Главная - Трудовое право - График работы для одного водителей таблица

График работы для одного водителей таблица


График работы для одного водителей таблица

Как правильно составить график труда и отдыха? Подсказки к Приказу №15


«Расшифруем» некоторые положения приказа по режиму труда и отдыха водителей (он же — №15 от 20.08.2004), чтобы как можно меньше водителей и индивидуальных предпринимателей получили штраф.

Незнание не освобождает от ответственности.

От штрафа точно. Приказы, постановления, нормативные акты и прочие документы имеют своеобразный стиль написания, и уловить смысл в таких документах неподготовленному человеку бывает затруднительно. А, главное, занимает много времени. Кто-то может пренебречь и не разобраться в том, что предписывает документ, и получить штраф за незнание.

Trans.ru решили помочь водителям, работающим по договору, и индивидуальным предпринимателям «расшифровать» некоторые положения Приказа Министерства транспорта по режиму труда и отдыха водителей (№15 от 20.08.2004). Что такое «рабочий день» и «рабочее время»? В документе часто можно встретить такие термины как «рабочий день (смена)» и «рабочее время».

Важно знать и иметь в виду, что это – разные понятия.

В рабочее время, помимо периода управления автомобилем (он учитывается целиком), входит следующий перечень дел: — предрейсовый медицинский осмотр: засчитывается полностью — 15 минут осмотра = 15 минут рабочего времени; — нахождение в составе экипажа вторым водителей: 2 часа в экипаже равны минимум 1 часу рабочего времени (Но уже в новом приказе, который, вероятнее всего, вступит в силу с 1-го января 2022-го года, время в составе экипажа вообще не будет засчитываться в рабочее); — охрана груза и/или автомобиля: от затраченного на охрану времени зачтется не менее 30% в рабочее. Например, если вы охраняли груз 2 часа, то в рабочее время вам зачтется 36 минут. (И опять же в новом приказе охрану груза из рабочего времени тоже исключат); — ремонт в пути, заправка, мойка автомобиля, погрузка/разгрузка, получение документов и пр.: здесь все гораздо проще, и затраченное на ремонт время полностью зачтется в рабочее.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Топливо перестанет дорожать?!– отдых: в рабочее время записываются и 15-минутные специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем. Если водитель сделал перерыв для отдыха и питания (от 30 минут до 2 часов), в рабочее время это включено не будет. Важно знать: согласно приказу, «водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания», но если водитель этим перерывом пренебрегает – это не нарушение.
Важно знать: согласно приказу,

«водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания»

, но если водитель этим перерывом пренебрегает – это не нарушение. Это право, а не обязанность. Из вышесказанного следует, что «рабочее время» и «рабочий день/смена» – это разные понятия.

И те задачи, которые водитель выполняет в течение рабочего дня, не всегда полностью засчитываются в рабочее время.

Что еще НЕ входит в «рабочее время» и в «рабочий день/смену»: — водители автобусов регулярных городских и пригородных рейсов могут разделить свой «рабочий день/смену» на 2 части. Перерыв между ними может составлять до 3 часов, которые НЕ включаются ни в рабочую смену, ни в рабочее время.; — водители междугородных рейсов, рабочее время которых учитывается суммарно, могут составить расписание своего отдыха таким образом, что время отдыха затронет рабочую смену и, следовательно, разделит ее на две части. Этот перерыв тоже не будет включен ни в «рабочий день/смену», ни в «рабочее время».

Пример: Нет ничего более эффективного для понимания и запоминания новой и/или сложной информации, чем рассмотреть примеры.Trans.ru предложил пример для водителя, работающего по суммированному учету рабочего времени на регулярном автобусном пригородном маршруте: Смена началась в 9:00 и закончилась в 23:00. При этом водитель сделал перерыв с 12 до 14 часов, разбив смену на 2 части, а с 14 до 15 часов у него был перерыв для отдыха и питания. В итоге, продолжительность его смены составит 12 часов (допускается в соответствии с п.

11 приказа), а не 14 часов, поскольку 2-часовой перерыв, разделяющий смену, не входит в продолжительность «рабочего дня/смены».

Рабочее время окажется еще меньше — 11 часов: 12 часов смены минус 1 час на обед. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Резкий рост штрафов за неоплаченную парковкуРежим управления автомобилем в течение дня Еще один пункт приказа, который каждый может трактовать по-своему – п.19:

«Не позже чем через 4 часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа»

. Уточнение 1: Первый специальный перерыв необходимо сделать НЕ ПОСЛЕ 4 часов управления, а НЕ ПОЗДНЕЕ 4 часов.

Если упростить формулировку правила:

«Нельзя допускать, чтобы водитель управлял автомобилем дольше 4 часов без перерыва»

. Уточнение 2: С какого момента начинается отсчет 2 часов работы до следующего перерыва? Когда нужно cделать специальный перерыв: каждые 2 часа управления автомобилем или просто каждые 2 часа?Trans.ru обратились в Минтранс за уточнением — и вот каким был ответ: Иными словами, правило можно читать так:

«После окончания первых 4 часов управления автомобилем нельзя допускать, чтобы водитель двигался без отдыха более 2 часов подряд»

.

