Главная - Другое - При звуко буквенном разборе характеристику даем звукам

При звуко буквенном разборе характеристику даем звукам


При звуко буквенном разборе характеристику даем звукам

Фонетический разбор слова – как правильно его делать, о чем надо помнить и каких ошибок избегать


/ Следуйте моей инструкции и пользуйтесь лайфхаками. 515 Автор: Алексей Морозов Дата: 15.02.2022 Время чтения: 9 минут Сегодня мы с вами будем говорить про фонетический разбор.

Он сложный потому, что в нем куча всяких нюансов.

В этой статье я постараюсь дать вам пошаговый план разбора и рассказать о лайфхаках, которые помогут всегда получать за этот разбор только пятерки.

Содержание Его надо поставить правильно. То есть, не катАлог, а каталОг, не звОнит, а звонИт. Если затрудняетесь – гуглите или смотрите в орфоэпический словарь.

Если вы у доски – ну… пусть небо поможет вам.

Ударение ставится просто черточкой над ударной буквой.

Никаких дополнительных комментариев и пояснений давать не надо. Запомните, фонетический слог – это НЕ слог для переноса. В нем легко может быть одна буква.

Сколько в слове гласных, столько должно быть отмечено слогов. Например, в слове «аэроплан» слоги будут такие: а-э-ро-план. Видите, в двух слогах всего по одной букве.

При переносе, конечно, вы так делить не будете, но вам этот перенос сейчас вообще без разницы. Вам надо слоги правильно выделить и всё. Каждую букву надо писать с новой строки. Потому что рядом со всеми этими буквами вы будете писать потом характеристику их звуков. Если буква обозначает два звука, надо сразу оставить место для характеристики этих двух звуков.
Если буква обозначает два звука, надо сразу оставить место для характеристики этих двух звуков. Например: Вот видите, тут ё обозначает два звука, это прямо слышится: «йолка», поэтому я букву «ё» напишу как бы между двух строк, а на этих строках у меня будут её звуки – согласный «й» и гласный «о».

Тут вам надо запомнить, что е, ё, ю, я всегда включают в себя два звука в трех случаях:

  • Когда перед ними находится какой-нибудь гласный: сияние, терпение.
  • Если перед ними есть мягкий или твердый знак: вьюн, въезд.
  • Когда с них начинается слово: яблоко, ягода.

Давайте подробнее разберем каждую букву. Я – «й» + «а». Не «аблоко», «агода», а «йаблоко», «йагода». Ё – «й» + «о». Мы не говорим «вёт», «пёт», мы говорим «вьйот», «пьйот».

Е – «й» + «э». Не «эхать» и не «вьэхать», а «йэхать», «вьйэхать».

Ю – «й» + «у». Не «ула» и не «вьуга», а «йула», «вьйуга». Не забывайте еще про букву «и». Она тоже может обозначать два звука, но только тогда, когда находится после Ь или Ъ.

Мы никогда не говорим «вороби», мы говорим «воробьйи».

Если анализируемая вами буковка обозначает два звука – надо от нее провести две линии и написать на отдельных строках каждый звук. Бывает и другая ситуация. Когда несколько букв «сливаются» в один звук. В этом случае от них ставятся две черточки к одному звуку.

Например, «тьс» всегда сливается в «ц», а удвоенные согласные – в один долгий согласный звук. Теперь надо каждому звуку дать характеристику. Сначала надо понять, гласный он у вас или согласный.

Тут, по идее, легко. Если вы произносите этот звук и он ни на что не натыкается – он гласный.

Все гласные можно произнести «на одном дыхании», просто меняя положение губ. Смотрите: «аоуыиэ». Вот я за один раз их все произнес.

И преград для воздуха никаких не было. Когда вы поняли, какой перед вами звук, надо написать через черточку, гласный он или согласный. У них только один признак – наличие или отсутствие ударения.

Если на звук падает ударение – значит, он ударный.

Если нет – безударный. С гласными вообще все просто, главное – не напутать с ударением и поставить его в слове правильно. Обратите внимание, когда звук ударный, вы значок ударения тоже должны в нем поставить. Выглядеть это всё будет примерно так.

Все, переходим к согласным. У них признаков побольше, давайте разбирать каждый по отдельности. Надо указать, твердые они или мягкие.

Анализируемые вами звуки будут мягкими только в двух случаях:

  • Перед и, я, ю, ё, е. Возьмем для примера слово «пилюля» (тут все три согласных мягкие), небо (мягкий «н»).
  • Перед Ь: зять (мягкий «т»), моль (мягкий «л»).

Обратите внимание, есть согласные звуки в нашем прекрасном русском языке, которые абсолютно всегда твердые. Это «ж», «ш» и «ц». И есть такие, которые всегда мягкие: «ч», «щ», «й».

Этих три, и этих три. Так и запоминайте. Еще вот хорошая картинка, сохраните ее прямо сейчас себе на телефон, чтобы не потерять.

