Главная - Земельное право - Как провести переоценку кадастровой стоимости земли

Как провести переоценку кадастровой стоимости земли


Как провести переоценку кадастровой стоимости земли

Новый порядок оспаривания кадастровой стоимости


На практике нередко кадастровая стоимость объектов оказывается завышенной. А правообладатели, конечно, заинтересованы в справедливой оценке, поскольку кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц.

На сегодняшний день оспаривание результатов государственной кадастровой оценки в комиссии по-прежнему остается более эффективной мерой по корректировке кадастровой стоимости во внесудебном порядке.

В настоящее время кадастровая стоимость земельных участков определяется как по новым, так и по старым правилам (ч. 1,2 ст 24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее — Закон о кадастровой оценке). Изменить (уменьшить) кадастровую стоимость по новым правилам, в соответствии с Законом о кадастровой оценке, возможно только в случае если она определена в порядке, установленном этим Законом.

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: — недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; — установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Досудебный порядок не является обязательным, и для оспаривания кадастровой стоимости вы можете сразу обратиться в суд (ч.

1 ст. 22 Закона о кадастровой оценке). Узнать, какие сведения о земельном участке использовались при определении кадастровой стоимости и как она рассчитывалась, можно из отчета, который размещен на официальном сайте Росреестра в разделе «Сервисы»—>«Получение сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки» https://rosreestr.ru/wps/portal/cc_ib_svedFDGKO. Он размещается в течение 30 рабочих дней со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (ч.

3 ст. 15 Закона о кадастровой оценке). Оспорить кадастровую стоимость в досудебном порядке можно, обратившись в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Такие комиссии создаются уполномоченным органом субъекта РФ (ч.

1, 2 ст. 22 Закона о кадастровой оценке). Порядок их работы определен Приказом Минэкономразвития России от 17.11.2017 N 620. Обратиться в комиссию можно со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о кадастровой стоимости недвижимости до дня внесения в ЕГРН новой стоимости (ч.

4 ст. 22 Закона о кадастровой оценке). Заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может подаваться в уполномоченный орган субъекта РФ (т.е.

исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, по решению которого проводится государственная кадастровая оценка) или МФЦ как лично, так и почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч.

сети Интернет, включая портал государственных и муниципальных услуг. К данному заявлению необходимо приложить следующие документы: 1. выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; 2.

копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; 3.

отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа. Если к заявлению не приложены перечисленные документы, то его не примут к рассмотрению (ч.

10 ст. 22 Закона о кадастровой оценке). Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его поступления.

В течение семи рабочих дней со дня поступления вам направят уведомление о поступлении заявления и принятии его к рассмотрению. В нем также должна быть указана и дата его рассмотрения (ч.

13, 14 ст. 22 Закона о кадастровой оценке). По результатам рассмотрения комиссия принимает одно из следующих решений (ч. 15, 16 ст. 22 Закона о кадастровой оценке): — об определении кадастровой стоимости в размере рыночной; — об отклонении заявления (с обязательным обоснованием).

Решение комиссии вы можете оспорить в судебном порядке (ч.

22 ст. 22 Закона о кадастровой оценке).

Изменения кадастровой стоимости земельных участков

Под понимают цену участка, которая устанавливается после проведения государственной оценки, определяющей отдельные показатели, на основании которых рассчитывают цену по конкретным категориям наделов. Кроме значений стоимости, установленных на федеральном уровне, отдельные виды цены могут устанавливаться в результате рассмотрения частных случаев по спорам, инициируемых собственниками наделов. Содержание Показатели кадастровой стоимости имеют различные значения для отдельно взятых земель, в основном отличающихся по своему назначению или полезному качеству.

Периодически цены определенных категорий наделов пересматриваются. Часто это связано с тем, что с течением времени изменяются основные показатели, которые оказывают существенное влияние на его стоимость.

В общем порядке процедура переоценки определяется Федеральными законами, а сами сроки устанавливаются Государственным Кадастром Недвижимости. Существуют временные рамки, в пределах которых осуществляется процедура переоценки кадастровой стоимости. Так, максимальный срок ограничивается 5 годами, а минимальный составляет 2 года – в данном случае основным фактором, на какой опираются при пересмотре цен, это регион, в котором зарегистрирован участок.

В некоторых случаях пересмотр кадастровой стоимости может инициироваться досрочно. В частности, такими случаями могут быть:

  1. Изменение назначения участков. К примеру, переход из земли для выращивания сельскохозяйственных культур в наделы для автоматически увеличивает цену;
  2. Проведение межевания земель;
  3. Изменение площади участка земли в сторону уменьшения или увеличения;
  4. Ввод в эксплуатацию объекта, построенного на определенном участке земли. Как правило, такие действия значительно увеличивают цену надела;
  5. Изменение показателей по текущим рыночным ценам.
  6. При значительном развитии инфраструктуры вокруг земельного участка, поскольку наличие в непосредственной близости к ним больниц, школ, детских садиков и прочих объектов значительно увеличивает его ценность;

Массовая переоценка земель была произведена еще в 2014 году, причем результат ее был таков, что в некоторых регионах рассчитанный показатель значительно превышал рыночную стоимость наделов.

