Главная - Другое - Понятие и основные признаки государства

Понятие и основные признаки государства


Понятие и основные признаки государства

Понятие и признаки государства


Содержание Тест: 3 вопроса Показать ответы государственное учреждение политическая организация государство публично-принудительная власть налоги полная независимость в международных отношениях транспорт, единый государственный язык, единая энергетическая система территориальная организация населения, публичная власть, государственный суверенитет правоохранительные органы, армия, налоги, право Проверить Еще раз Единого общепризнанного определения государства на сегодняшний день так и не принято. Существует множество трактовок этого понятия, каждая из которых выделяет определенные его аспекты. Такая неопределенность объясняется тем, что государство – понятие очень сложное и многогранное, одним универсальным определением выразить всю его сущность чрезвычайно трудно.

Чтобы понять смысл термина «государство», необходимо принимать во внимание историю его возникновения.

Прежде всего следует провести сравнительный анализ способов организации власти в догосударственном обществе со способами управления обществом после установления государственной власти. Выявленные различия по своей сущности являются критериями, позволяющими отличать государство от иных форм существования человеческих цивилизаций.

Исходя из этого подхода, можно определить сущность государства в широком смысле этого понятия. Государство – это форма организации общества, которая возникает в результате достижения им определенного уровня развития. Под организацией общества здесь подразумевается создание особого аппарата управления, характеризующегося наличием на определенной территории органов государственной власти и правовой системы.

Эта территория является обособленной, а аппарат управления обладает суверенитетом – независимостью при осуществлении внутреннего и внешнего управления. В узком смысле под термином «государство» понимают сам механизм управления обществом. Этот механизм представляет собой аппарат государственной власти.

Его действие распространяется на всю территорию страны. Функционирование аппарата государственной власти осуществляется с применением мер государственного принуждения.

Таким образом, данная трактовка фактически отождествляет понятия «государство» и «государственный аппарат». Существуют и другие подходы определения понятия «государство», но ни один из них нельзя считать универсальным. Тем не менее можно выделить ряд признаков, присущих только тем обществам, в которых существует государственность.

В теории государства и права признаки государства принято делить на основные и дополнительные. К их числу относятся характеристики, которыми обладают практически все государства.

Отсутствие хотя бы одного из них означает по сути отсутствие государства как такового.

Рассмотрим подробно основные признаки. Государство обладает единым территориальным пространством. К территории страны относятся не только сухопутные участки, но и прибрежные воды, воздушное пространство, недра, континентальный шельф. Эти территории, как правило, активно используются для ведения хозяйственной деятельности.

Эти территории, как правило, активно используются для ведения хозяйственной деятельности.

К населению государства относятся все граждане, постоянно проживающие на его территории. Это могут быть представители любой национальности, которых объединяет то, что все они живут в одной стране, подчиняются ее законам, платят налоги в ее бюджет и т.д.

Государственная власть является высшей властью в стране – это внутренний суверенитет.

При осуществлении внешней политики суверенное государство действует самостоятельно, подчиняться требованиям других стран оно не обязано – это внешний суверенитет. Это система органов власти, которые наделены полномочиями в случае необходимости использовать силу государственного принуждения.

Имеет четко выраженную иерархическую структуру. Такая власть действует на всей территории страны и распространяется на все население. Государство осуществляет законотворческую деятельность, издавая нормативные акты, являющиеся обязательными для населения.

Сюда относятся органы правосудия и правопорядка, таможенная система, а также система государственной безопасности. Эти органы наделены обширными полномочиями по применению мер принуждения. Для содержания органов государственной власти, обеспечения безопасности страны, финансирования социальной сферы (здравоохранение, наука, образование), формирования резервного фонда на случай наступления непредвиденных обстоятельств или стихийных бедствий с населения любого государства взыскиваются обязательные платежи в виде налогов.

Для содержания органов государственной власти, обеспечения безопасности страны, финансирования социальной сферы (здравоохранение, наука, образование), формирования резервного фонда на случай наступления непредвиденных обстоятельств или стихийных бедствий с населения любого государства взыскиваются обязательные платежи в виде налогов. Вооруженные силы необходимы прежде всего для сохранения территориальной целостности государства. Подавляющее большинство стран мира имеют свои армии.

