Главная - Налоговое право - Гражданин германии имеет вид на жительство какие отчисления по ндфл

Гражданин германии имеет вид на жительство какие отчисления по ндфл


Гражданин германии имеет вид на жительство какие отчисления по ндфл

НДФЛ и страховые взносы с доходов иностранца


Анонсы 6 июля 2022 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

16 июня 2022 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

26 августа 2014

В последнее время работодатели все чаще и чаще нанимают специалистов-иностранцев. А бухгалтерам приходится разбираться с порядком исчисления страховых взносов и НДФЛ с их доходов. Ведь налоговые ставки зависят от времени пребывания в России, миграционного статуса работника, срока на который заключен трудовой договор с иностранцем и даже от размера предполагаемого дохода.

Разберемся, как и на выплаты каким работникам надо начислять налоги и взносы.

НДФЛ Налогом облагаются доходы всех иностранных граждан вне зависимости от миграционного статуса ().

Исчислять и удерживать НДФЛ поручено организации-работодателю как налоговому агенту.

Для того чтобы понять, какую ставку налога начислять, нужно сначала разобраться, является ли он налоговым резидентом. Напомним, что работник, вне зависимости от гражданства, будет считаться налоговым резидентом, если находится в России не менее 183 дней в течение последних 12 месяцев. Причем дни приезда и отъезда из страны тоже учитываются (письмо ФНС России от 5 марта 2013 г.

Причем дни приезда и отъезда из страны тоже учитываются (письмо ФНС России от 5 марта 2013 г. № ЕД-3-3/[email protected] «»). Налоговое резидентство сотрудника определяется каждый раз при получении им дохода.

Если бухгалтер посчитал дни нахождения работника в России за последний год и их оказалось меньше 183, то нужно начислить налог по ставке 30%, а вот если работник в общей сложности пробыл в России больше полугода, то ставка уже будет 13%.

СПРАВКА Физические лица, постоянно проживающие в Автономной Республике Крым и городе Севастополе на 18 марта 2014 года и оставшиеся на постоянное жительство в России, до 1 января 2015 года признаются налоговыми резидентами вне зависимости от фактического времени нахождения в России в предыдущие 12 месяцев (п. 9 Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утв. постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г.

№ 2010-6/14 «» , ст. 16 Закона города Севастополя от 18 апреля 2014 г. № 2-ЗС «»; письмо ФНС России от 4 июля 2014 г. № БС-4-11/[email protected] «»). С 1 января 2015 года к ним уже будут применяться нормы .

Когда же наберется нужное количество дней, бухгалтер должен сделать пересчет начисленного ранее налога и вернуть излишне удержанную сумму.

Но здесь есть одно условие. Пересчитывать налог бухгалтер может только за последний год.

ПРИМЕР 10 августа 2013 г. иностранец прибыл в Россию. 10 февраля 2014 г. он получил статус налогового резидента. Бухгалтер сможет пересчитать ему налог, исчисленный только в 2014 году. Возвратить переплаченный налог сотрудник может сам, подав заявление о возврате, налоговую декларацию по форме № 3 НДФЛ и документы, подтверждающие статус налогового резидента.

Возвратить переплаченный налог сотрудник может сам, подав заявление о возврате, налоговую декларацию по форме № 3 НДФЛ и документы, подтверждающие статус налогового резидента.

Несколько лет назад на таком порядке настаивал Минфин России ( Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-04-06/6-108, Минфина России от 28 апреля 2011 г.

№ 03-04-06/6-102, Минфина России от 14 апреля 2011 г.

№ 03-04-05/6-256). Но сейчас в некоторых случаях он разрешает поступать иначе.

Если сотрудник получил статус налогового резидента, и этот статус уже не изменится в течение года (то есть в текущем налоговом периоде он находится в России уже 183 дня и более), то все доходы сотрудника, полученные с начала года, облагаются по ставке 13%.