Подумайте, есть ли у вашего согласного пара по твердости мягкости. Если она есть – произнесите все слово еще раз и вдумайтесь, какой звук он в нем обозначает. Если взять «сено», то там «н» будет твердым, а если «в сене» – мягким.

То есть парные могут легко быть как твердыми, так и мягкими.

Лайфхак. Если у звука нет пары по твердости/мягкости – он всегда либо твердый, либо мягкий. Вот прямо вглядитесь в эти два списка и запомните их.

Пусть они у вас в мозгу отпечатаются, чтобы вы их никогда больше не путали.

Если вы произносите согласный с голосом, то он звонкий. Если просто делаете шум, без голоса – он глухой. Например: «Здорово!» – тут все согласные звонкие.

А вот в слове «шастать» все согласные глухие. Вот вам хорошая картинка для запоминания: Среди звонких согласных выделяется отдельная группа – сонорные. Произнесите их все несколько раз вот в таком порядке и прямо вот запомните этот порядок: «рлмнй», «рлмнй», «рлмнй».

Про каждый из этих звуков надо говорить: «звонкий, сонорный». Пары по звонкости и глухости нет у сонорных звуков.

Они всегда произносятся с голосом.

Еще есть четыре звука, которые произносятся без голоса (они глухие) и пары у них тоже нет. Это «х», «ц», «ч», «ш». Посмотрите еще раз на картинку выше, там все парные по звонкости/глухости написаны друг под другом.

Когда вы проанализировали каждый звук, надо «отчеркнуть» весь разбор и написать, сколько у вас букв и сколько звуков. В учебниках русского чаще всего даются для разбора такие слова, в которых это количество разное. Так что будьте настороже, внимательно смотрите, какие у вас буквы и какие от них протянуты стрелочки к звукам.

Разберем несколько самых важных моментов, о которых дети очень часто забывают.

В безударном положении гласный «о» обозначает (абсолютно всегда) звук «а». Мы не говорим «мОлОко», как бабушка в деревне. Мы говорим «малако». Гласный «е» («э») в безударном положении обозначает звук «и». Мы говорим не «хлебать», а «хлИбать», не «деревянный», а «диривянный». Вот разбираете вы слово «раб».
Вот разбираете вы слово «раб».

У него на конце звук «б», который произносится вроде бы звонко. Но. Если у этого согласного есть пара по звонкости/глухости, то он обязательно будет глухим. Мы не говорим «раб», мы говорим «рап».

Не «плод», а «плот», не «раз», а «рас». Если пары нет – тогда будет то, что есть. Например, сонорный «р» так и будет «р»: «пар», «жар», «угар».

Это когда глухой согласный перед любым звонким становится звонким, а звонкий перед глухим – глухим.

В школе эти процессы иногда называют оглушением (это в корне неверно) и озвончением.

Например:

  • Кадка – [катка].
  • Просьба – [проз’ба].

Если у согласного есть пара по твердости и мягкости, то перед «е», «ё», «ю», «я», «и» он всегда будет мягким. И мягкость вам надо будет показать апострофом.

Смотрите: «мерили» – [м’ер’ил’и]. Но если у согласного пары по мягкости нет, то он будет твердым. Тут сразу важный момент, гласный после него тоже будет другой.

Смотрите:

  • Шире – [шыр’и].
  • Вожжи – [вожы]. Над «ж» тут надо еще нарисовать черточку сверху, чтобы показать, что он долгий.
  • Жили – [жыли].
  • Парашют – [парашут].

Перед мягким знаком происходит то же самое.

Согласные, которые могут быть мягкими, будут мягкими, а всегда твердые так и будут всегда твердыми.

Сравните:

  • Встань – [фстан’].
  • Тень – [т’эн’] – «н» может быть мягким, поэтому он перед мягким знаком и будет мягким.
  • Тишь – [т’иш].
  • Молчишь – [малч’иш].

Первая рекомендация. Надо очень внимательно произносить каждое слово. Прямо вот произносить и наблюдать за каждым звуком.

Вторая. Надо разбирать как можно больше.

Когда я пришел в вуз, там весь первый семестр шла фонетика и мы занимались только тем, что транскрибировали слова. Ошибались, конечно, путались, но потом освоились и начали транскрибировать правильно. Третья. Гуглите. Гуглите все слова, которые вы разбираете.

Лучше так: разобрать самому, а потом погуглить и проверить себя. Школьникам лень это делать, конечно, но надо заставить себя это делать. Направляю вас на статьи, связанные с фонетикой.

Я старался их писать понятным языком, давать максимум примеров. Еще советую посмотреть три моих подборки с , и . Там очень хорошие программы, которые часто стоят дешевле, чем репетиторство.

Я надеюсь, они будут вам полезны. Кроме платных материалов в этих статьях я даю ссылки на бесплатные электронные пособия по подготовке к экзаменам.