Однако имеются и исключения, в том числе Андорра, Панама, Коста-Рика, Федеративные Штаты Микронезии. Можно выделить и иные признаки государства, также характерные почти для всех современных стран, но не являющиеся ключевыми для признания общественной структуры государством. Наиболее важными из них являются следующие:

  1. Единая денежная единица. Все государства имеют свою собственную денежную единицу (в странах, входящих в состав такой конфедерации, как Евросоюз, действует общая денежная единица – евро).
  2. Государственная символика (флаг, герб, гимн).
  3. Единая внешняя политика.
  4. Единые транспортная, информационная, энергетическая системы. В слаборазвитых государствах эти системы не всегда представляют собой единое целое.
  5. Наличие единого государственного языка. Во всех странах существует как минимум один язык, признанный государственным. В отдельных государствах таких языков может быть 2 или более. Так, в Белоруссии их 2 (белорусский и русский), в Бельгии – 3 (фламандский, французский, немецкий), а в ЮАР – 11 (африкаанс, английский, зулу, коса, свати, ндебеле, сесото, северный сото, тсонга, тсвана, венда).

Интересно В империи инков, процветавшей в эпоху Средневековья на территории современного Перу, денежной системы не существовало вообще.

Возможно, это было единственное государство в истории человечества, где деньги не использовались.

7 Июн 2018 в 08:30 44 227 Загрузка. +10 -0 Не можешь разобраться в этой теме?

Обратись за помощью к экспертам Название заказа не должно быть пустым Тип работы ЗадачаКонтрольнаяКурсоваяЛабораторнаяДипломнаяРефератПрактикаТестЧертежСочинениеЭссеПереводДиссертацияБизнес-планПрезентацияБилетыСтатьяДокладОнлайн-помощьРецензияМонографияВКРРГРМаркетинговое исследованиеАвторефератАннотацияНИРДокторская диссертацияМагистерская диссертацияКандидатская диссертация Не найдено Тип работы Задача Контрольная Курсовая Лабораторная Дипломная Реферат Практика Тест Чертеж Сочинение Эссе Перевод Диссертация Бизнес-план Презентация Билеты Статья Доклад Онлайн-помощь Рецензия Монография ВКР РГР Маркетинговое исследование Автореферат Аннотация НИР Докторская диссертация Магистерская диссертация Кандидатская диссертация Выберите тип работы Введите email Разместить заказ

Гарантированные бесплатные доработки

Быстрое выполнение от 2 часов

Проверка работы на плагиат Показать ещё

Понятие и признаки государства

ВикиЧтение Правоведение Мардалиев Р.

Т. Поиск Содержание Государство – это суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить оптимальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления ее функций.Признаки государства можно рассматривать только в совокупности.

Отсутствие какого-либо из них ставит под сомнение существование или функциональную способность самого государства. Признаками государства являются:? государство – это единственная универсальная (то есть всеобщая) организация на территории страны. Охватывает все население, устанавливает административно-территориальное деление, институт гражданства и т.
Охватывает все население, устанавливает административно-территориальное деление, институт гражданства и т.

д.;? суверенитет – верховенство государственной власти над всеми иными организациями и лицами на территории государства, которое также независимо во взаимоотношениях с другими государствами;?

налоги – это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата. Без них государство существовать не может, поскольку не будет иметь возможностей выполнять государственные функции; ?

наличие публичной (государственной) власти, то есть власти, которая осуществляет свои функции на профессиональной основе и выступает от имени населения, но при этом обеспечивает государственное принуждение;? легализованное (узаконенное) принуждение (насилие), которое государство в лице своих органов вправе применять ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на его территории. Однако такое принуждение должно напрямую вытекать из требований закона.

Например, если суд принимает решение, то должен существовать государственный институт судебных исполнителей, который обеспечит исполнение этого решения (скажем, возврат должником долга или иное);?