А организация, в свою очередь, руководствуется и начисляет НДФЛ нарастающим итогом с начала года по ставке 13%. Суммы налога, которые были удержаны с зарплаты иностранца до истечения 183 дней и облагались по ставке 30% должны быть зачтены при определении налоговой базы нарастающим итогом по всем суммам доходов работника (письмо ФНС России от 9 июня 2011 г.

№ ЕД-4-3/9150 «», письмо ФНС России от 5 сентября 2011 г. № ЕД-2-3/[email protected] «», письмо ФНС России от 21 сентября 2011 г.

№ ЕД-4-3/[email protected] «», Минфина России от 15 ноября 2012 г. № 03-04-05/6-1301, Минфина России от 5 апреля 2012 г.

№ 03-04-05/6-443, Минфина России от 10 февраля 2012 г. № 03-04-06/6-30). Если налог по итогам отчетного периода был зачтен не полностью, то возврат переплаты сотрудник уже должен попросить у своей территориальной налоговой инспекции ( Минфина России от 3 октября 2013 г.

№ 03-04-05/41061). Особые случаи:ВКС Высококвалифицированные специалисты (далее – ВКС) – это отдельная категория работников.

Их опыт, навыки и достижения в той или иной области высоко ценятся и хорошо оплачиваются. Для таких сотрудников государство предусмотрело льготу – НДФЛ взимается по ставке 13% вне зависимости от сроков пребывания в России (). Сотрудник признается ВКС, если его предполагаемый годовой доход составит не менее 2 млн руб.

(подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г.

№ 115-ФЗ «», далее – Закон № 115-ФЗ). Из этого правила есть исключения: для преподавателей и научных работников, приглашенных для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью годовая зарплата должна составлять не менее 1 млн руб., а также для специалистов, привлеченных резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных и портовых особых экономических зон ().

Такое же правило недавно было установлено и для специалистов, привлекаемых организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий ( от 23 июня 2014 г. № 164-ФЗ). При этом компания, привлекающая IT-специалиста, должна иметь государственную аккредитацию на осуществление деятельности в области информационных технологий.

Выплаты вахтовым работникам-нерезидентам Доходы вахтовых сотрудников облагаются так же, как и других: по ставке 13% у налоговых резидентов и 30% для нерезидентов. Но есть несколько нюансов. На вахте работодатель оплачивает проживание и зачастую питание своим работникам. А считается ли это доходом для целей налогообложения, и если да, то облагается ли налогом?

А считается ли это доходом для целей налогообложения, и если да, то облагается ли налогом?

Минфин России разъяснил этот вопрос ( Минфина России от 28 июня 2013 г. № 03-04-06/24677). ТК РФ предусматривает обязанность работодателя обеспечить вахтовых работников помещением для проживания или компенсировать им расходы по найму жилого помещения ().

Такие выплаты носят компенсационный характер и аналогичны возмещению по найму помещения для командированных сотрудников. А такие выплаты освобождаются от обложения НДФЛ.

И доходы иностранных работников – не исключение (). А вот насчет оплаты питания позиция Минфина России не такая лояльная. Возмещение сотрудников расходов на питание считается его доходом в натуральной форме ().

А значит, и подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке: 13% для резидентов и 30% для нерезидентов.

Страховые взносы В отличие от НДФЛ, для расчета и начисления страховых взносов на доходы сотрудника-иностранца количество проведенных дней в России не важно.

Самое главное – это какой миграционный статус у работника: постоянно проживающий, временно проживающий или временно пребывающий. Рассмотрим по отдельности начисление взносов для каждого варианта. НАША СПРАВКА Постоянно проживающий иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство. Временно проживающий иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Временно проживающий иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание. Временно пребывающий иностранный гражданин – это лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем ее получения, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание ().

Если у сотрудника статус постоянно или временно проживающего, то взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС начисляются в стандартном порядке (ч.1 ст.