ВАЖНО: специальный перерыв будет засчитан только если на тахографе был режим «отдых».

Режим «работа» для такого перерыва использовать нельзя. Что такое «неделя» в Приказе №15 от 20.08.2004?

Чрезвычайно важно обращать внимание на детали особенно, если дело касается документов.

В приказе №15 довольно часто можно встретить слово «неделя».

Но не всегда уточняется, что речь идет о календарной неделе с понедельника по воскресенье, как это сделано в ЕСТР (Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки).

Получается путаница, и там, где уточнения о календарной неделе нет, обращаются к формальному определению недели – 7 суток. Кстати, в новом приказе, который может вступить в силу с 1 января 2022 года, этот нюанс учли: там во всех положениях указано, что расчет идет по календарной неделе.
В качестве примеров разной трактовки понятия “неделя” Trans.ru следующие два пункта приказа:

  1. 1. В п. 25, где разъясняется продолжительность междусменного отдыха на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени, говорится:«отдых может быть сокращен до 9 часов не более 3 раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему [работнику] предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха».

Здесь под “неделя” имеется в виду именно 7 суток.

То есть: в любом интервале в 7 суток должно быть не более 3 сокращений до 9 часов при условии, что в следующем интервале в 7 суток будет компенсация этого сокращения.

  1. 2. А вот в п. 17, где устанавливается продолжительность управления автомобилем при суммированном учете рабочего времени за неделю (56 часов) и за две недели подряд (90 часов), четко обозначено, что неделя — это интервал с 00:00 понедельника до 24:00 воскресенья.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: КУЛЬТОВЫЕ МАШИНЫ ИЗ КИНО: ГАЗ-21В этом случае затруднений в трактовке возникнуть не должно. НОРМЫ ТРУДА И ОТДЫХА В ТАБЛИЦЕ(источник: Разработано GEOROUTE для Trans.ru) Кто несет ответственность за соблюдение режима труда и отдыха?

Ответственность за соблюдение несет как работодатель, так и водитель. Если водитель не следует составленному для него графику, – ему грозит штраф 1500-2000 рублей.Если график составлен с нарушением норм предписанных приказом №15, то ответственность за это несет работодатель. Для должностных лиц штраф составит 7000 -10000 рублей, для юридических лиц — 20000-50000 рублей, а для индивидуальных предпринимателей — 15000-25000 рублей.

Для должностных лиц штраф составит 7000 -10000 рублей, для юридических лиц — 20000-50000 рублей, а для индивидуальных предпринимателей — 15000-25000 рублей.

Еще статьи по теме:Кто должен установить тахограф в 2020 году, а кому дали отсрочку?Получите ли вы штраф “за тахограф”? Проверьте себяШтраф “за тахограф”: мы посчитали сколько вы заплатите за отсутствие или блокировку тахографа и нарушение режима труда и отдыха. Только до 16 октября у вас есть возможность оснастить транспортные средства тахографами на специальных условиях!

FacebookTwitterВконтактеПросмотров: 1955 Статьи Назад Предыдущая запись: КАК УЗНАТЬ, ЧТО ВОДИТЕЛИ СЛИВАЮТ ТОПЛИВО?Далее Следующая запись: Памятка: что делать, если грузовик повредили на техобслуживании?

Новые требования к организация режима труда и отдыха водителей с 2022 года

Правила установления графика работы всегда регулировались Трудовым кодексом Российской Федерации.

Однако с 2022 года особенности организации режима труда и отдыха водителей несколько изменились. Нововведения были закреплены в приказе Минтранса.

Работодателям необходимо ознакомиться с данными изменениями во избежание получения штрафов за неправильно организованный процесс труда, а шоферы должны знать свои права согласно новым нормам. Содержимое Рабочие отношения граждан России с их работодателями установлены в Трудовом кодексе. В 4 данного документа можно ознакомится с нормами, которые касаются организации временных рамок труда.

Все, что касается условий работы перевозчиков, можно узнать в Трудового кодекса. В целом правила составления рабочего графика работников сферы перевозок регулируются в , который Минтранс выдал в 2004 году. Однако 03.05.2018 г. появились правки, которые вышли под номером 170.

К главе о категориях шоферов, режим которых может отличаться, добавили работников пожарных и спасательных служб.

Также уточнили, что 12-часовая рабочая смена может назначаться только в том случае, если в целом число рабочего времени в неделю не превышает допустимые нормы труда.

