформе уголовного законодательства, который вступил в силу 1 апреля 1998 года, среди прочего, диапазон наказаний был сокращен за некоторые правонарушения, связанные с имуществом, и увеличен за правонарушения, связанные с нанесением телесных повреждений.

С 1 января 2018 года статья 103 (оскорбительные органы и представители иностранных государств), которая была (повторно) введена в 1953 году, была (снова) удалена, и теперь в этих случаях применяются общие положения о . Практически каждый год в Уголовный кодекс вносятся несколько изменений.

Уголовный кодекс разделен на две части: → Основная статья : Общая часть (§§ 1 до 79b StGB) разделена на пять разделов:

  • Уголовное право
  • Правовые последствия акта
  • Срок исковой давности
  • Факт
  • Жалоба на уголовное дело, санкционирование, требование наказания

Первый раздел изначально регулирует основные принципы , такие как или определений. Во втором разделе стандартизированы основы уголовной ответственности, такие как , , , и .