Их составляли учителя из обычных школ, пособия очень хорошие, скачивайте их и используйте. По поводу учебников – рекомендую вам вот эту книгу: «».

Отличная вещь. В ней собрана вся теория по русскому языку, которую вы должны знать. У меня есть курс по копирайтингу, я там даже взрослым дядям и тетям рекомендую эту книгу.

Если им надо подтянуть русский. В этой статье я попытался объяснить вам, как делать фонетический разбор слова. Чтобы закрепить знания, посмотрите два вот этих ролика.

Они от разных авторов, там объясняются правила разбора и приводятся примеры.

Первый ролик: Второй: Уважаемые читатели, была ли эта статья для вас полезна? Стало ли вам теперь более понятно, как надо делать фонетический, или звуко-буквенный разбор слова? Напишите, пожалуйста, в комментариях, чем мне нужно дополнить статью, какие недостатки в ней надо исправить.

Спасибо. Оцените статью Автор публикации: Дата: 15.02.2022 ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

Фонетический разбор слова

Фонетикой называют раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка и звуки речи в целом.

Фонетика — это наука о сочетании звуков в речи. Слово Выполнить разбор Фонетический разбор, или звуко-буквенный, — это анализ строения слогов и звуковой системы слова. Такой анализ предлагается выполнять как упражнение в учебных целях.

Под анализом понимается:

  1. составление транскрипции (графической формы слова).
  2. определение числа звуков в слове;
  3. классификация каждого звука;
  4. распределение звуков на согласные и гласные;
  5. постановка ударения;
  6. подсчитывание количества букв;

При разборе важно различать понятия «буква» и «звук». Ведь первые соответствуют орфографическим правилам, а вторые — речевым (то есть звуки анализируются с точки зрения произношения).

Прежде чем приступить к звуко-буквенному разбору, следует запомнить В русском языке десять гласных звуков: [А] [О] [У] [Ы] [Э] [ЙА] буква «Я» [ЙО] буква «Ё» [ЙУ] буква «Ю» [И] [ЙЭ] буква «Е» Первые пять обозначают, что предшествующий согласный является твердым, а вторые — мягким. И двадцать один согласный звук: звонкие непарные звуки [Й’] [Л] [М] [Н] [Р] глухие непарные [Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] звонкие парные [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] глухие парные [П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] Звонкими называют согласные, которые образуются с участием звука, а глухие — с помощью шума.

Парными называют те согласные, которые образуют пару глухой/звонкий. Например, [Б]/[П], [В]/[Ф], [Г]/[К]. Непарными — те, которые не образуют пары: [Л], [М], [Р].

При фонетическом анализе слова стоит помнить, что согласные [Ч’], [Щ’], [Й’] — всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог.

Согласные [Ж], [Ш] и [Ц] — всегда твердые. [Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’] — сонорные звуки. А значит, при произношении этих согласных звук образуется преимущественно голосом, но не шумом. Все сонорные — звонкие звуки. В русском алфавите есть также буквы Ь, Ъ. Они не образуют звука. Ь (мягкий знак) служит для того, чтобы смягчать согласные, после которых он ставится.
Они не образуют звука. Ь (мягкий знак) служит для того, чтобы смягчать согласные, после которых он ставится.

Ъ (твердый знак) имеет разделительную функцию.

  • Мягкость звука обозначается символом «’».
  • Удвоенный согласный обозначается «:»: постепенный — [паст’ип’эн:ый’].
  • Некоторые согласные в словах не читаются: костный — [косный’].
  • Звуки [с], [з] в приставках слов смягчаются: разъединить — [раз’й’эд’ин’ит’].
  • Перед глухими звонкие согласные оглушаются: ногти — [нокт’и].
  • Сочетание букв «сч», «зч» читаются как «щ»: счастье — [щ’аст’й’э].
  • Транскрипция записывается в квадратных скобках: [ ].
  • Обозначить ударный слог.
  • Произнести слово вслух и на основании этого выполнить транскрипцию.
  • Записать слово по правилам орфографии.
  • Подсчитать количество звуков и букв в слове.
  • Описать гласные звуки по порядку, обозначить, какие из них являются ударными, а какие — безударными. Описать согласные. Охарактеризовать их: парные/непарные, звонкие/глухие, твердые/мягкие.
  • Разделить слово по слогам.

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами фонетического разбора: , , , , , , , , , , для выполнения фонетического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска:

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слов

Фонетический анализ слова 978 Фонетический анализ слова подразумевает правильное произношение слова, отражение его в транскрипции, указание количества слогов и ударения в слове, подсчет количества букв, подробную характеристику звуков.

Фонетический анализ определяет буквенный и звуковой состав слова, поэтому имеет ещё одно название – звуко-буквенный разбор.