Читайте также Какое зрение допускается для вождения: оштрафуют ли за вождение без очков Всем водителям без исключения (как новичкам, поступающим в автошколу, так и опытным) необходимо проходить медицинский… Существует несколько вариантов организации работы перевозчиков.
Однако при каждом из них стоит учитывать не только непосредственно время управления автомобилем, но и все сопутствующие обязанности сотрудника:

  1. одна смена — максимум 10-часовая (и не может длиться дольше);
  2. обед считается отдельным видом перерыва.
  3. в графике должно учитываться время на перерывы (их должно быть несколько в течение дня);

На заметку!

Если речь идет о грузоперевозках на большие расстояния, позволяется назначать 12-часовой рабочий день, но дополнительно должно считаться время на охрану груза. Этот тип учета времени подразумевает стабильный законный график работы: 8-часовой по 5 дней в неделю. В целом это 40 трудочасов в течение одной недели, что соответствует закону.

Если на предприятии предусмотрен шестидневный график, длительность смены определяется как 7-часовая. При этом в смену засчитывается не только непрерывное управление автомобилем, но и первичный медосмотр, перерывы и другие профессиональные обязанности водителя.

Читайте также За что грозит штраф ГИБДД 15000 рублей в 2020 году Ответственный водитель довольно редко может столкнуться с наказанием в размере 15 тысяч рублей. Это весьма крупная… При таком формате организации работы нет установленного графика.

Смены могут быть дольше стандартных, а оплата начисляется в зависимости от того, сколько водитель работал в течение месяца. Однако это не означает, что работодатель может делать смены длиннее, чем допустимо в законе, тем самым превышая общее количество длительности работы водителя.

В течение всей рабочей смены перевозчик может быть непосредственно за рулем автомобиля не дольше 9 часов. Если речь идет об управлении транспортом в сложных климатических условиях или же суть работы состоит в транспортировке тяжелых грузов на крупногабаритных автомобилях, смена должна длиться 8 часов. Увеличение времени управления транспортом возможно только для водителей городских автобусов, если их длительность смены вычисляется по системе суммирования.

У сотрудников городского транспорта нет верхнего предела длительности работы. Законодательство допускает такой способ организации труда, если количество общего трудового времени составляет не более 40 часов в неделю. Ненормированный график может предоставляться водителям легковых автомобилей, экспедиционных автобусов.

При этом ненормированный день может приниматься только при согласии работников. Читайте также Срок действия справки от нарколога и психиатра на права в 2020 году Каждый гражданин РФ, желающий получить водительские права, должен не только досконально знать ПДД и уметь управлять… Хотя в каждой компании составляется свой режим работы, есть некоторые общие правила.

В сбалансированном рабочем дне перевозчика должны быть такие периоды: Вид деятельности Рабочее время Ежедневный медосмотр 15 минут Вождение 4 часа Обед не засчитывается Вождение 2 часа Специальный перерыв 15 минут Вождение 90 минут Итог 8 часов График составляется работодателем ежемесячно.

В расписание должно вноситься время начала и конца смены, перерывы на обед и дни еженедельных выходных.

В графике должна учитываться длительность смены, потому что от этого зависит количество времени отдыха для каждого сотрудника. Действия водителя Общее время Рабочее время Вождение 4 часа 4 часа Перерыв 2 часа Обед 2 часа Вождение 4 часа 4 часа Итого 12 часов 8 часов Стоит заметить, что нормы для графика будут отличаться у перевозчиков разных категорий, например, пригородных и городских маршрутов, и в разных климатических условиях, но важно, чтобы перерыв был не позже, чем через 5 часов с начала работы. Читайте также Какие новые штрафы ГИБДД вступили в силу 2020 году?

Минтранс совместно с МВД России представили проект-дополнение к уже существующей системе наказаний нарушителей… Тахограф – это специальный прибор, который должен устанавливаться в автотранспорте для контроля времени работы водителя. Его применение регулируется от 30.01.2013 и от 21.08.2013, а также поправками от 2 марта 2018 года. Отсутствие тахографа в транспортном средстве или его неисправность повлечет за собой штраф для водителя в размере 1-3 тысяч рублей.

Такой же штраф он должен заплатить за нарушение графика. Руководство правонарушителя должно будет заплатить 5-10 тысяч рублей. Чтобы отследить конкретного водителя, нужно изготовить для него специальную карту.

Каждый раз, когда он начинает или заканчивает работу, то должен вставлять или вынимать ее из прибора.

Таким образом, на тахометре должно быть видно, что водитель проводит за рулем не больше 10 часов, в течение дня у него был перерыв как минимум полчаса, а отдых между сменами составил не меньше 11. Читайте также 25 курьезных фото и видео про грузовики и дальнобойщиков Когда дальнобойщиков поломка застает врасплох, выход находится, даже если для этого необходимо проникновение в самые… Время отдыха тоже контролируется.

Работодатель должен предоставлять перевозчику отдых трех видов:

  1. междусменный;
  2. перерыв на обед;
  3. стандартный еженедельный выходной.