Такая ситуация привела к тому, что собственники многих участков, не согласных с таким фактом, посчитали рост необоснованным, и инициировали большое количество судебных разбирательств по оспариванию установленной на государственном уровне стоимости. Не менее существенным изменением в кадастровой стоимости стали поправки к законам, введенные в действие в декабре 2016 года, когда относительно всех категорий земельных участков произошло значительное увеличение показателей.

Не менее существенным изменением в кадастровой стоимости стали поправки к законам, введенные в действие в декабре 2016 года, когда относительно всех категорий земельных участков произошло значительное увеличение показателей. Согласно принятому Федеральному закону от 03.07.2016 с действующими на данный момент поправками на территории всех регионов рост кадастровой стоимости на некоторое время приостановлен – вплоть до 1 января 2020 года она не будет пересматриваться. По окончанию данного периода цена на участки будет пересмотрена, но уже согласно 7 «О государственной кадастровой оценке» данным процессом под надзором Росреестра будут заниматься независимые учреждения бюджетной сферы.

Значение кадастровой стоимости оказывает существенное влияние на следующие моменты:

  1. Расчет оплаты за аренду земель при определенных условиях;
  2. Величину земельного налога, который определяется в процентном соотношении к кадастровой стоимости.

Наиболее значимым в данном случае является именно , поскольку практически каждый собственник земельного участка за редким исключениями льготных групп несет обязательство совершения таких перечислений в бюджет страны.

Именно на основании кадастровой стоимости одного квадратного метра земли определяется общая цена участка путем умножения площади земли на единицу показателя.

Вычисление налога осуществляется также на основании процента, определенного для каждой отдельной категории земель, при этом средняя ставка находится на уровне 0,3% и может значительно колебаться как в большую, так и меньшую сторону.

При значительном завышении цен каждый собственник земельного участка имеет возможность оспорить установленное значение.

Для оспаривания цены в первую очередь необходимо иметь основания для такого действия. Стоит понимать, что определение кадастровой стоимости осуществляется на основании конкретных показателей – местонахождения, особенностей объектов недвижимости, назначению надела, изменений на рынке.

Если изменилась кадастровая стоимость земельного участка, а какие-либо из факторов не были приняты во внимание или же данные искажены, владелец земли имеет право на оспаривание.

На данный момент поменять кадастровую стоимость в частном порядке можно двумя возможными способами.

  1. Административный способ. При этом направляется заявление в Росреестр от непосредственного собственника земельного участка.
  2. Судебный. Обращение в суд возможно только после того, как имел место досудебный порядок урегулирования вопроса и последовал отказ в таком действии от Росреестра.

При обращении как в административном так и в судебном порядке владелец участка должен иметь реальные основания на уменьшение кадастровой стоимости, которые можно подтвердить или имеющимися документами или проведением дополнительной экспертизы.

При обращении о необходимости пересмотреть кадастровую стоимость перечень документации выглядит следующим образом:

  1. Отдельное заключение эксперта в том случае, если рыночная цена отличается от кадастровой.
  2. Отчет о рыночной цене земельного надела;
  3. участка земли;
  4. Свидетельство о праве собственности на землю;

Вопрос повышения налогов на земельные участки и увеличения показателя кадастровой стоимости земли связан неразрывно и на данный момент беспокоит как обычных граждан, так и физических и юридических лиц, поскольку для многих из них величина ежегодного взноса в бюджет становится достаточно большим расходом.

За последние несколько лет наметилась тенденция к продаже участков, которые не приносят прибыли и становятся обременением для их владельцев, не имеющих достаточного дохода, для того, чтобы оплатить налог в полной мере. Стоит отметить, что новый принцип вычисления налога на основании кадастровой стоимости стал применяться не так давно – еще до 2015 года он рассчитывался исходя из балансовой цены земли.

На данный момент осуществляется постепенный переход именно на расчет от кадастровой стоимости, в связи с чем размер налогов увеличивается и такая тенденция на ближайшее время сохранится. В общем увеличение налогообложения осуществляется поэтапно – с 2015 до 2020 года рост ставки происходит постепенно (ежегодно на 20%) и, в связи с этим, и те суммы, которая положены к оплате за собственность, аналогичным образом становятся больше.