58.2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «», далее Закон № 212-ФЗ; , Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», далее – Закона № 167-ФЗ):

  1. 22% в ПФР, 5,1% в ФФОМС и 2,9% в ФСС, если доход с начала года нарастающим итогом не превысил установленного предела. Для 2014 года установлен максимальный порог в 624 тыс. руб. (Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2013 г. № 1101 «»)
  2. 10% в ПФР с дохода, превысившего установленный порог.

Если с первыми двумя категориями иностранных работников все достаточно просто, то насчет взносов с выплат временно пребывающим сотрудникам есть несколько нюансов.

Правила уплаты взносов в ПФР такие же как и для временно проживающих (, , ):

  1. ставка 22% с доходов в пределах лимита и 10% с доходов сверх установленного лимита;
  2. с сотрудником должен быть заключен или бессрочный трудовой договор, или один или несколько договоров в совокупности на срок не менее шести месяцев в течение одного года.
  3. работник должен работать в России;

Если с работником был заключен один срочный трудовой договор на срок менее шести месяцев, а потом продлен или заключен второй, причем так, что в общей сложности получится более полугода в течение календарного года, то взносы нужно начислять с даты заключения первичного договора ( Минтруда России от 27 февраля 2013 г.

№ 17-4/342, Минтруда России от 29 августа 2013 г.

№ 17-3/1436). Такие корректировки нужно внести в предоставляемую в ПФР отчетность (по форме РСФ-1), но пени за неуплаченные ранее суммы начисляться не будут ( Минтруда России от 27 февраля 2013 г.

№ 17-4/342). Взносы в ФФОМС и ФСС сейчас платить не нужно. Но в настоящее время в Госдуме находится на рассмотрении законопроект, предусматривающий обязанность организаций отчислять взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с выплат временно пребывающих иностранных граждан, если с ними заключен трудовой договор на неопределенный срок или же не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (Законопроект № 577906-6

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о распространении на иностранных граждан обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

). Однако на ВКС эти поправки не распространяются.

Планируется, что положения законопроекта вступят в силу с 1 января 2015 года. Взносы с ВКС Так же как и с НДФЛ, обложение выплат ВКС страховыми взносами имеет свои особенности.

На выплаты постоянно и временно проживающим ВКС организация должна начислять взносы в ПФР по ставке 22% в пределах установленного порога и 10% сверх этой суммы. Такие же правила, как и для российских граждан, действуют и в отношении взносов в ФСС – они начисляются по ставке 2,9% с выплат ВКС. А на взносах в ФФОМС организации-работодатели могут сэкономить – их перечислять с доходов работников не нужно.

Что касается временно пребывающих ВКС то с их выплат ни взносы в ПФР, ни в ФФОМС, ни в ФСС начислять не нужно.

Теги: , , , , , , , , , Источник: Документы по теме: Новости по теме:

  1. Постановление Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. № 2010-6/14 «»
  2. Минтруда России от 29 августа 2013 г. № 17-3/1436
  3. Минфина России от 3 октября 2013 г. № 03-04-05/41061
  4. Минфина России от 10 февраля 2012 г. № 03-04-06/6-30
  5. Письмо ФНС России от 4 июля 2014 г. № БС-4-11/[email protected]»»
  6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «»
  7. Письмо ФНС России от 5 сентября 2011 г. № ЕД-2-3/[email protected] «»
  8. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «»
  9. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «»
  10. Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-04-06/6-108
  11. Закон города Севастополя от 18 апреля 2014 г. № 2-ЗС «»
  12. Минтруда России от 27 февраля 2013 г. № 17-4/342
  13. Минфина России от 28 июня 2013 г. № 03-04-06/24677
  14. Письмо ФНС России от 21 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/[email protected] «»
  15. Минфина России от 15 ноября 2012 г. № 03-04-05/6-1301
  16. Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 164-ФЗ «»
  17. Письмо ФНС России от 9 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9150 «»
  18. Письмо ФНС России от 5 марта 2013 г. № ЕД-3-3/[email protected]»»
  19. Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-04-05/6-256
  20. Минфина России от 28 апреля 2011 г. № 03-04-06/6-102
  21. Минфина России от 5 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-443
  22. Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2013 г. № 1101 «»
  1. – ГАРАНТ.РУ, 29 июля 2014 г.
  2. – ГАРАНТ.РУ, 11 июня 2014 г.