Длительность этих видов отдыха зависит от того, какие условия работы на предприятии. Стандартный перерыв на обед составляет от 30 минут до 2 часов.

Обязательных правил касаемо длительности обеда нет. Единственной тонкостью является то, что водители, работающие больше 8 часов, могут получать 2 перерыва в течение рабочего дня.

Время междусменного перерыва зависит от того, какой способ учета рабочего времени введен в компании. Если схема стандартная, то длительность отдыха между выходами на работу должна быть на 2 часа больше, чем смена.

Важно! Если в компании смены сотрудника вычисляют по схеме суммирования, ежедневный отдых должен быть не менее, чем 12-часовым.

Время перерыва может быть меньше у водителей городского и междугороднего транспорта. Для работника, который совершает регулярные перевозки по городу, перерыв между 1 и 2 сменой может быть 9 часов, но между 3 и 4 обязателен отдых в течение двух суток. Время отдыха для водителей междугороднего транспорта может составлять 11 часов, которые могут разбиваться на несколько этапов.

Еженедельный отдых шофера должен составлять как минимум 42 часа. В это время не учитывается отдых между сменами.

Если в компании предусмотрен суммированный режим, выходные могут назначать в разные дни. Руководство должно следить за тем, чтобы количество дней непрерывного отдыха было не меньше, чем количество недель в месяце.

С 05.06.2018 г. все шоферы имеют право на так называемые специальные перерывы во время работы. Длительность одной паузы составляет 15 минут. Возможность отдохнуть дается сначала через 4 часа непрерывной работы, а далее – через каждый 2-часовой отрезок времени в течение всего рабочего дня.

При наложении времени специального перерыва и обеденного, время не суммируется. Читайте также Почему пожилому водителю могут отказать в продлении водительских прав Сегодня среди водителей можно встретить много людей преклонного возраста, что говорит о том, что они успешно продлили… Как учитывается время охраны груза водителем? Согласно правилам, работодатель может засчитывать не весь рабочий день в качестве охраны.

Обязательно учитываются 30%, хотя в некоторых компаниях нормальной практикой является начисление полного объема времени.

Если грузовым автомобилем управляют два человека, как учитывается время? В целом пара дальнобойщиков может работать в сутки не больше 21 часа. Из этого времени на вождение отводится максимум 18 часов.

Максимальным длительным временем езды без отдыха считается 4,5 часа.

Временем отдыха называют только тот период, когда машина стоит.

Даже если напарник не принимает участия в вождении, он не отдыхает.

Какой максимальный штрафы водителю за отсутствие тахографа? Водитель должен будет заплатить 3 тысячи рублей как за неисправный тахограф, так и за его отсутствие. Максимальное наказание для владельцев компании – 10 тысяч рублей.

В России отношения между работниками и работодателями регулируются Трудовым кодексом.

Изменения в нормы рабочего дня шофера может вносить Минтранс. В целом рабочий день перевозчика может длиться от 8 до 12 часов (в отдельных случаях). Для учета рабочего времени есть несколько схем, однако, каждая компания самостоятельно решает, какой способ контроля ввести.

Рабочее время не равняется рабочему дню: несколько рекомендаций по составлению графиков работы водителей

21 сентября 2020 г.10:00

Пресс-служба ГИБДД РФ Как водится, приказы и прочие официальные документы пишутся так, что их нужно прочитать десятки раз, чтобы хоть что-то из текста действительно понять.

И можно было бы, конечно, не вникать в их замысловатый смысл, если бы не одно очень существенное «но»: прописанным в них нормам необходимо строго следовать, а их непрочтение и непонимание от штрафов вообще ни разу не освобождают. Один из таких «замечательных» документов — Министерства транспорта по режиму труда и отдыха водителей (он же — №15 от 20.08.2004). Попробуем разобрать некоторые его положения и то, что они означают на практике при составлении графиков работы для водителей.

Что важно: нормы приказа касаются только водителей, работающих по трудовому договору, и индивидуальных предпринимателей. В приказе часто используются такие термины, как «рабочий день (смена)» и «рабочее время». Однако стоит обратить внимание: это — разные понятия, поскольку не все, что водитель выполняет в течение рабочего дня, полностью засчитывается ему в рабочее время.

Так, в рабочее время, помимо времени управления автомобилем (а оно учитывается целиком), входят: — предрейсовый медицинский осмотр: засчитывается как есть, иными словами — 15 минут осмотра = 15 минут рабочего времени; — нахождение в составе экипажа вторым водителей: 2 часа такой деятельности равны минимум 1 часу работы (кстати, в , который, предположительно, вступит в силу с 1-го января 2022-го года, это время в рабочее засчитываться вообще не будет); — охрана груза и/или автомобиля: в рабочее идет не менее 30% от затраченного времени; например, от 2 часов это будет 36 минут (в новом приказе охрану груза из рабочего времени тоже исключат); — ремонт в пути, заправка, мойка автомобиля, погрузка/разгрузка, получение документов и пр.: рассчитывается один к одному, то есть 1 час такой работы приравнивается к 1 часу за рулем.