наличие права. Каждое государство относится к той или иной правовой системе и имеет свою систему законодательства (совокупность законов и подзаконных актов).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес Глава 4. Понятие и основные признаки государства При изучении теории государства необходимо выделить характерные, отличающие его от других форм объединения, признаки. Таким признаком всех государственных форм общественного устройства является территориальная 2.

Понятие государства. Его признаки и функции Государство – это политическая организация общества (устойчивого союза отдельных индивидов, созданного для достижения общего интереса, имеющего единую цель, общий язык, культуру, образ жизни, территорию), действующая на 1.3.

Понятие, признаки и функции государства Государство – это суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить оптимальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая Государство – это суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить оптимальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для Понятие, признаки и классификация органов государства Государственный орган – часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями.Это первичный и важный структурный элемент госаппарата. Его признаки следующие:? любой госорган является 81. Понятие, основные признаки и формы хищения.

Предмет хищения и его признаки Хищение – это совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному 2. Понятие, признаки и функции государства Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.Признаки 1.

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных в государствоведении.

Это объясняется тремя причинами. Во-первых, эти вопросы прямо и непосредственно § 3.

Признаки государства Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, 7.1 Понятие и особенности государственного механизма.

Признаки органа государства Функции государства реализуются через государственный механизм. В юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни ученые под механизмом государства 30.1 Понятие, признаки и функции социального государства Понятие «социальное государство» — новое для российского законодательства.

Впервые оно употреблено в Конституции РФ 1993 г.На Западе идея социального государства возникла вслед за идеей правового государства, и 3. РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ ВЛАСТИ. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Власть – способность и возможность управлять другими людьми, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, основанная одновременно и на авторитете, и на § 12. Понятие и признаки правового государства Понятие «правовое государство» стало употребляться в языке наших политиков и правоведов в положительном смысле не так давно.

Еще лет десять назад о концепции правового государства говорили критически, осуждая ее Содержание