Материалы по теме: 4 февраля 2014 года состоялось специальное заседание Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на тему «Об обеспечении прав иностранных граждан в ходе процедур экстрадиции, депортации, выдворения и получения убежища в Российской Федерации», на котором среди прочего были рассмотрены вопросы противоречий между российским и международным законодательством, а также между сложившейся практикой осуществления миграционной политики в нашей стране. Консультации по теме: ______________________________ С текстом законопроекта № 577906-6 «» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС».

Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года. ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г.

Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Если у вас работают иностранцы: справочник по НДФЛ

Бухгалтеру не надо забывать о некоторых специфических ситуациях, в которых могут находиться иностранные работники. О патенте, пересчете НДФЛ при изменении статуса иностранного работника и налогообложении при оплате за него жилья – в статье. Напомним, что ставка НДФЛ в отношении дохода физического лица зависит не от его гражданства, а от наличия или отсутствия у него статуса налогового резидента РФ.

Если этого статуса нет – ставка налогообложения доходов, полученных от осуществления трудовой деятельности, составит 30%. Если данный статус имеется, то применяется ставка 13%.

Но есть случаи, в которых ставка НДФЛ для иностранного работника не зависит от его статуса как налогового резидента. В настоящее время в соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ ставка НДФЛ в размере 13% независимо от наличия статуса налогового резидента применяется к доходам от трудовой деятельности, полученным иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528‑1 «О беженцах».

Если доходы от трудовой деятельности, получил, например, гражданин Республики Украины, не являющийся налоговым резидентом РФ и не признанный беженцем, такие доходы облагаются по ставке 30%, пока этот гражданин не станет налоговым резидентом РФ (Письмо Минфина России от 03.04.2015 № 03‑04‑05/18625). Ставка налога на доходы от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, также установлена равной 13% независимо от наличия статуса налогового резидента. Данная ставка применяется в отношении переселенцев при предъявлении ими свидетельств участников этой программы (Письмо Минфина России от 02.10.2014 № 03‑04‑05/49503).

Организация устанавливает налоговый статус своего сотрудника – физического лица самостоятельно, исходя из особенностей конкретной ситуации. В этих целях организация может запрашивать у физического лица необходимые сведения и документы (Письмо Минфина России от 22.02.2017 № 03‑04‑05/10518).

Ответственность за правильность определения налогового статуса физического лица – получателя дохода, исчисления и уплаты налога в соответствии с установленным статусом лежит на организации – налоговом агенте. Вместе с тем физическое лицо может самостоятельно представить налоговому агенту документы, необходимые для удержания налога в соответствии с имеющимся налоговым статусом.

Перечень документов, подтверждающих время пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, в НК РФ не определен.

В связи с этим для указанных целей могут использоваться любые документы, оформленные согласно законодательству РФ и позволяющие установить количество календарных дней пребывания лица на территории нашей страны (письма ФНС России от 19.09.2016 № ОА-3-17/[email protected], от 06.09.2016 № ОА-3-17/4086). Прежде всего, это могут быть копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы. Когда такие копии предоставить невозможно, в качестве подтверждающих документов выступают табель учета рабочего времени, миграционные карты с отметками о въезде и выезде с территории России, документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством РФ.

Нотариальное заверение копий таких документов и их перевода на русский язык не требуется.Обратите внимание: Если физическое лицо не предоставляет запрашиваемые документы, налоговый агент вправе применить к выплачиваемым этому лицу доходам налоговую ставку и порядок расчета налоговой базы, предусмотренные для лиц, не являющихся налоговыми резидентами (Письмо Минфина России от 12.08.2013 № 03‑04‑06/32676). Документом, подтверждающим пребывание физического лица в Российской Федерации, по мнению налоговиков, может являться копия паспорта иностранного гражданина с отметками органов Федеральной пограничной службы о днях въезда этого лица в Россию и выезда из нее, на основании которых может быть подсчитан фактический период его нахождения на территории РФ (Письмо ФНС России от 16.05.2006 № 04‑2‑05/3). В то же время Минфин в Письме от 04.02.2008 № 03‑04‑07‑01/20 указал, что установление налогового статуса физического лица может осуществляться на основании сведений, имеющихся у самого налогового агента (если он, например, является работодателем), и сведений, предоставляемых налогоплательщиком.