С одной стороны, как утверждают эксперты, повышение размеров поступления в бюджет страны является необходимой мерой, которая поможет изыскать средства на развитие инфраструктуры, финансирование модернизации различных объектов.

Однако, с другой стороны, каждый отдельный собственник земельного участка не всегда может выделить такую сумму средств.

Больше всего значительным увеличением расходов обеспокоены предприниматели, относящиеся к малому и среднему бизнесу, особенно те, которые заняты деятельностью в сфере сельского хозяйства – именно для таких категорий кадастровая стоимость за последнее время выросла больше всего.

Смотрите интересный видеоматериал, в котором юрист рассказывает о целесообразности и способах снижения кадастровой стоимости земельного участка. Итак, кадастровая стоимость участков определяется на основании показателей земли, которые могут меняться с течением времени.

В соответствии с принятыми законами величина земельного налога находится в прямой зависимости от кадастровой стоимости и ежегодно будет увеличиваться. При наличии оснований на пересмотр и уменьшение установленной цены на земельный участок ее собственник имеет право обжаловать ее в административном или судебном порядке.

Порядок пересчета земельного налога в связи с изменением кадастровой стоимости участка

Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость участка, установленная на 1 января календарного года. Однако в течение налогового периода кадастровая стоимость может изменяться в связи с переводом участка из одной категории в другую либо в связи с вступлением в силу судебного акта об установлении рыночной стоимости. О том, в каком порядке исчисляется земельный налог при изменении кадастровой стоимости участка, Минфин России рассказал в комментируемом письме.

(ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 05.09.13 № 03-05-05-02/36540) Плательщиками земельного налога признаются в том числе организации, у которых земля находится в собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 388 НК РФ). Налоговая база по земельному налогу в отношении участка определяется как его кадастровая стоимость (ст.

388 НК РФ). Налоговая база по земельному налогу в отношении участка определяется как его кадастровая стоимость (ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ). При этом кадастровая стоимость, которая сформирована по результатам кадастровой оценки земель, берется: — либо на начало года (налогового периода); — либо на дату постановки участка на учет, если он образован в течение года. Земельный налог рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка и ставки налога, определяемой в соответствии с видом разрешенного использования земли.

Под кадастровой стоимостью земельного участка понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимости в суде или комиссии, специально созданной для разбирательства подобных споров (ст.

3 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации»). Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, оценка земель может производиться в соответствии с государственной кадастровой оценкой земель.

А если определена рыночная стоимость земельного участка, то кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости.

Корректировка кадастровой стоимости в течение налогового периода возможна в двух ситуациях. Во-первых, в связи с установлением судом рыночной стоимости земельного участка, на основании чего орган кадастрового учета делает запись об установленной судом стоимости в государственном кадастре недвижимости.

Такая запись вносится с момента вступления в силу судебного акта или по состоянию на дату, указанную в решении суда. Во-вторых, в случае перевода земельного участка из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования участка. Рассмотрим порядок расчета земельного налога, рекомендованный Минфином России, которому налогоплательщики должны следовать при изменении кадастровой стоимости земли в середине года.

Правила расчета налога напрямую зависят от даты, на которую обновляется кадастровая стоимость.

Если новая кадастровая стоимость земельного участка внесена в кадастр в течение налогового периода, то для расчета налога новая кадастровая стоимость применяется по состоянию на 1 января года, следующего за тем налоговым периодом, в котором были произведены изменения в кадастре. Основанием для внесения изменений в государственный кадастр может являться судебное решение, решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также перевод земли из одной категории в другую. Таким образом, специалисты главного финансового ведомства указывают на то, что измененная стоимость будет применяться при расчете налога только со следующего года.

Рекомендуем прочесть:  Как подарить жене дом и землю

Отметим, что ранее Минфин России высказывал иную точку зрения по данному вопросу.

Напомним, что еще Президиум ВАС РФ в постановлении от 06.11.12 № 7701/12 пришел к выводу: если в течение налогового периода изменяется вид разрешенного использования участка, налогоплательщик вправе исчислять земельный налог с учетом кадастровой стоимости, установленной за соответствующий период исходя из нового вида использования.

На основании указанного судебного акта в письме от 03.06.13 № 03-05-04-02/20217 финансисты предлагали исчислять земельный налог с применением коэффициента, аналогичного установленному в пункте 7 статьи 396 НК РФ. Напомним, что данная норма предусматривает механизм расчета земельного налога в ситуации, когда у налогоплательщика в течение налогового (или отчетного) периода возникает или прекращается право собственности (постоянного бессрочного права) на участок.

В этом случае используется коэффициент, который представляет собой отношение числа полных месяцев владения участком к числу календарных месяцев в периоде.