В рабочее время также включаются специальные 15-минутные перерывы для отдыха от управления автомобилем, а вот перерывы для отдыха и питания (от 30 минут до 2 часов) в него не входят. Что важно: в приказе сказано, что

«водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания»

, но это совершенно не означает, что водитель что-то нарушит, если этот перерыв не сделает.

Из продолжительности «рабочего времени» и продолжительности «рабочего дня (смены)» могут еще исключаться следующие периоды: — для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных рейсах «рабочий день (смену)» можно разделить на 2 части.

Перерыв между этими частями, который может составлять до 3 часов, НЕ включается ни в смену, ни в рабочее время; — на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени ежедневный отдых можно разбить таким образом, что часть этого отдыха будет находиться внутри смены и разделит ее на две части. Соответственно, этот перерыв тоже не включается ни в «рабочий день (смену)», ни в «рабочее время». Рассмотрим пример для водителя, работающего по суммированному учету рабочего времени на регулярном автобусном пригородном маршруте.

Смена началась в 9:00 и закончилась в 23:00.

При этом водитель сделал перерыв с 12 до 14 часов, разбив смену на 2 части, а с 14 до 15 часов у него был перерыв для отдыха и питания. В итоге, продолжительность его смены составит 12 часов (допускается в соответствии с п. 11 приказа), а не 14 часов, поскольку 2-часовой перерыв, разделяющий смену, не входит в продолжительность «рабочего дня (смены)».

В свою очередь, рабочее время окажется еще меньше — 11 часов: 12 часов смены минус 1 час на обед. Еще одним положением, которое можно трактовать неоднозначно, является п.

19 приказа:

«Не позже чем через 4 часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа»

.

Итак, во-первых, нельзя считать, что первый специальный перерыв необходимо сделать именно после 4 часов управления (это довольно частое заблуждение).

На самом деле, он должен быть не позднее 4 часов.

В общем, если перевести на более простой язык, то первая часть правила звучит как-то так:

«Нельзя допускать, чтобы водитель управлял автомобилем дольше 4 часов без перерыва»

.

Во-вторых, есть вопросы ко второй части правила: с какого момента начинается отсчет этих 2 часов?

Когда именно делать специальные перерывы: каждые 2 часа управления автомобилем или просто каждые 2 часа? Мы запросили в Министерстве транспорта уточнение — и вот каким был ответ. Таким образом, правило можно читать так:

«После окончания первых 4 часов управления автомобилем нельзя допускать, чтобы водитель двигался без отдыха более 2 часов подряд»

.

Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание: специальный перерыв может быть засчитан только если на тахографе был режим «отдых».

Режим «работа» для такого перерыва использовать нельзя. В приказе довольно часто фигурирует слово «неделя».

Однако не везде есть уточнение, что речь идет о календарной неделе с понедельника по воскресенье, как это сделано в ЕСТР. Получается, там, где такого уточнения нет, приходится обращаться к формальному определению недели как периоду времени, равному 7 суткам. Кстати, в , который может вступить в силу с 1-го января следующего года, этот недостаток учли: там во всех положениях указано, что расчет идет по календарной неделе.

Возьмем для примера два положения действующего документа.

1. В п. 25, где речь идет о продолжительности междусменного отдыха на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени, сказано:

«отдых может быть сокращен до 9 часов не более 3 раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему [работнику] предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха»

. В этом случае имеется в виду именно 7-суточный интервал. То есть: в любом интервале в 7 суток должно быть не более 3 сокращений до 9 часов при условии, что в следующем интервале в 7 суток будет компенсация этого сокращения.

2. А вот в п. 17, где устанавливается продолжительность управления автомобилем при суммированном учете рабочего времени за неделю (56 часов) и за две недели подряд (90 часов), четко обозначено, что неделя — это интервал с 00:00 понедельника до 24:00 воскресенья. Здесь вопросов по поводу того, как составлять расписание, возникать не должно. 5-дневная рабочая неделя 6-дневная рабочая неделя Суммированный учет Продолжительность смены до 8 часов (п.

7 приказа) до 7 часов (п. 7 приказа) до 10 часов (п. 9 приказа) до 12 часов (для междугородных перевозок, чтобы доехать до места отдыха) (п. 10 приказа) — до 12 часов (на регулярных городских и пригородных маршрутах по согласованию с представительным органом работников) (п.

11 приказа) до 12 часов (для особых видов деятельности, если время управления за смену не превышает 9 часов) (п. 12 приказа) Время управления до 9 часов (п.

16 приказа) до 8 часов (в условиях горной местности при перевозке пассажиров и при перевозке тяжеловесных, крупногабаритных и длинномерных грузов) (п.