  1. Правовое государство: понятие и принципы
  2. Предвыборная агитация и финансирование выборов
  3. Заключение, изменение и расторжение договоров
  4. Система объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий
  5. Ценные бумаги, их классификация
  6. Гражданское законодательство. Источники гражданского права
  7. Понятие избирательной системы и избирательного права
  8. Правовая охрана Конституции
  9. Правовой нигилизм и правовой идеализм
  10. Личные и имущественные права и обязанности супругов
  11. Понятие вещного права. Право собственности. Ограниченные вещные права и их особенности
  12. 3.2. Объекты гражданского права
  13. Имущественная ответственность супругов по обязательствам. Брачный контракт
  14. Государственная Дума
  15. Понятие и принципы гражданства в РФ
  16. Гражданское общество: понятие и признаки
  17. Система разделения властей
  18. 2.3. Конституция как основной закон государства
  19. Понятие Правительства, порядок его формирования и состав
  20. Конституционно-правовой статус краев, областей и городов федерального значения в составе РФ
  21. Основания прекращения обязательств
  22. Стадии законодательного процесса в РФ
  23. 2.9. Федеративное устройство Российской Федерации
  24. 2.10. Органы государственной власти в РФ. Президент РФ
  25. Правовое регулирование трудовых споров
  26. Состав правоотношений. Объекты и субъекты правоотношений
  27. Гражданские (личные) права человека и гражданина
  28. Понятие, признаки, цели, функции и виды юридической ответственности
  29. Правовое регулирование материальной ответственности
  30. Состав трудовых правоотношений. Субъекты, их права и обязанности
  31. Международные и российские акты о правах человека
  32. Основания прекращения гражданства
  33. 2.12. Правительство РФ
  34. Взаимодействие норм права с корпоративными нормами
  35. Система и виды государственных органов РФ. Конституционные принципы их организации
  36. 2.13. Органы судебной власти РФ. Порядок изменения Конституции
  37. Понятие Федерального Собрания. Совет Федерации РФ
  38. Раздел 2 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  39. Публичное и частное право
  40. Понятие наследственного права. Наследование по закону
  41. 3.6. Право собственности и другие вещные права
  42. Основные обязанности граждан
  43. Основные источники семейного права
  44. 5.3. Ответственность работника. Трудовые споры
  45. Понятие народного суверенитета. Основные формы народовластия
  46. Понятие и виды общественных объединений
  47. Гарантии избирательных прав граждан при составлении списков избирателей и определении избирательных округов и участков
  48. Порядок голосования и подведения его итогов. Ответственность за нарушение избирательного законодательства
  49. Понятие семейного права и семейных правоотношений в РФ. Принципы семейного права как отрасли
  50. 4.3. Правовое регулирование отношений между родителями и детьми. Алиментные отношения
  51. 2.6. Общественные объединения
  52. Недействительные сделки и их виды
  53. Понятие и виды юридических лиц
  54. Понятие, признаки и классификация органов государства
  55. Права, обязанности и ответственность общественных объединений
  56. Конституционно-правовой статус республик в составе РФ
  57. Понятие и функции Конституции
  58. Внутригосударственное (национальное) международное право
  59. 3.4. Сделки в гражданском праве
  60. Физические лица (граждане) как субъекты гражданских правоотношений и их виды
  61. 2.1. Вводная часть
  62. 1.9. Правовые системы мира
  63. Понятие представительства и его виды
  64. Принципы участия граждан в выборах
  65. Высшие судебные инстанции в РФ
  66. Гражданско-правовые договоры: понятие, виды и содержание
  67. 3.3. Субъекты гражданского права
  68. Конституционно-правовые отношения
  69. Понятие и предмет конституционного права
  70. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
  71. Форма сделок и последствия ее несоблюдения
  72. Полномочия Правительства РФ
  73. Ликвидация юридических лиц
  74. Основания и порядок расторжения брака
  75. Основания приобретения гражданства
  76. 2.2. Система и источники конституционного права
  77. 5.4. Документальное оформление трудовых правоотношений
  78. Конституционно-правовые нормы и их классификация
  79. Понятие сделок и их классификация
  80. Особенности и структура Конституции
  81. Императивные и диспозитивные нормы
  82. Раздел 5 ТРУДОВОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  83. Принципы федеративного устройства и конституционно-правовой статус РФ
  84. 2.11. Федеральное Собрание
  85. Понятие и принципы правового статуса личности в РФ. Классификация основных прав и свобод человека
  86. Материальное и процессуальное право
  87. Реорганизация юридических лиц
  88. 3.8. Наследственное право
  89. Наследование по завещанию
  90. 2.5. Избирательная система РФ
  91. Основные права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей по отношению к детям
  92. Виды времени отдыха и их правовое регулирование
  93. 1.13. Правонарушение и юридическая ответственность
  94. 5.1. Общие положения о трудовом праве РФ
  95. Правосознание: понятие, структура, виды
  96. Основания приобретения и прекращения права собственности
  97. Классификация конституций
  98. 1.12. Правовые отношения
  99. 4.2. Права и обязанности супругов. Правовое регулирование имущественных отношений между супругами
  100. Понятие нормы права и ее источники (формы выражения)
  101. Продолжение на ЛитРес
  102. История российского конституционализма
  103. Выдвижение и регистрация кандидатов, их правовой статус
  104. Оформление приема на работу
  105. Система гражданского права. Аналогия закона и аналогия права в гражданском праве
  106. Правовая культура: понятие и виды
  107. Принципы гражданского права
  108. 4.1. Общие положения о семейном праве РФ. Заключение и расторжение брака в РФ
  109. Состав и виды правонарушений
  110. Понятие и виды субъектов гражданского права
  111. Исковая давность
  112. Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Возможность ограничения прав и свобод
  113. Юридические факты
  114. 1.10. Нормы права
  115. 3.1. Гражданское право как отрасль права. Гражданское законодательство
  116. Защита права собственности и других вещных прав
  117. 3.5. Институты представительства и исковой давности
  118. Взаимодействие норм права с религиозными нормами
  119. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности
  120. Правовое регулирование оплаты труда
  121. Понятие правомерного поведения и правонарушения
  122. Формы (порядок) осуществления юридической ответственности
  123. Институт Президента в РФ
  124. Понятие трудового права. Основные источники трудового права РФ
  125. Порядок принятия изменений в Конституции РФ
  126. 2.4. Понятие и содержание основ конституционного строя РФ
  127. Классификация норм права
  128. 5.2. Оплата труда. Время отдыха
  129. 1.6. Гражданское общество и правовое государство
  130. Основания прекращения трудового договора
  131. 1.8. Правосознание и правовая культура
  132. Возникновение юридических лиц
  133. Правовое регулирование алиментных отношений между членами семьи
  134. Виды ограниченных вещных прав
  135. Политические права граждан РФ
  136. Государственные органы, ведающие делами о гражданстве
  137. Прокуратура и Счетная палата РФ
  138. Понятие обязательственного права и его структура. Виды обязательств
  139. Правоотношения: понятие и виды
  140. 2.8. Права и свободы человека и гражданина
  141. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  142. Порядок изменения гражданства детей. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства
  143. Предмет, метод, объекты и субъекты гражданского права
  144. Понятие объекта гражданского права. Вещи и их классификация
  145. Структура нормы права
  146. Система конституционного права
  147. 3.7. Обязательственное право и его система
  148. Общая собственность
  149. 1.11. Система права и система законодательства
  150. Принципы деятельности общественных объединений. Их создание, реорганизация и ликвидация
  151. Основные принципы юридической ответственности. Основания для освобождения от юридической ответственности
  152. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
  153. Взаимодействие норм права с политическими нормами
  154. Конституционно-правовой статус автономий в РФ
  155. Понятие конституционного строя. Конституционные характеристики РФ
  156. 2.7. Институт гражданства в РФ
  157. Социально-экономические и культурные права человека и гражданина
  158. Раздел 4 СЕМЕЙНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  159. 1.7. Право в системе социального регулирования
  160. Заключение трудового договора
  161. Конституционные основы судебной власти в РФ
  162. Условия и порядок заключения брака
  163. Требования к содержанию трудового договора
  164. Перемена лиц в обязательствах. Способы обеспечения исполнения обязательств
  165. Государство как субъект гражданского права
  166. Источники конституционного права