При этом Налоговый кодекс не предусматривает специальный порядок определения налогового статуса физических лиц в зависимости от их гражданства. Помимо копии паспорта, можно предъявить справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, квитанции о проживании в гостинице, справку из учебного заведения, другие документы (см., например, Письмо Минфина России от 13.01.2015 № 03‑04‑05/69536). Можно представить эти документы по почте.

Нотариальное заверение их копий и их перевода на русский язык не требуется (Письмо Минфина России от 26.10.2007 № 03‑04‑06‑01/362). Кроме того, при отсутствии отметок пограничного контроля работодатель для определения срока пребывания иностранного гражданина на территории РФ может использовать количество рабочих дней, указанное в журнале учета рабочего времени, который ведется в отношении этого гражданина с момента заключения с ним трудового договора (соглашения, контракта и т.

д.) в соответствии с нормами трудового законодательства. Вид на жительство подтверждает право физического лица на проживание в Российской Федерации, а не является документом, устанавливающим фактическое время его нахождения на территории страны (Письмо Минфина России от 14.04.2008 № 03‑04‑05‑01/108). Если в течение налогового периода работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в стране более 183 дней в текущем налоговом периоде), суммы вознаграждения, полученного работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала налогового периода, подлежат обложению по ставке 13%.

В таких случаях работодателям – налоговым агентам следует руководствоваться положениями п. 3 ст. 226 НК РФ, согласно которым исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст.

223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п.

1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. То есть начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российской Федерации в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные налоговым агентом с его доходов до получения им статуса налогового резидента по ставке 30%, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом по суммам доходов работника, включая доходы, с которых налог удерживался по ставке 30% (письма Минфина России от 15.02.2016 № 03‑04‑06/7958 и от 15.04.2014 № 03‑04‑06/17166). Если суммы НДФЛ, удержанные с доходов сотрудника по ставке 30%, по итогам налогового периода были зачтены не полностью и после проведения указанного зачета осталась сумма НДФЛ, подлежащая возврату, ее возврат налогоплательщику осуществляется налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), в порядке, предусмотренном п.

1.1 ст. 231 НК РФ. Возможна и противоположная ситуация. Налогоплательщик признавался налоговым резидентом, но по истечении некоторого времени с начала года его контракт оказался завершен.

Если этот период времени меньше 183 дней, то по окончании года такое физическое лицо будет признано нерезидентом. Следовательно, весь доход, полученный им с начала года, надо будет пересчитать по ставке 30%. Непонятно, правда, как в данном случае удержать с налогоплательщика дополнительно начисленную сумму налога.

Впрочем, об этом сами налоговые органы и должны позаботиться. Ведь согласно п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать с налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115‑ФЗ

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, и достигший возраста 18 лет, имеет право осуществлять трудовую деятельность в нашей стране в особом порядке на основании патента. Согласно п. 5 ст. 13.3 этого закона названный патент выдается иностранному гражданину на срок от 1 до 12 месяцев, но срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от 1 месяца.

Общий срок действия данного документа с учетом продлений не может составлять более 12 месяцев со дня его выдачи.

Иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдан патент. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта РФ, на территории которого гражданину выдан патент (п. 16 указанной статьи Федерального закона № 115‑ФЗ).

Иностранные граждане, получившие патент, самостоятельно вносят фиксированные ежемесячные платежи. Размер каждого платежа составляет 1 200 руб., но он корректируется на коэффициент-дефлятор и региональный коэффициент (п.