16 приказа) — до 10 часов (не чаще 2 раз в календарную неделю) (п. 17 приказа) В начале смены продолжительность беспрерывного вождения не может превышать 4 часов.

После первых 4 часов управления водитель не может ехать без отдыха дольше 2 часов подряд (п. 19 приказа). Перерыв на обед минимум — 30 минут, максимум — 2 часа (п.

24) 1. Отсутствие перерыва не является нарушением.2. Для смены больше 8 часов возможны два перерыва (п.

24 приказа) Рекомендация: перерыв следует делать не позднее чем через 4 часа после начала работы (п 5.4 СП 4616-88

«Санитарные Правила по гигиене труда водителей автомобилей»

). Ежедневный (междусменный) отдых не меньше следующего значения:

«продолжительность рабочего времени в предшествующий отдыху рабочий день (смену) умножить на 2 и из произведения вычесть время перерыва для отдыха и питания»

(п.

25 приказа) не меньше 12 часов (п. 25 приказа) для регулярных городских и пригородных перевозок: можно сократить до 9 часов, если следующий междусменный отдых будет не менее 48 часов (п. 25 приказа) для междугородных перевозок — не менее 11 часов (п.

25 приказа): 1. можно сократить до 9 часов, но не чаще 3 раз в течение 7 суток при условии компенсации сокращенного времени в течение следующих 7 суток (п. 25 приказа) 2. можно делить на два или три периода в течение 24 часов при условии, что один из периодов составляет не менее 8 часов, а общая продолжительность отдыха увеличена минимум до 12 часов (п.

25 приказа) В экипаже каждые 30 часов общего времени управления автомобилем у каждого водителя должен быть отдых не менее 8 часов подряд (п.

25 приказа) На городских и пригородных автобусных перевозках рабочий день можно разделить на две части (п.

13 приказа) 1. Перерыв должен быть не позже первых 5 часов смены.2. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня не должна превышать 2 часов, время на обед в перерыв не входит.3. Продолжительность перерыва может быть увеличена до 3 часов (на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локального нормативного акта работодателя и с согласия водителя).4.

Перерыв между двумя частями рабочего дня не считается рабочим временем и в рабочее время не включается. Вы можете скачать таблицу по .

Таблицей поделилась с нами компания Геороут () — эксперты по автоматическому анализу режима труда и отдыха водителя.

И водитель, и работодатель. Если водитель выбился из составленного для него графика, то ему грозит штраф от 1,5 тыс.

до 2 тыс. рублей. Если работодатель составил график с нарушением норм 15-го приказа, то для должностных лиц наказание составит от 7 тыс.

до 10 тыс. рублей, для юридических лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, а для индивидуальных предпринимателей — от 15 тыс. до 25 тыс. рублей. Чтобы минимизировать риски получения штрафов и не погрязнуть в рутине составления графиков водителей, можно воспользоваться специальным программным обеспечением (например GR.CARDS, более подробную информацию можете найти здесь — ), которое автоматически рассчитывает время работы с учетом всех ограничений и показывает допустимые лимиты по каждому водителю в зависимости от его часов.

Метки:

Режим труда и отдыха водителей

В этой теме речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством.

Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.Однако до сих пор многие водители автомобилей не имеют информации о том, что представляет из себя «правильный» режим работы за рулем. В этой теме будет рассмотрено положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», которое содержит информацию о времени работы водителя в разных ситуациях:

  1. Ненормированный рабочий день.
  2. Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса.
  3. Режим отдыха водителей.
  4. Графики работы водителей.
  5. Время управления автомобилем.
  6. Исключения для водителей.
  7. Специальные перерывы, включающиеся во время работы.
  8. Ежедневный (междусменный отдых).
  9. Рабочее время водителя.
  10. Еженедельный непрерывный отдых.
  11. Ежедневный учет рабочего времени.
  12. Суммированный учет рабочего времени.
  13. Перерыв для отдыха и питания.
  14. Разделение рабочего времени для водителей автобусов.

Приступим.Внимание!

В данной теме рассматриваются особенности работы водителей, работающих по найму, и индивидуальных предпринимателей. Нормативы для физических лиц рассмотрены в отдельной теме «Режим управления личными грузовиками и автобусами».В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.Существует 2 типа учета рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
  2. Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.

Каждый из этих типов ниже будет рассмотрен подробнее.Рассмотрим, из чего состоит рабочее время водителя:15.

Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:а) время управления автомобилем;б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;е) время простоев не по вине водителя;ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.Обратите внимание, здесь перечислены 10 различных пунктов. Это свидетельствует о том, что водитель не должен управлять автомобилем в течение всего рабочего времени.Например, если у водителя 8-часовой рабочий день, то в эти 8 часов должно войти также время на предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры, время перерывов для отдыха, время, когда автомобилем управляет второй водитель и т.д.Обратите внимание, некоторые организации могут предложить водителю делать перерывы для отдыха за счет уменьшения времени обеденного перерыва. Это неправильно.Еще одно важное замечание.