← →

ГИА по обществознанию

Государство — политическая организация общества, действующая на определенной территории в качестве средства, выражающего интересы всех слоев общества, и механизма регулирования, управления и подавления общества. Государство отделено от общества, действует на основе права и принуждения в отношении всех представителей общества и осуществляет согласование интересов отдельных слоев общества.

Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

  1. Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.
  2. Наличие определенной территории- юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);
  3. Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;
  4. Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;
  5. Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;
  6. Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;
  7. Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;
  8. Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.

Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.
Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть надгосударственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род).

На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества. Правительство — только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти.

Государство — устойчивый институт, в то время как правительства приходят и уходят. Основными теориями происхождения государства принято считать следующие: Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства.

Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей.

Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи.

Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха — забота о своих подданных и справедливое управление ими.

Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога.

В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию.

Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др. Материалистическую теорию.

В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин.

Сторонники материалистической теории: К.

Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим.

Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд и др.

Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др. Патримониальную теорию.

Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории — А. Галлер. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм.

Представители органической теории: Г.

Спенсер, А.Э. Вормс и др. Функции государства — основные направления деятельности государства: К внутренним функциям государства относятся:

  1. Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  2. Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
  3. Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
  4. Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  5. Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  6. Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  7. Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  8. Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

К внешним функциям государства относятся:

  1. Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
  2. Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
  3. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  1. форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  2. форма правления — определяет кому принадлежит власть;
  3. политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления Под формой правленияпонимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика. Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству; Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  1. конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).
  2. абсолютная (всевластие главы государства);

Республика может быть:

  1. парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  2. президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);
  3. смешанная (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом и парламентом).

Формы государственного устройства Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями. Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  1. Федеративные
  2. Унитарные
  3. Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты). Унитарные государства- это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  1. существование одноуровневой системы законодательства;
  2. подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  3. существование только одного гражданства;

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик). Федерация облагает такими признаками:

  1. двухканальная система налогообложения.
  2. союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  3. наличие двухуровневой системы государственных органов;

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Политический режим Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным.

3.1 Понятие государства, его признаки

3.1 Понятие государства, его признаки Государство представляет собой сложное явление.