Работа по проведению фонетического анализа слова заключается:

  1. в подробной характеристике каждой фонемы;
  2. в правильном написании слова и определении в нем ударения;
  3. в разделении на слоги и установлении мест слогового переноса частей словоформы;
  4. в записи слова согласно произношению – в транскрипции;
  5. в подсчете количества букв и звуков.

Каждая буква в слове – графическая фиксация (написание) звука или звуков.

Все звуки русского языка поделены на гласные и согласные. Гласные – [а], [э], [и], [у], [ы], [о] – состоят только из голоса. В образовании согласных участвуют не только голосовые связки и легкие, но и полость рта, поэтому в них присутствует шум.

Среди твердых и мягких согласных имеются глухие: [х/х’], [п/п’], [т/т’], [ф/ф’], [х/х’], [ч’], [ш], [щ’], [ц] и звонкие: [й’], [к/к’], [н/н’] , [г/г’], [з/з’] , [в/в’], [р/р’] , [л/л’], [д/д’], [ж], [м/м’], [б/б’], среди которых выделяют сонорные. В сонорных голоса больше чем шума.

Их девять – [м/м’], [н/н’], [р/р’], [л/л’], [й’]. При фонетическом анализе слова необходимо определить, какой звук – гласный или согласный. Если гласный, нужно указать – ударный он (произносится сильно, отчетливо) или безударный (произносится с меньшей силой и отчетливостью).

Согласные звуки характеризуются по следующим параметрам: по глухости и звонкости [п] – [б], твердости и мягкости [п] – [п‘] с указанием парности. Необходимо обозначать, имеет ли звук пару по этим критериям. Например: глухой [п] имеет пару по звонкости – [б] и по мягкости – [п‘].

Кроме того, необходимо указывать на «сонорность» звука, если он сонорный. При более детальной характеристике указывается наличие «шипения» в звуке, пишется – «шипящий».

Также при звуковом анализе необходимо помнить, что не все буквы языка обозначают звуки. Например, разделительные знаки «Ь» и «Ъ» звуков не обозначают. Есть в фонетике непроизносимые согласные, которые тоже не обозначают звуков, например, «счастливый» – [щ’асл’ивый’].

Эту особенность при звуковом анализе необходимо учитывать.

При разборе напротив таких букв пишется – «не обозначает звука».

Не стоит забывать, что некоторые буквы в определенных позициях слова обозначают два звука. Это буквы «е», «ё», «ю», «я». Они, в начале слова, после – «Ь», «Ъ» и гласной, всегда обозначают два звука: [й‘э]; [й‘о]; [й‘у]; [й‘а].

Бывает и вариант [й‘и] – «язык»: [й’изык].

Фонетический анализ каждого слова производится не беспорядочно, а по определенному плану.

  • Словоформа делится на слоги, обозначается ударение.
  • Определяется место возможного переноса частей слова.
  • Указывается орфографически правильное написание слова.
  • Слово записывается так, как произносится – в транскрипции.
  • Дается поочередная характеристика всех звуков слова.
  • Указывается количество букв и фонем, случаи несоответствия букв и звуков.
  • Создается цветовая схема разобранного слова.

Язык Слоги: я-зы́к (2 слога; ударение падает на 2-й слог) Перенос: вариантов не имеется.

Транскрипция: [й’изык] я [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко) [и] — гласный, безударный з [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный) ы [ы] — гласный, ударный к [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный) В слове 4 буквы и 5 звуков.
Транскрипция: [й’изык] я [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко) [и] — гласный, безударный з [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный) ы [ы] — гласный, ударный к [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный) В слове 4 буквы и 5 звуков.

Буква «я» обозначает 2 звука — [й’], [и].

Цветовая схема слова —

Я Слоги: я (1 слог; ударный) Перенос: вариантов не имеется.

Транскрипция: [й’я] я [й’] — согласный, сонорный, звонкий непарный, мягкий непарный [и] — гласный, ударный 1 буква — 2 звука. Буква «я» обозначает 2 звука — [й’], [а].

Цветовая схема слова —

Листья Слоги: ли́-стья (2 слога; ударение падает на 1-й слог) Перенос: лис–тья Транскрипция: [л’ист’й’а] Л [л] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий и [и] — гласный, ударный с [с] — согласный, парный глухой, парный твёрдый т [т] — согласный, парный глухой, парный мягки ь [-] — не обозначает звука я [й’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий [а] — гласный, безударны В слове 6 букв и 6 звуков. Буква «ь» не обозначает звука, «я» — обозначает 2 звука — [й’], [а]. Цветовая схема слова —

Лёгкий Слоги: лёг-кий (2 слога; ударение падает на 1-й слог) Перенос: лёг-кий Транскрипция: [л’охк’ий’] Л [л,] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий ё [о] — гласный, ударный г [х] — согласный, непарный глухой, парный твёрдый к [к,] — согласный, парный глухой, парный мягкий и [и] — гласный, безударный й [й’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий В слове 6 букв и 6 звуков.