Время охраны груза может засчитываться в рабочее время не полностью (однако засчитываться должны не менее 30 процентов).Например, пусть водитель имеет стандартный 8-часовой рабочий день. В середине дня водитель в течение 3-х часов охраняет автомобиль и груз на стоянке. Время охраны может быть зачтено как полностью, так и на 30 процентов.

Если время будет зачтено на 30 процентов, то из 3-х часов фактической охраны в рабочее время войдет только один час. В этом случае общая продолжительность рабочего дня составит 10 часов.Действия водителяФактическое времяРабочее времяУправление автомобилем3 часа3 часаОхрана груза3 часа1 час (зачтено только 33%)Управление автомобилем4 часа4 часаИтого10 часов8 часовОбратите внимание, использование времени охраны груза позволяет вполне законно увеличить фактическую продолжительность стандартного рабочего времени.

Эту информацию можно использовать, чтобы избежать штрафа за нарушение режима труда и отдыха. Однако позаботиться об этом нужно заранее, т.к.

время охраны груза должно быть внесено в график работы водителя.То же самое касается и времени присутствия водителя на рабочем месте, когда он не управляет автомобилем (если в рейс отправляются одновременно 2 водителя). Это время засчитывается в рабочее, причем не менее 50 процентов.При ежедневном учете рабочего времени водитель работает по стандартной 40-часовой неделе. При этом если у него 5 рабочих дней, то длительность каждого из них не должна превышать 8 часов.

Если у водителя 6 рабочих дней, то каждый из них должен быть не длиннее 7 часов.Еще раз напомню, что в это время входит не только время управления автомобилем.Суммированный учет рабочего времени — более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время водителя не в течение 1 дня, а в течение месяца. В некоторых случаях общее рабочее время может рассчитываться в течение сезона:8.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.Например, в течение месяца, состоящего из 31 дня есть 23 рабочих дня. В этом случае общее время работы водителя не должно превышать 23*8 = 184 часа.

При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает больше 8 часов.Однако и тут есть свои особенности.

При суммированном учете длительность рабочего дня не может превышать 10 часов.Есть несколько исключений, когда длительность рабочего дня может быть увеличена до 12 часов:

  1. Для водителей автобусов, работающих на городских и пригородных маршрутах.
  2. При осуществлении междугородной перевозки, чтобы дать водителю возможность доехать до места отдыха.
  3. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях.

Существует возможность разделения рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах на 2 части. При этом перерыв назначается не позже, чем через пять часов после начала рабочего времени. Длительность перерыва составляет не более трех часов.При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.Например, на практике может иметь место следующий рабочий день водителя городского автобуса:Действия водителяФактическое времяРабочее времяУправление автобусом4 часа4 часаПерерыв2 часаОбед2 часаУправление автобусом4 часа4 часаИтого12 часов8 часовДанная схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам.

При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность.

При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.Выше рассматривалась длительность рабочего времени водителя, далее речь пойдет непосредственно о времени управления автомобилем, которое занимает лишь часть рабочего дня.Время управления автомобилем в течение рабочего дня не должно превышать 9 часов.Кроме того, при работе в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов максимальное время управления автомобилем не должно превышать 8 часов.Также есть 2 ситуации, в которых время управления автомобилем может быть увеличено:

  1. При управлении городскими и пригородными автобусами допускается ведение суммированного учета времени управления автобусом.
  2. До 10 часов при суммированном учете рабочего времени не более 2-х раз в неделю. При этом за календарную неделю у водителя должно быть не более 56 часов управления автомобилем, а за 2 недели — не более 90 часов.

Таким образом, у водителей городских и пригородных автобусов могут быть самые загруженные рабочие дни, т.к.

верхнего предела по времени управления автобусом для них не установлено.Например, при продолжительности рабочего дня 12 часов, время управления автобусом может составлять 11 часов.Существуют специальные перерывы для отдыха, которые включены во время работы водителя.

Они предоставляются всем водителям.Примечание.

До 5 июня 2018 года такие перерывы предоставлялись только водителям, осуществляющим междугородные перевозки.Длительность перерыва составляет 15 минут. Первый перерыв назначается через 4 часа непрерывного управления автомобилем.

Следующие перерывы назначаются через каждые 2 часа. При этом если время перерыва совпадает со временем обеда, то перерыв не предоставляется.Например, 8 часовой рабочий день водителя должен выглядеть следующим образом:Действия водителяФактическое времяРабочее времяПредрейсовый медицинский осмотр15 минут15 минутУправление автомобилем4 часа4 часаОбед30 минутУправление автомобилем2 часа2 часаСпециальный перерыв для отдыха15 минут15 минутУправление автомобилем1 час 30 минут1 час 30 минутИтого8 часов 30 минут8 часовВыше мы рассматривали рабочее время водителей. Его продолжительность не должна превышать установленных законодательством величин.