Следует иметь в виду, что если право возникло до 15-го числа или прекратилось после 15-го числа месяца, то соответствующие месяцы засчитываются при исчислении коэффициента как целые. В противном случае месяцы возникновения и прекращения права в расчет не включаются. Этот же порядок, по мнению финансистов, высказанному ранее, действует и в случае, когда в соответствии с судебным решением или решением комиссии по рассмотрению споров кадастровая стоимость участка изменена с даты принятия этого решения.

Если таким решением кадастровая стоимость признается равной рыночной стоимости на 1 января года, являющегося налоговым периодом, земельный налог за весь период исчисляют исходя из измененной кадастровой стоимости.

Тогда земельный налог рассчитывается исходя из новой стоимости земли за весь налоговый период, по состоянию на 1 января которого внесены изменения, а также за все последующие годы.Опубликовано в журнале «Документы и комментарии» № 19, октябрь 2013 г. Источник: Журнал : Теги:

  1. , старший консультант ГК «ВнешэкономАудит»

Изменить кадастровую стоимость участка: как сделать это самостоятельно

» Вы владеете участком земли, ваша земля прошла оценку по кадастру, и вы исправно платите налог, согласно этой оценке.

Обычная ситуация, характерная для 90%-ов собственников, спокойных за свой участок. Но что если волею обстоятельств вы перешли из большинства в меньшинство, в 10% собственников – по статистике приблизительно такое количество ходатайств подаётся на переоценку. Причина в данной ситуации не важна, важна суть: каким образом самостоятельно изменить кадастровую стоимость земельного участка, если официальные сведения о нём уже внесены в госреестр?

Что говорит об этом законодательство? Этот важный вопрос требует тщательной проработки. На основании результатов оценки, признанных госорганами, определяются:

  1. пошлины в доход государства за осуществление любых манипуляций с участком земли (оформление дарственной, завещания, покупка/продажа, и т.д.).
  2. сумму, которую получит государство, если решит продать землю частному или юридическому лицу (другими словами стоимость отчуждения госземли);
  3. величина платежей, если землю сдаёт в аренду государственный собственник;
  4. налоговые сборы;

Для частных собственников кадастровая стоимость имеет значение, прежде всего, как отправная точка, с которой начисляется налог и от которой зависят размеры всех госпошлин за участок Землевладелец должен знать, если возникнет необходимость отстаивания своих интересов, как уменьшить кадастровую стоимость самостоятельно.

Оспорить назначенную сумму допустимо в судебном порядке или через специальную комиссию. Сделать это может только законный владелец земли – собственник или официальные арендаторы.

data-matched-content-ui-type=»text_card» Судебная тяжба – затратное дело, требующее не только финансовых средств, но и времени. Обязательно просчитайте свои действия и возможный исход: соотнесите предполагаемую прибыль при успешном решении вопроса с понесёнными затратами.

Стоит учитывать и то, что вероятность решения вопроса не в пользу собственника, хоть и не велика, но всё же имеет место быть. В этом вопросе у каждого свой интерес, причём он выражается не только в сторону снижения этой величины, но и в сторону повышения.

Подавляющее большинство случаев переоценки кадастровой стоимости земельного участка связана с желанием уменьшить платежи заземлю. Запланированная переоценка производится раз в 5 лет (в некоторых регионах раз в 2-3 года). Ждать изменений имеет смысл, если до часа Х осталось немного времени (иногда выгоднее платить повышенную ставку налога несколько месяцев, чем ввязываться в тяжбы с госорганами – это выйдет и дешевле, и не так затратно по времени).

Если до плановой переоценки должно пройти несколько лет, владелец или арендатор вправе осуществить пересмотр кадастровой стоимости вне утверждённого плана.

Важно! Вернуть переплаченные деньги за налог можно и нужно. Однако вопрос легко ли это сделать заслуживает отдельного рассмотрения (это тема другой статьи), ибо он совсем не прост Есть случаи, когда выгодно не снизить, а повысить кадастровую стоимость земли:

  1. если на участок претендуют несколько человек (например, наследники), каждый из которых правомерен продать свою долю другим претендентам. Совершенно очевидно, что для желающего продать, выгодно это сделать по более высокой стоимости, которая напрямую зависит от кадастровой. В этом случае собственник доли может «запустить переоценку»;
  2. если предполагается землю использовать как залог под кредит – чем выше оценён участок по кадастру, тем большую сумму можно получить у банка в заём;
  3. в ситуациях, когда страховой компанией определены низкие выплаты за материальный ущерб, нанесённый застрахованной земле.

Личное желание собственника – не основание для переоценки. Процедуру можно осуществить исключительно из-за нарушений, произошедших по вине работников кадастровой службы, участвующих в оценке.