С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.Чаще всего многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И.

Кант (1724–1804). Так, И. Кант воспринимал государство как

«общество людей, которое само распоряжается и управляет собой»

. По мнению Л. Дюги,

«государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом — политическая власть»

.Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политического общества, а не государства.Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции.

С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления.

Марксистская теория рассматривает государство исходя исключительно из его классовой природы и видит его назначение в осуществлении организованного насилия одного класса (экономически господствующего) над другими (эксплуатируемыми).

К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя современное им буржуазное государство, писали, что оно представляет собой капиталистическую машину, «идеальный совокупный капиталист». Аналогичную характеристику давал В.

И. Ленин:

«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы»

.Встречаются дефиниции государства, которые сводятся к перечню его институтов, что также ведет к односторонней характеристике анализируемого явления. Такой же односторонней будет трактовка государства как организации взаимоотношений различных групп, слоев общества, индивидов.Рассматривая государство с разных позиций — философской, исторической, социологической, юридической и проч., можно выделить лишь те или иные аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать универсальное его понятие.

Недаром президент США В. Вильсон (1856–1924) признавался в 1889 г., что он «безуспешно пытался найти определение государства».

Французский юрист Ж. Ссель утверждал в 1943 г., что не существует четкого правового критерия государства, а есть лишь фактические характерные его признаки исторического, политического, психологического и иного свойства. Поэтому можно предложить описание государства, но не определение его понятия.В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков.

Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.Несмотря на разнообразие государств, как ныне существующих, так и имевших место в различные исторические эпохи, всем им на разном уровне их развития, присущей самобытности и т. д. свойственны общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.К признакам государства принято относить:1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;2) территориальную организацию населения;3) государственный суверенитет;4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.Иногда среди основных признаков государства указывают единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики и др.

Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим. Они скорее вспомогательные, дополнительные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено полное равноправие всех используемых языков.

Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции Японии 1947 г. этому государству запрещено иметь армию.

Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г.

Панаме запрещено иметь армию «на вечные времена». Таким образом, отсутствие армии в этих странах не дает оснований не признавать их государствами.Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики, а также официальную символику (проф.

Н. В. Власенко, проф. В. В. Оксамытный). Ряд государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме того, единая система обороны и внешней политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сообщества.

Что касается символики, которая присуща каждому государству, то она не составляет его необходимого, обязательного признака. При формировании нового государства какое-то время может отсутствовать его символика, но это не означает, что государство исчезло.Раскроем содержание каждого из перечисленных выше основных признаков государства.Публичная политическая власть — один из главных признаков государства.

Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества.

И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер.

Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти.

Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий — на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции.Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:а) специально создается для управления обществом;б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.Итак, государство — это прежде всего политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования.

При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями — армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, т.

е. государство приобретает свою силу в условиях общественного развития, тех процессов, которые происходят по мере образования государственной формы организации общества.

Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы.

Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции.

Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку.Но не только население разделяется по территориальному признаку, и сама государственная власть организуется на базе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.

е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, независимость и единство.Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство: а) распространяет свою власть на всю территорию страны; б) определяет весь строй правовых отношений; в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; г) регламентирует права, свободы и обязанности личности; д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т. д.Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти.

В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не является абсолютной.

Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам.

Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику.

В то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами, например между федерацией и ее субъектами.Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т. е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны.

Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.Нормативные правовые и другие юридические акты (например, решения судов, административных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности.

Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения.Государственная власть проявляет себя прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, т. е. оформляется его правовая организация.Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов.

Однако налоги — только один из источников доходов государства, хотя и очень важный.

Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др.Содержание общих признаков государства по мере развития государственно организованного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным.С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.В учебной литературе приводятся и другие дефиниции. Например, государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок (проф.

В. М. Корельский). Другое определение:

«Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества»

(проф.

М. И. Байтин). Государство определяется также как публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории (проф. В. В. Лазарев и доц. С. В. Липень). Каждое из приведенных определений имеет право на существование, хотя вряд ли возможно признать какое-либо из них совершенным.