Ниже речь пойдет о времени отдыха, которое должно быть не меньше, чем установлено законодательством.Что касается отдыха водителей, то он состоит из следующих составных частей:

  1. Еженедельный непрерывный отдых (выходной);
  2. Ежедневный (междусменный отдых);
  3. Перерыв для отдыха и питания (обед);

Для каждого из видов устанавливаются собственные нормативы. Рассмотрим их подробнее.Продолжительность перерыва для отдыха и питания составляет от 30 минут до 2-х часов.Если длительность рабочего времени превышает 8 часов, то могут предоставляться 2 перерыва на обед.

При этом их суммарная длительность составляет от 30 минут до 2-х часов.При стандартной схеме учета времени длительность ежедневного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем длительность рабочей смены.

При этом во время ежедневного отдыха включается также и время обеда.Например.

Пусть в понедельник водитель работает с 8 до 17 часов (перерыв на обед 1 час). В этом случае время отдыха между сменами должно составлять 15 часов.

Т.е. следующий рабочий день должен начаться не раньше, чем в 8 часов.При 7 часовом рабочем дне следующий рабочий день может начаться на 2 часа раньше чем предыдущий.При суммированном учете рабочего времени длительность ежедневного отдыха должна быть не меньше 12 часов.Кроме того, есть исключения, при которых время междусменного отдыха может быть уменьшено:1.

До 9 часов на городских и пригородных регулярных перевозках. При этом после окончания второй рабочей смены водитель должен получить междусменный отдых не менее 48 часов.2.

До 11 часов на междугородних перевозках.

Кроме того, время отдыха может быть уменьшено до 9 часов, но не больше 3-х раз за неделю.

При этом до конца следующей недели водителю должен быть предоставлен дополнительный отдых, соответствующий «потерянному» количеству часов.Кроме того, на междугородних перевозках междусменный отдых может быть разбит на две или три части.

Одна из этих частей должна быть не менее 8 часов.

Общее время отдыха должно быть не менее 12 часов.Еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 42 часов.

При этом в данный вид отдыха не включается междусменный отдых.Таким образом, при стандартной 5-дневной рабочей неделе продолжительность отдыха в выходной должна быть не меньше, чем 42+15 = 57 часов.При суммированном режиме учета рабочего времени выходные назначаются в различные дни. При этом количество выходных должно быть не меньше, чем количество полных недель месяца.

Т.е. должен быть хотя бы один выходной в каждую из недель.В завершение предлагаю Вам рассмотреть пример.

Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса, работающего по суммированному учету рабочего времени:Действия водителяПнВтCрЧтПтСбВсПредрейсовый медицинский осмотр7:306:0017:0014:0014:00Управление автобусом7:456:1517:1514:1514:15Специальный перерыв для отдыха17:00Управление автобусом17:15Перерыв11:45Обед13:4510:0021:0019:0017:00Управление автобусом14:4511:0022:0020:0018:00Специальный перерыв для отдыха16:4513:0000:0022:0019:15Управление автобусом17:0013:1500:1522:1519:30Специальный перерыв для отдыха19:0015:1500:15Управление автобусом19:1515:3000:30Послерейсовый осмотр20:4516:4501:4501:4520:45Междусменный отдых21:0017:0002:0002:0021:00Еженедельный отдых14:00Рабочее время, ч10,510081106Данная таблица составлена таким образом, чтобы показать различные возможные варианты планирования рабочих дней:

  • Время междусменного отдыха между понедельником и вторником составляет 9 часов. Поскольку это меньше положенных 12 часов, то во вторник водитель получает междусменный отдых длиной 48 часов (в 17:00 вторника). Обратите внимание, фактически это выходной день, однако он не является еженедельным отдыхом.
  • Водитель отработал за неделю 45,5 рабочих часов. Поскольку график составляется на месяц, в дальнейшем у водителя появится возможность дополнительного отдыха (за счет другого расписания).
  • В понедельник (с 11:45 до 13:45) водитель имеет перерыв, который не включается в рабочее время.
  • Время управления автобусом в понедельник 9,5 часов. В пригородных автобусах это допускается.
  • Междусменный отдых в пятницу составляет 12 часов. Он заканчивается в 14:00 субботы. Только после этого начинается выходной день.
  • Еженедельный отдых (выходной день) на этой неделе только 1. Он начинается в 14:00 субботы и заканчивается в 14:00 воскресенья.

В настоящее время для контроля режима труда и отдыха водителей используются специальные приборы — . За нарушение режима предусмотрен административный штраф от 3 000 до 5 000 рублей.До 1 ноября 2020 года оснащаться тахографами должны были только транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками. С 1 ноября 2020 года требование распространяется также на водителей личных автобусов и грузовиков категории С.

Однако для личных транспортных средств режим управления должен быть установлен отдельным нормативным документом, который пока что не утвержден. Тем не менее я не рекомендую проводить чересчур много времени за рулем, т.к.