Изменение кадастровой стоимости правомерно в том случае, если:

  1. была дана неправильная характеристика объекта (вид использования и категория), неправильно определено местоположение, наличие разрешения на использование участка и многое другое;
  2. были допущены чисто технические ошибки при расчётах – оценщики обычные люди, им свойственно ошибаться.

Один из вариантов определения кадастровой стоимости – исходя из рыночной.

Когда возможно достоверно определить рыночную стоимость, кадастровая принимается равной ей.

Это в теории, а на практике такой метод используется редко, поскольку существуют трудности с определением многих сопутствующих показателей.

Поэтому, если собственник уверен, что рыночная стоимость ниже, он может попытаться оспорить этот вопрос в судебном порядке.

Важно! Для оспаривания рыночная цена участка должна браться не на дату подачи заявления в суд, а на момент оценки. Резкое снижение цен на землю сегодня не является поводом для пересмотра и изменения оценочного показателя, определённого несколько лет назад! Уменьшить стоимость земли по кадастру можно, но на это требуются время, силы и определённые знания.

Уменьшить стоимость земли по кадастру можно, но на это требуются время, силы и определённые знания. Чтобы понапрасну не потратить свои ресурсы (суд далеко не всегда выносит решения в пользу собственников), оцените целесообразность процедуры оспаривания. Самое первое, что нужно сделать, это узнать какую стоимость по кадастру именно вашему участку определили оценщики.

Это можно сделать, обратившись на сайт Росреестра, обратившись за справкой в местную Кадастровую палату.

Дальше нужно рассчитать самому (пусть не точно, в общих чертах), каким может быть этот показатель в вашем случае.

Сопоставьте данные постановления о кадастровой оценке по вашей местности (их можно найти на сайте того же Росреестра) с характеристикой своего участка – где расположен, его площадь, категория земли. Только если вы уверены, что ваш участок оценён неверно, принимайтесь за оспаривание. Нелишним будет обратиться за юридической помощью к опытному специалисту, который подскажет последовательность действий или станет представителем во всех инстанциях.

Простой человек может «повязнуть» в бюрократии, так и не дойдя до суда.

Только собственники или официальные арендаторы. Если их несколько (имеет место долевая собственность), то решение выносится по всей земле в целом. Любые возражения других владельцев будут рассмотрены одновременно с представленными доказательствами по делу.
Инициатором процесса могут стать:

  1. органы власти в отношении муниципальной стоимости.
  2. физлицо, причём не важно, собственник это или арендатор земли;
  3. заинтересованные юрлица;

Законодательство предусматривает два способа:

  1. через специальную комиссию;
  2. в суде.

Оспаривание кадастровой стоимости в суде для физических лиц процесс достаточно простой – можно обращаться сразу же в судебные инстанции, минуя комиссию.

Для юрлица эта процедура сложнее. Требуется провести сперва досудебные действия – обратиться в специальную комиссию и получить официальный отказ (за редким исключением решение принимается в пользу истца), иначе судья вправе отказать в проведении тяжбы. Государственная пошлина для организаций выше – 6000 рублей по сравнению с 300 рублями для физлица.
Государственная пошлина для организаций выше – 6000 рублей по сравнению с 300 рублями для физлица. Обращаться ли в комиссию или сразу в суд каждый частный собственник решает сам.

Универсального ответа на этот вопрос нет.

Тем не менее, собственники должны понимать, что внесудебное изменение имеет ряд преимуществ:

  1. быстрое решение вопроса;
  2. нет необходимости платить госпошлину;
  3. решение комиссии не окончательно, и его может оспорить суд.

Комиссии формируются в каждом управлении Росреестра каждого региона РФ.

Правильный порядок оспаривания важен для быстрого получения результата. Пошаговая инструкция позволит сэкономить личное время и исключит неблагоприятный исход дела. Шаг 1. Обращение в специализированную комиссию, созданную при территориальном управлении Росреестра.

Со дня внесения данных о земельном участке в ЕГРП должно пройти не более 5 лет.

После этого срока и так будет организована плановая переоценка со стороны местных органов, смысла затевать тяжбу нет. Шаг 2. Сбор необходимых документов.

  1. выписка из ЕГРН о стоимости;
  2. заявление об оспаривании кадастровой стоимости с указанием личных данных, адреса, по которому зарегистрирован истец и причин, по которым он обращается в комиссию;
  3. документ (копия), на основании которого существует право владения участком;
  4. доказательства использования недостоверной информации при государственной оценке. Получить их можно по письменному заявлению в органах самоуправления. Данные должны предоставить за 7 рабочих дней.
  5. отчёт о порядке определения рыночной цены (если требуется её установить).

Комиссия вправе отказать, если:

  1. предоставлены не все документы;
  2. если при прошлых расчётах уже была учтена рыночная цена.
  3. документы просрочены;

Шаг 3.