3 ст. 227.1 НК РФ). Коэффициент-дефлятор на 2017 год установлен равным 1,623. Для таких граждан организация или индивидуальный предприниматель, принявшие их на работу, исчисляют НДФЛ в общем порядке, но уменьшают налог на сумму указанных фиксированных платежей за период действия патента (п. 6 ст. 227.1 НК РФ). В бюджет налоговый агент перечисляет только остаток.

Эта обязанность возникает у налогового агента при условии получения им от налогового органа специального уведомления, а от налогоплательщика – письменного заявления и документов, подтверждающих уплату им фиксированного платежа. При наличии такого уведомления можно учесть и фиксированные платежи, внесенные до его фактического получения (Письмо ФНС России от 14.03.2016 № Налоговый агент вправе самостоятельно обратиться за таким уведомлением в налоговый орган. Если сумма НДФЛ за период действия патента получилась меньше, чем фиксированный платеж, то никакого возврата или зачета делать не нужно.

Скажем еще об одной проблеме, которая возникает у работодателя, несущего расходы на жилье для привлекаемых иностранных рабочих. По мнению Минфина, если организация арендует жилье для своих сотрудников либо выплачивает им денежные средства для оплаты аренды жилья, у сотрудников образуется экономическая выгода (доход), полученная в натуральной форме, поскольку организация несет за них расходы по найму жилого помещения (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Не делают чиновники исключения и для иностранцев (Письмо от 13.08.2014 № 03‑04‑06/40543).

В Постановлении ФАС СЗО от 18.02.2008 № А21-3559/2007 рассмотрена ситуация, в которой организация оплачивала проживание в гостинице иностранных специалистов, не имеющих постоянного места жительства на территории РФ и не состоящих в трудовых отношениях с этой организацией. Она перечисляла денежные средства за проживание иностранных специалистов на расчетный счет гостиницы, выплата дохода непосредственно этим физическим лицам не производилась. Следовательно, у организации в соответствии с п.

4 ст. 226 НК РФ не возникло обязанности налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет сумм НДФЛ. ФАС ЦО в Постановлении от 11.12.2007 № А48-717/07‑2 (Определением ВАС РФ от 23.04.2008 № 4623/08 в передаче в Президиум ВАС данного дела для пересмотра в порядке надзора отказано) нашел аргументы в пользу налогоплательщика. Суд напомнил, что не подлежат налогообложению (освобождаются от него) все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных законодательством РФ), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения.

В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона № 115‑ФЗ одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной предоставляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации. Порядок предоставления указанных гарантий устанавливается Правительством РФ.

В частности, пп. «г» п. 3 Положения о предоставлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания на территории Российской Федерации предусмотрено, что принимающая сторона берет на себя обязательства по жилищному обеспечению приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в нашей стране в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти конкретного субъекта РФ.

Следовательно, организация, пригласившая иностранных работников, не должна была удерживать НДФЛ со стоимости оплаченных услуг по найму жилья для них (см. также постановления ФАС СКО от 06.02.2007 № Ф08-247/2007-105А, ФАС МО от 29.07.2011 № КА-А40/7917‑11 по делу № А40-94667/10‑13‑439, Определение ВАС РФ от 23.04.2008 № 4623/08 по делу № А48-717/07-15). Уточним, что под гарантиями в указанном документе вполне определенно понимаются гарантийные письма работодателя о принятии на себя, в том числе, обязательства по предоставлению жилья.

Кроме того, надо иметь в виду позицию ФНС, по нашему мнению, необоснованную: чиновники в целях исчисления НДФЛ к жилищному обеспечению почему-то не относят возмещение расходов иностранного работника на проживание (Письмо от 10.01.2017 № Очевидно, что работодатель вправе сам выбрать, каким способом осуществить «жилищное обеспечение» иностранного работника. И в любом случае его расходы на это не должны признаваться материальной выгодой работника, то есть не входят в облагаемую базу по НДФЛ.

Имеющаяся арбитражная практика наш вывод подтверждает.