  1. Буква «г» обозначает звук [к].
  2. Буква «ё» обозначает звук [о],

Цветовая схема слова —

Смотри также: Примеры фонетического разбора Поделитесь в социальных сетях: 10 декабря 2020, 14:59 0.00% Для оценки комментариев необходимо «».

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова

Что такое фонетический разбор слова?Что такое транскрипция?Как сделать звуко-буквенный разбор слова?Какие характеристики гласных и согласных звуков даются в фонетическом разборе? В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв.

Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами.

Фонетический разбор слова — это анализ звукового состава слова. Выполнить фонетический разбор — значит охарактеризовать все звуки, из которых состоит слово.

Примечание. В начальной школе этот разбор обычно называют звуко-буквенным разбором слова. Обозначения, применяемые при фонетическом разборе Фонетическая запись слова называется транскрипцией.

Слово, заданное для фонетического анализа, обозначается в тексте цифрой 1. Для оформления фонетической записи используются квадратные скобки. Каждому звуку соответствует один знак.

Большая буква не используется.

В словах обязательно ставится ударение. Мягкость согласного звука обозначается значком [❜].

Например: галька [гал❜ка], листик [л❜ист❜ик] Есть ещё один дополнительный значок — знак долготы согласного звука [черта вверху]. Он используется в тех случаях, когда из двух букв получается один звук: длинный [дл❜иный❜], сшить [шыт❜]. Порядок фонетического разбора слова

  • Охарактеризовать последовательно каждый звук: а) назвать гласный звук, определить его как ударный или безударный; б) назвать согласный звук, определить: звонкий он или глухой; твёрдый или мягкий.
  • Произнести слово, установить количество слогов и место ударения.
  • Провести фонетическую запись слова.
  • Записать, сколько в слове букв и сколько звуков.

Краткое разъяснение содержания и последовательности операций фонетического разбора

  • Характеристика звуков — это называние звуков по порядку следования их в слове.

    Этот пункт и есть собственно звуковой разбор.

    Следует протянуть или голосом выделить первый звук в составе слова (а не так, как звучит этот звук отдельно, один), затем так же выделить остальные звуки. После этого охарактеризовать звук: гласный — ударный он или безударный, согласный — звонкий он или глухой, имеет ли пару по звонкости-глухости, твёрдый или мягкий, имеет ли пару по твёрдости-мягкости.

  • Записать транскрипцию слова (сделать фонетическую запись).
  • Подсчитать, сколько в слове букв, и записать; подсчитать, сколько в слове звуков, и записать. Установить их соответствие, т.е.

    одинаково ли количество букв и звуков или букв (звуков) больше или меньше. Объяснить причину разного количества букв и звуков.

  • Произнести слово и послушать себя.

    Для определения количества слогов следует произнести слово скандируя, т.е. по слогам. Для определения ударного слога слово произнести целиком, слитно.

При проведении фонетического разбора слова допускаются варианты: 1) кроме характеристики звуков можно указывать, какой буквой обозначен на письме анализируемый звук;2) мягкость звуков, не имеющих пары по твёрдости-мягкости, можно не обозначать знаком [❜].

Соловья1 баснями не кормят Образец устного фонетического разбора 1–2. Произношу слово соловья — [салав’й’а́].

В этом слове три слога — со|ло|вья. Ударный слог третий. Ударение падает на звук [а].

Первый и второй слоги безударные.

Гласные звуки. В первом и втором слогах звук [а], обозначенный буквой о, слышится и произносится неотчётливо, т.к.

безударный. В третьем слоге звук [а], обозначенный буквой я, слышится и произносится отчётливо, т.к.

ударный. Согласные звуки. Звуки [с] и [л] слышатся и произносятся отчётливо, т.к.

находятся перед гласными. Звук [в’] слышится и произносится отчётливо.

Обозначены эти звуки буквами эс, эль, вэ. Звук [й’] слышится и произносится отчётливо, т.к.

находится перед гласным звуком и отделён от предыдущего звука разделительным ь.

3. Гласные звуки. [а] — безударный, обозначен буквой о; [а] — безударный, обозначен буквой о; [а́] — ударный, обозначен буквой я. Согласные звуки. [с] — глухой парный, твёрдый парный, обозначен буквой эс; [л] — звонкий непарный, твёрдый парный, обозначен буквой эль; [в’] — звонкий парный, мягкий парный, обозначен буквой вэ; [й’] — звонкий непарный, мягкий непарный, обозначен буквами разделительный ь и я. 4. В слове соловья 7 букв и 7 звуков.

Количество букв и звуков совпадает: ь не имеет звукового значения; я имеет два звуковых значения. Образец письменного фонетического разбора соловья́; со|ло|вья; 3 слога.