Вся процедура должна закончиться в 30-дневный срок после подачи заявления. Отсутствие заявителя является основанием для переноса разбирательства. Более половины членов комиссии должны принять участие в заседании, иначе оно не состоится.

Владелец, если он отсутствовал по уважительной причине, подтверждённой документально, доложен быть проинформирован результатах заседания в пятидневный период.

В суд следует обращаться после отказа со стороны комиссии. Порядок действий: Шаг 1. Составление искового заявления и сбор необходимого пакета документов.

В иске указывают требование:

  • Оспорить решение комиссии.
  • Определить кадастровую стоимость участка с учётом рыночной цены или её изменить из-за использования недостоверной информации при установлении значения.

Также прописывают:

  1. паспортные данные истца, место проживания и регистрации;
  2. список приложенных документов.
  3. какие права истца нарушены;
  4. кто проводил оценку;
  5. доводы и основания для обращения в суд;
  6. данные по обращению к комиссии, результаты;

Документы, на основании которых начинается процесс:

  1. документы на собственность (нотариально заверенная копия);
  2. другие документы для подтверждения требований.
  3. уведомления вручения другим участником копий иска и приложенных документов;
  4. доказательства применения недостоверных данных при государственной оценке;
  5. официально заверенный документ, свидетельствующий о стоимости участка, внесённой в госреестр (обычно – выписка);
  6. документ, подтверждающий оплату госпошлины;
  7. решение комиссии;

Шаг 2. Подача заявления с документами в суд происходит по месту расположения заказчика работ, определявшего показатель. Сделать это необходимо на протяжении первых 3-х месяцев после известия о нарушении прав, но не позднее первых 5 лет после внесения в ЕГРН.

Шаг 3. Участие в судебном заседании. Пересмотр должен произойти за 2 месяца. Суд может принять решение об установлении нового значения кадастровой стоимости на дату подачи иска.

Оспаривание госоценки земли – хлопотное дело, тем не менее, выгодное.

Если права собственников действительно нарушены, вероятность того, что либо комиссия, либо суд примут решение в пользу пострадавшей стороны, приближена к 100%. Поэтому боритесь за свои права, за свои деньги – вы имеете на это право и все законные основания.

Желаем удачи и терпения в этом непростом вопросе!

Как оспорить кадастровую стоимость, и не переплачивать налог на имущество

Анонсы 6 июля 2022 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

21 июля 2022 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

С 1 января 2015 года в России постепенно вводится новый порядок расчета налога на имущество физических лиц.

Пионерами его применения стали 28 регионов, в том числе Москва, Самарская, Рязанская и Тверская области, применяющие его уже с 2015 года. С 2016 года на новый порядок перешли жители еще 21 региона России, в том числе Санкт-Петербурга, Вологодской, Брянской и Воронежской областей.

Остальные регионы России также обязаны перейти на новый порядок до 2020 года.

Налогом на имущество физических лиц облагаются следующие объекты недвижимости, находящиеся в собственности граждан:

  1. объект незавершенного строительства;
  2. иные здание, строение, сооружение, помещение ().
  3. жилое помещение (квартира, комната);
  4. единый недвижимый комплекс;
  5. жилой дом (в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства);
  6. гараж, машино-место;

Если ранее такой налог исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости, то новый порядок предусматривает его исчисление по кадастровой стоимости, которая обычно максимально приближена к рыночной цене.

Однако встречаются случаи, когда кадастровая стоимость превышает рыночную ввиду наличия неучтенных индивидуальных особенностей недвижимости, ошибки в расчете или в связи с падением рыночной стоимости объекта по различным причинам.

А переоценка объектов недвижимости производится не чаще чем один раз в течение трех лет, а в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет (ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г.

№ 135-ФЗ «»). ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Алексей Мазуров, к. ю. н., эксперт по земельному и смежному законодательству ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз им.

Сикорского». Реформа земельного кодекса РФ: анализ актуальных новелл законодательства и практики применения. В такой ситуации владелец недвижимости, имеющей завышенную кадастровую стоимость, может оспорить ее, чтобы не переплачивать налог.

Для этого потребуется доказать факт неверного определения кадастровой стоимости. К сожалению, вернуть переплаченную сумму не получится, так как установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости (п.

28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г.

№ 28 «»). Следует отметить, что хотя налоговая инспекция обязана самостоятельно рассчитать и направить налогоплательщику налоговое уведомление (), однако в случае непоступления такого уведомления каждый налогоплательщик обязан сообщить налоговому органу о наличии объектов недвижимого имущества. Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих документов представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом ().Таким образом, неполучение уведомления о необходимости уплаты налога, не освободит от него.

Прежде чем оспаривать кадастровую стоимость, необходимо узнать, в какую сумму оценили вашу недвижимость.

Оценку производят независимые оценочные компании по договору с органами власти, а кадастровая стоимость каждого объекта недвижимости размещена в открытом доступе на .

Для поиска объекта недвижимости потребуется ввести его кадастровый номер или адрес, а жилой дом или иной объект, представляющий отдельное строение, можно просто найти на публичной кадастровой карте (maps.rosreestr.ru/PortalOnline/). Если в форму поиска ввести кадастровый номер нужного объекта (его можно посмотреть в свидетельстве о праве собственности) или адрес и нажать кнопку «Сформировать запрос», то в базе данных будет найден нужный объект недвижимости и показаны имеющиеся источники данных. Затем нужно выбрать в качестве источника данных «ГКН» (Государственный кадастр недвижимости), после чего будет выдана справочная информация по объекту недвижимости, в том числе кадастровая стоимость и дата ее утверждения.

Кадастровую стоимость можно сравнить с реальной рыночной стоимостью на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.

К примеру, если на 16 декабря 2015 года кадастровая стоимость объекта недвижимости составляла 17 млн руб., а реальная стоимость на эту дату составляла 15 млн руб., то кадастровая оценка превышает рыночную стоимость на 2 млн руб. При расчете налога следует учитывать, что налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 м2 общей площади этой квартиры (), поэтому размер налоговой базы будет ниже кадастровой стоимости.

Если же доказать, что кадастровая стоимость для данного объекта недвижимости является завышенной, а реальная рыночная стоимость составляет 15 млн руб., то размер налоговой базы также уменьшится. ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ Рассчитать размер налога для московской недвижимости можно с помощью нашего Следует учитывать, что за первый год налог исчисляется с понижающим коэффициентом 0,2. В течение последующих пяти лет размер налога будет постепенно расти, а с 2020 года понижающий коэффициент применяться не будет.

Оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости существует только два:

  1. установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
  2. недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

Под недостоверными сведениями обычно понимаются ошибки, допущенные при проведении оценки, в том числе неправильное определение характеристик объекта недвижимости, повлиявшее на кадастровую стоимость. Верховный суд РФ в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г.

№ 28 «» указывал, что допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки включает следующие обстоятельства:

  1. его целевое назначение;
  2. иные условия;
  3. неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
  4. аварийное состояние объекта;
  5. разрешенное использование земельного участка;
  6. неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, в том числе:
    • местоположение объекта оценки;
    • его целевое назначение;
    • разрешенное использование земельного участка;
    • аварийное состояние объекта;
    • нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории;
    • иные условия;
  7. местоположение объекта оценки;
  8. нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории;
  9. неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости;
  10. неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Чтобы определить наличие или отсутствие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости жилья, можно запросить сведения об объекте недвижимости, использованные при определении кадастровой стоимости у заказчика проведения кадастровой оценки, сведения о котором можно узнать в территориальных подразделениях Росреестра. Ответить на такой запрос заказчик и оценщик обязаны в семидневный срок с момента его поступления (ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г.

№ 135-ФЗ «»). Если же основанием к оспариванию кадастровой стоимости является превышение ею рыночной цены недвижимости, следует принять во внимание, что рыночная цена должна определяться не на текущий момент, а на момент установления кадастровой стоимости. Таким образом, даже резкое падение стоимости недвижимости, произошедшее позднее установления кадастровой стоимости, не поможет ее снизить. Не получится оспорить кадастровую оценку и жителям тех регионов, в которых налог по прежнему исчисляется по инвентаризационной стоимости.

Позиция Верховного суда РФ заключается в том, что если права и обязанности лица еще не затрагиваются, то оно не имеет права обжаловать кадастровую оценку (). Действующее законодательство предусматривает два варианта процедуры оспаривания кадастровой стоимости:

  1. в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  2. в суде ().

Заявитель самостоятельно выбирает, в каком порядке оспаривать кадастровую стоимость. В случае судебного рассмотрения спора предварительного обращения в комиссию для физических лиц не требуется, но для организаций этот этап является обязательным.

При этом, рассмотрение в комиссии имеет ряд преимуществ перед судебным: ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ Рассчитать размер госпошлины, подлежащей уплате при обращении в суд, можно с помощью нашего

  1. быстрое рассмотрение спора (в течение месяца);
  2. возможность оспорить решение комиссии, если оно не устроит заявителя, в судебном порядке.
  3. отсутствие судебных расходов, в том числе, необходимости уплачивать госпошлину;

Такие комиссии функционируют при каждом управлении Росреестра в регионах России. По делам о пересмотре кадастровой стоимости каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Таким образом, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на лице, которое обратилось с соответствующим заявлением заявлением ().

БЛАНКИ Таким образом, заявителю потребуется представить документы, доказывающие его позицию. Кроме того, как в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, так и в суд помимо заявления потребуется предоставить ряд документов (, ст.