с [с] — согласный, глухой парный, твёрдый парный; о [а] — гласный, безударный; л [л] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный; о [а] — гласный, безударный; в [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный; ь [-] [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный; я [а́] — гласный, ударный. 7 букв, 7 звуков. Количество букв и звуков совпадает: ь не имеет звукового значения; я имеет два звуковых значения.

Будет и на нашей улице праздник1.

Образец письменного фонетического разбора пра́здник; пра|здник; 2 слога. п [п] — согласный, глухой парный, твёрдый парный; р [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный; а [а́] — гласный, ударный; з [з’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный д [-] н [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный; и [и] — гласный, безударный; к [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный.

8 букв, 7 звуков Количество букв и звуков не совпадает, потому что буква д не имеет звукового значения.

Запомни: в транскрипции не могут находиться буквы: Я, Ю, Е, Ё, Ь, Ъ! Читайте также другие темы раздела «Русский язык для начальной школы»:

  1. (+ стих для запоминания русского алфавита)
  2. (+ фразы для легкого запоминания звонких и глухих согласных звуков + таблица)

Звуко-буквенный разбор слова

При изучении фонетики необходимо выполнять звуко-буквенный разбор слов.

В данной статье рассмотрим, что такое звуко-буквенный разбор, как он производится и в чем его особенность.

– это характеристика звукового и буквенного состава слова, анализ звукового состава слова и его буквенного отображения на письме.

Чтобы сделать звукобуквенный разбор того или иного слова, нужно записать транскрипцию этого слова. Чтобы правильно сделать звуко-буквенный разбор, нужно разграничивать понятия «звук» и «буква». Буква – это графический знак, с помощью которого обозначаются звуки речи.

Звуко-буквенный разбор отличается от звукового анализа слова тем, что там анализируется не только то, какими являются звуки, но и то, какими буквами на письме они обозначаются. При таком виде разбора записывается транскрипция, слово делится на слоги, в слове ставится ударение и затем происходит запись звучания слова: записывается буква или сочетание букв слова, а затем – звук, который обозначает буква или сочетание букв. После того как был записан звук, нужно определить, каким он является: гласным или согласным.

У гласного звука нужно указать, ударный он или безударный. У согласного звука сначала нужно указать, звонкий он или глухой, парный он или непарный по звонкости/глухости; затем нужно указать, мягкий согласный звук или твердый, парный ли он или непарный по мягкости/твердости. В слове может быть одинаковое количество звуков и букв, может быть такое, что звуков больше, чем букв, или такое, что букв больше, чем звуков.

При звуко-буквенном разборе слова необходимо понять, каково соотношение звуков слова и его букв. При определении соотношения букв и звуков происходит осознание того, что буквы и звуки обозначают разные явления.

Приведем конкретный пример звуко-буквенного разбора слова: заяц – [з’а́й’иц] за-яц – 2 слога Буква з – звук [з] – согласный, звонкий, парный, твердый, парный; Буква а – звук [а] – гласный, ударный; Буква я – звук [й’] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный; звук [и] – гласный, безударный; Буква ц – звук [ц] – согласный, глухой, непарный, твердый, непарный. В слове 4 буквы, 5 звуков. – это характеристика звукового и буквенного состава слова, анализ звукового состава слова и его буквенного отображения на письме. После записи слова и транскрипции и указания ударения записываются буквы и звуки, которые они обозначают.

У звуков необходимо определить, какими они являются: гласными или согласными. У гласных звуков нужно указать, ударные они или безударные. У согласных звуков указывается, звонкие они или глухие, парные они или непарные по звонкости/глухости; указывается, мягкие они или твердые, парные они или непарные по мягкости/твердости.

После нужно указать, сколько в слове букв и звуков, показать соотношение количества букв и звуков.

  • Ставить в слове ударение
  • Вопрос 1 из 5
    • Писать транскрипцию
    • Делить слово на слоги
    • Указывать лексическое значение
    • Ставить в слове ударение
  • Делить слово на слоги
  • Указывать лексическое значение
  • Писать транскрипцию

(новая вкладка) А какая ваша оценка?

Новые тестыБудь в числе первых на доске почета

  1. Геометрия
  2. Алгебра
  3. История России
  4. История
  5. Литература
  6. Окружающий мир
  7. Математика
  8. Химия
  9. Русский язык
  10. Физика
  11. Чтение
  12. Все
  13. Биология
  14. Английский язык
  15. Информатика
  16. Обществознание
  17. География

Звуко-буквенный разбор: план, примеры

Звуко-буквенный разбор слова 908 Фонетический разбор – это характеристика звукового состава и строения слова. Такой анализ позволяет видеть орфограмму, правила сочетаний звуков, орфоэпические нормы языка. Перед фонетическим разбором необходимо вспомнить, что:

  1. буквы Ь и Ъ не имеют звуков.
  2. все звуки и буквы делятся на гласные и согласные;
  3. согласные разделяются по мягкости и твердости, глухости и звонкости;
  4. существуют сильная и слабая позиции;
  5. есть йотированные гласные, обозначающие два звука;
  • разделить его на слоги, т.е.

    произнести части слова на одном выдохе;

  • составить транскрипцию в квадратных скобках, для чего несколько раз нужно произнести слово вслух и записать его так, как оно слышится;
  • рядом с ней указать звук, который она обозначает;
  • поставить ударение;
  • дать характеристику звука: гласный\согласный, глухой\звонкий, парный\непарный, твердый\мягкий, для Л, М, Н, Р, Й добавить, что они сонорные.
  • сравнить слово, написанное по правилам орфографии и в транскрипции, посчитать количество букв и звуков;
  • выписать каждую букву отдельно столбиком;
  • записать данное для разбора слово;

Выполним фонетический разбор слова эксплуатация.

Слово состоит из шести слогов: экс-плу-а-та-ци-я, потому что в нем шесть гласных – Э, У, А, А, И, Я. Ударение падает на четвертый слог.

Медленно проговорим слово по слогам.

В слове 12 букв, 13 звуков. Количество букв и звуков не совпадает, т.к.

Я обозначает два звука, потому что стоит после гласного. Охарактеризуем звуки по порядку их следования.

  1. Буква Я обозначает два звука: [й`], согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный; звук [а], гласный, безударный.
  2. Буква У обозначает звук [у], гласный безударный.
  3. Буква С (эс) обозначает звук [с], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  4. Буква А обозначает звук [а], гласный, ударный.
  5. Буква И обозначает звук [ы], гласный, безударный.
  6. Буква К (ка) обозначает звук [к], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  7. Буква А обозначает звук [а], гласный, безударный.
  8. Буква П (пэ) обозначает звук [п], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  9. Буква Ц (цэ) обозначает звук [ц], согласный, глухой, непарный, твердый, непарный.
  10. Буква Л (эл) обозначает звук [л], согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный.
  11. Буква Т (тэ) обозначает звук [т], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  12. Буква Э обозначает звук [э], гласный, безударный.

Эксплуатация – экс-плу-а-та’-ци-я [эксплуатацый`а], 6 слогов э — [э] – гласный, безударный; к — [к] – согласный, глухой, парный, твердый, парный; с — [с] – согласный, глухой, парный, твердый, парный; п — [п] – согласный, глухой, парный, твердый, парный; л — [л] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный; у — [у] – гласный, безударный; а — [а] – гласный, безударный; т — [т] – согласный, глухой, парный, твердый, парный; а — [а] – гласный, ударный; ц — [ц] – согласный, глухой, непарный, твердый, непарный; и — [ы] – гласный, безударный; я — [й`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный; [а] – гласный, безударный.

____________________________ 12 букв, 13 звуков Яблочный – яб’-лоч-ный [й`аблач`ный`], 3 слога я — [й`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный; [а] – гласный, ударный; б — [б] – согласный, звонкий, парный, твердый, парный; л — [л] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный; о — [а] – гласный, безударный; ч — [ч`] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный; н — [н] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный; ы — [ы] – гласный, безударный; й — [й`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный. _______________________ 8 букв, 9 звуков Абстракционизм – аб-страк-ци-о-низм’ [апстракциыан`изм], 5 слогов а — [а] – гласный, безударный; б — [п] – согласный, глухой, парный, твердый, парный; с — [с] – согласный, глухой, парный, твердый, парный; т — [т] – согласный, глухой, парный, твердый, парный; р — [р] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный; а — [а] – гласный, безударный; к — [к] – согласный, глухой, парный, твердый, парный; ц — [ц] – согласный, глухой, непарный, твердый, непарный; и — [ы] – гласный, безударный; о — [а] – гласный, безударный; н — [н`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный, сонорный; и — [и] – гласный, ударный; з — [з] – согласный, звонкий, парный, твердый, парный; м — [м] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный ______________ 14 букв, 14 звуков Смотри также: Примеры фонетического разбора Поделитесь в социальных сетях: 30 ноября 2020, 13:59 0.00% Для оценки комментариев необходимо «».

Звуко-буквенный анализ слов

Диана Ильинская Цели и задачи: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов; учить соотносить звук с буквой и символом.

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. Современная школа, согласно ФГОС, требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний в той или иной области действительности.

Поэтому уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая станет основой будущего изучения предмета. Звуковой анализ — это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных.

Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв. Дети пяти лет после занятий в средней группе подготовлены к овладению звуковым анализом: они умеют интонационно выделить звук и определить первый звук в словах.

Но чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован.

Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели. С этой целью используется картина-схема звукового состава слов.

На ней изображается предмет, слово-название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под рисунком по количеству звуков в слове. Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками.

Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности учащихся,– это фонетический разбор. Знакомство с учебной программой показывает, что под фонетическим разбором понимается звуко-буквенный разбор. Однако в методике различают собственно фонетический (или звуковой, и фонетико-графический (или звуко-буквенный) разбор.

Цель первого – характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам, второй включает в себя собственно фонетический разбор лишь как свою первоначальную ступень, так как главной задачей он имеет выяснение соотношение звуковой структуры слова с её буквенным обозначением. Собственно звуковой разбор дети выполняют в подготовительный период обучения грамоте.

С переходом к изучению букв звуковой анализ несправедливо почти полностью исключается из употребления.

Однако, отмечая важность собственно фонетического разбора, нельзя не признавать, естественным, что основным видом упражнений с момента знакомства детей с буквами становится звуко-буквенный разбор в своих двух разновидностях.

Если мы хотим добиться, чтобы ребенок реально оперировал звуками, то есть чтобы развивался его фонетический слух, целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности. 1. Произнеси и послушай слово 2. Найди ударный слог 3. Произнеси слово по слогам 4.

Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй 5.

Обозначь выделенный звук условным значком 6. Действуй так до конца слова 7. Произнеси подряд все названные звуки.

Послушай, получилось ли слово.

Прокомментируем каждый пункт этого плана. 1. Произнеси и послушай слово.

Этот этап в работе над словом исключительно важен для развития фонематического слуха ребёнка, которому предъявляется объект предстоящего анализа.

Звучащее слово существует мгновение. Затем исчезает. Оно невидимо, неосязаемо. При этом необходимо следить за тем, чтобы учащиеся произносили слова в соответствии с нормами русского литературного произношения.

Таким образом, первый этап работы со словом при звуковом анализе становится ещё и средством воспитания у учащихся культуры устной речи. 2. Найди ударный слог. До вычленения отдельных звуков в слове необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда зависит лексическое значение слова.Например: [замо‘к], [за‘мок]. При этом дети должны знать, что ударный слог есть только в полном слове.

3. Произнеси слово по слогам.

Ученик должен дважды произнести слово.

В первый раз он произносит его целиком с вопросительной или звательной интонацией, которая помогает легко найти ударный слог. Второй раз слово произносится по слогам.

4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Это собственно начало звукового анализа слова. Детей надо научить звук протянуть, искусственно удлинить его или как-то по-другому обозначить.

Например, если звук взрывной ([к], [д], его можно повторить [ккот] или произнести с усилием на выдохе. Это поможет лучше услышать звук. Вычленяя звук в полном слове, ребёнок контролирует, не искажается ли при этом слово, так как между лексическим значением и звучанием слова существует неразрывная связь.

Искажение одного из элементов этой целостной связи разрушает её. 5. Обозначь выделенный звук условным значком.

На этапе звукового анализа слова его запись условными значками каждого звука не должна быть связана с буквенной символикой. Со временем эти условные значки дети, ведомые педагогом, соотнесут с транскрипционными значками и запишут слово так: [п’ис’мо].

На первых порах для звукового анализа используются слова, в которых нет орфограмм. Звуко-буквенный анализ — один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их назвать и охарактеризовать; умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.

Работу звукобуквенного анализа словая провожу следующим образом: I.Раздаю карточки (картинка, написание слова в клеточках, пустые клеточки для написания звуков; звуки и цветные схемы (цветными квадратиками или раскрашенные цветными карандашами)появляются в процессе работы):

II.Выясняю: 1. Что изображено на рисунке? 2.

Делим слово на слоги (проводим линию цветным карандашом, ставим ударение (цветным карандашом). 3. Посчитайте клеточки с буквами? 4. Посчитайте пустые клеточки?

5. Каких клеточек больше (или меньше? 6. Давайте выясним, почему пустых клеточек больше (меньше, столько же?

Буква Ю- дает два звука [й] и [у], а в слове деревья – ь – не обозначает звука [], но буква я – даст два звука [й] и [а] мчать – не дает звука). 7. Произносим слово,слушаем себя: выясняем, что буква Ю – дает два звука.

8. Печатаем звуки в пустые клеточки. 9. Выясняем, все ли звуки произносятся так же, как и пишутся (печатаются, то есть сверяем, написание слова со звуковой схемой. (Например, в слове лев- буква в даст звук [ф]; в слове деревья – ь – не обозначает звука [], но буква я – даст два звука [й] и [а], плод – буква д- даст звук [т]).

10. Даем характеристику звуков (гласный – ударный, безударный, согласный – твердый.

мягкий, звонкий. глухой, раскрашивая квадратики цветными карандашами (зеленый, синий. красный, либо выкладываем цветные квадратики (зеленый, красный, синий) в соответствии с характеристикой звука. В своей работе опирались на исследования: А.

М. Бородич, Г. С. Швайко, А. И.

Максаковой, А. Н. Гвоздева, Е. В. Колесниковой, Г. Г. Голубевой, Г.

А. Тумаковой, В. В. Гербовой, Т. А. Ткаченко, А. К. Бондаренко, Е.