24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г.

№ 135-ФЗ «»):

  1. положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший вышеуказанный отчет, о его соответствии требованиям законодательства и стандартов;
  2. нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (если заявление подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости);
  3. отчет об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа (если заявление подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости);
  4. документы, подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки (если заявление подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости) (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «»).
  5. документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (если заявление подается на основании недостоверности указанных сведений);
  6. кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

При подаче административного искового заявления в суд дополнительно необходимо представить:

  1. уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления (либо копии документов для направления этим лицам);
  2. документы и материалы, подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора (если в суд обращается юридическое лицо).
  3. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  4. доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца;

Заявления о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов Комиссиями по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости к рассмотрению не принимается, а судом оставляются без движения. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости, поданное в комиссию по рассмотрению споров о кадастровой стоимости, рассматривается в течение одного месяца с даты его поступления.

В течение семи дней с момента поступления заявления, комиссия сообщает об этом с указанием даты рассмотрения дела в орган местного самоуправления и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов.

В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения, комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости. Если основанием оспаривания кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, то комиссия вправе принять одно из следующих решений:

  1. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (если использованные сведения будут признаны недостоверными).
  2. об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости (в случае, если использованные сведения будут признаны достоверными);

В случае, если основанием оспаривания явилось установление рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает одно из следующих решений:

  1. об отклонении заявления.
  2. об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Кроме того, заявитель имеет право оспаривать в суде не само решение комиссии, а результаты определения кадастровой стоимости.

В этом случае решение комиссии не будет являться предметом рассмотрения в суде. Процедура рассмотрения заявлений об оспаривании кадастровой стоимости в суде регламентирована . В судебном порядке граждане могут обжаловать как непосредственно результаты оценки кадастровой стоимости квартиры, так и решение комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости, если предварительно заявитель в такую комиссию обращался.

Соответственно, административный истец может заявить одно из следующих требований:

  1. об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии Росреестра.
  2. об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  3. об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;

Рассмотрение других требований не может производиться одновременно с оспариванием кадастровой стоимости, поскольку подсудны другим судам.

Это значит, что если владелец квартиры хочет вернуть переплаченные налоги, то сначала ему нужно получить судебное решение по результатам рассмотрения его административного искового заявления, а потом уже обращаться с иском о взыскании переплаченных денежных средств. Первой инстанцией для данной категории споров являются верховные суды республик; краевые, областные суды; суды городов федерального значения; суды автономных областей и округов ().

Административными ответчиками по спорам о кадастровой стоимости будут являться Росреестр и орган, утвердивший оспариваемые результаты оценки кадастровой стоимости. Законом установлены ограниченные сроки для оспаривания кадастровой стоимости недвижимости. Обратиться в суд по этой категории споров можно лишь в течение пяти лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов.

Однако если на момент обращения в суд кадастровая стоимость объекта недвижимости в государственном кадастре недвижимости уже изменилась, то оспаривать предыдущую стоимость уже нельзя (). Срок рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости в суде составляет два месяца, но он может быть продлен еще на месяц в связи со сложностью дела ().

О месте и времени рассмотрения дела суд извещает стороны, однако их неявка не препятствует его рассмотрению, если стороны были извещены надлежащим образом ().

Следует учитывать, что поскольку стороны обязаны самостоятельно доказывать те обстоятельства, на которые ссылаются, то суд удовлетворит их ходатайства об истребовании дополнительных доказательств только в том случае, если они по объективным причинам лишены возможности представить доказательства без помощи суда. Тем не менее, суд не лишен права запрашивать необходимые доказательства по своей инициативе (). При оспаривании кадастровой стоимости со стороны не единоличного собственника, а участника долевой собственности, суд пересматривает кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом.

Возражения других собственников оцениваются судом наряду с другими доказательствами по делу и не влекут обязательного отказа в удовлетворении заявленных требований (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г.

№ 28 «»). Если по результатам рассмотрения дела суд удовлетворяет заявленные требования о пересмотре кадастровой стоимости, то в резолютивной части такого решения должна быть указана величина установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости. Принятое судом по результатам рассмотрения дела решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Последняя актуализация: 14 июля 2017 г. Документы по теме:

  1. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «»
  2. Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «»
  3. Приказ Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. № 263 «»
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «»

Читайте также: Речь идет о ситуациях, когда результаты кадастровой оценки были успешно оспорены налогоплательщиком в суде.

Это касается случаев, когда информация Росреестра расходится с данными налогоплательщика. С 1 января 2016 года к 28 регионам, уже применяющим новый порядок, присоединится еще 21 субъект РФ.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г.

Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб.