Главная - Другое - Реорганизация передача основных средств бюджетная организация

Реорганизация передача основных средств бюджетная организация


Порядок оформления документов при принятии имущества присоединяющегося бюджетного учреждения Текст научной статьи по специальности «Право»


10 (370) — 2015 Бухгалтер и закон ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПРИНЯТИИ ИМУЩЕСТВА ПРИСОЕДИНЯЮЩЕГОСЯ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ О. В. ЛЕВИНА, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация В статье рассмотрен порядок оформления документов при принятии имущества присоединяющегося бюджетного учреждения.

Ключевые слова: Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, бюджетные учреждения, реорганизация, присоединение, проведение инвентаризации имущества Время от времени в соответствии с производственной необходимостью в бюджетных учреждениях проводятся мероприятия по реорганизации.

Ключевые слова: Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, бюджетные учреждения, реорганизация, присоединение, проведение инвентаризации имущества Время от времени в соответствии с производственной необходимостью в бюджетных учреждениях проводятся мероприятия по реорганизации. Один из видов реорганизации — это присоединение к другому бюджетному учреждению.

Не являются исключением и федеральные бюджетные учреждения, подведомственные Управлению делами Президента РФ.

Нормативные акты, на основании которых осуществляется реорганизация, не содержат разъяснений по поводу проведения инвентаризации имущества присоединяемого учреждения в ходе реорганизации. Так, в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, перед составлением разделительного (присоединительного) баланса проводится обязательная инвентаризация. Рассмотрим поподробнее, кто должен проводить инвентаризацию в учреждении, которое присоединяется, а также какие документы необходимо оформить при принятии имущества присоединяющегося учреждения.

Реорганизация бюджетных учреждений регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ). Присоединяющее бюджетное учреждение считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации (п.

Присоединяющее бюджетное учреждение считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации (п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.

3 ст. 16 Закона № 7-ФЗ). В соответствии с п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании передаточного акта к присоединяющему юридическому лицу переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При этом передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (п.

1 ст. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отметим, что по общему правилу до составления передаточного акта осуществляется передача материальных ценностей.

При присоединении одного бюджетного учреждения к другому осуществляется безвозмездная передача—получение объектов нефинансовых активов. Следовательно, передача имущества реорганизованного учреждения и получение его правопреемником в соответствии с требованиями пп.

9, 12, 36, 37 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н

«Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»

(далее — Инструкция № 174н) должно быть оформлено следующими первичными документами: iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . — актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001); — актом о приеме-передаче здания (сооружения) (форма 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности (права оперативного управления) на объекты недвижимого имущества в установленных законодательством РФ случаях; — актом о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306031); — иными документами, подтверждающими передачу (получение) материальных ценностей (например, накладной на отпуск материалов на сторону (форма 0315007), в которой отражается безвозмездная передача материальных запасов); — извещением (форма 0504805).

Порядок оформления передаточного акта, а также состав лиц, ответственных за его оформление, утверждаются локальными правовыми актами учреждения. Передаточный акт подписывается учреждением—правопреемником и реорганизуемым учреждением. Учреждение—правопреемник принимает активы и обязательства, кассовые и фактические расходы реорганизованного учреждения на основании передаточного акта и отражает их на дату окончания реорганизации в Главной книге и регистрах бухгалтерского учета, а также в бухгалтерской отчетности с начала года (смотрите письмо Минфина России от 22.08.2013 № 03-01-11/34511).

Особенности формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации учреждения определены в разд. III Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н

«Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

(далее — Инструкция № 33н). В соответствии со ст. 75 Инструкции № 33н бухгалтерская отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации (изменения типа) либо ликвидации в следующем составе: — разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503830); — справка по консолидируемым расчетам учреждения (форма 0503725); — справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (форма 0503710); — отчет об исполнении плана учреждения по финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737); — отчет о принятых учреждением обязательствах (форма 0503738); — отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721); — пояснительная записка к балансу учреждения (форма 0503760).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Пунктом 79 Инструкции № 33н предусмотрено, что данные, отраженные в отчетности реорганизуемого субъекта отчетности, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств.

Кроме того, требование об обязательности проведения инвентаризации активов и обязательств, в том числе перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса при реорганизации учреждения, содержат положения п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Порядок проведения инвентаризации имущества устанавливается локальным нормативным актом (приказом, распоряжением) государственного учреждения в рамках формирования учетной политики с учетом положений законодательства Российской Федерации (ч.

3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пп. 6, 20 Инструкции № 157н). При этом оговариваются случаи и сроки проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации в различных случаях (письмо Минфина России от 30.12.2013 № 02-06-010/58448).
6, 20 Инструкции № 157н). При этом оговариваются случаи и сроки проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации в различных случаях (письмо Минфина России от 30.12.2013 № 02-06-010/58448). При разработке порядка проведения инвентаризации государственного учреждения вполне обоснованно можно использовать положения Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49

«Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

(далее — Методические указания № 49), в части, не противоречащей требованиям Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Инструкции № 157н.

В соответствии с п. 2.2 Методических указаний № 49 для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации (п.

2.3 Методических указаний № 49). По мнению специалистов Минфина России, при проведении инвентаризации в случае реорганизации в форме присоединения в состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать представителей учреждения—правопреемника (письмо Минфина России от 22.08.2013 № 03-01-11/34511). Таким образом, бюджетное учреждение—правопреемник может обратиться к руководителю присоединяемого учреждения с предложением о включении в состав инвентаризационной комиссии представителей учреждения—правопреемника.

По мнению авторов, с учетом правового положения указанных в вопросе бюджетных учреждений и их учредителя следует обратить внимание на следующее: — в соответствии с п.

2 Указа Президента Российской Федерации от 17.09.2008 № 1370

«Об управлении делами Президента Российской Федерации»

и п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2009 № 290

«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.09.2008 № 1370»

(далее — Постановление № 290) Управление делами Президента Российской Федерации осуществляет полномочия собственника имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, включая полномочия по реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий (за исключением стратегических) и подведомственных учреждений в форме слияния и присоединения, а также по их ликвидации; — в целях реализации полномочий, указанных в п.

1 Постановления № 290, Управление делами Президента Российской Федерации осуществляет учет, ведение реестра федерального имущества в части имущества, в отношении которого Управление делами Президента Российской Федерации осуществляет полномочия собственника и которое указано в п. 1 Постановления № 290, и предоставление информации из указанного реестра (в том числе в виде выписок установленной формы) в порядке, определенном Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Управлением делами Президента Российской Федерации, отвечает в соответствии с законодательством Российской Федерации за своевременность, полноту и достоверность учета такого имущества, внесение о нем сведений в реестр федерального имущества и предоставление информации из указанного реестра (подп. «ж» п. 2 Постановления № 290).

Соответственно, в рамках осуществления мероприятий по реорганизации бюджетных учреждений Управлением делами Президента Российской Федерации могут быть даны подведомственным учреждениям рекомендации по порядку проведения инвентаризации имущества присоединяемого учреждения в ходе реорганизации, в том числе о включении в состав инвентаризационной комиссии представителей учреждения—правопреемника и о документальном оформлении передачи-получения имущества.

Список литературы 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

4. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.09.2008 № 1370: постановление Правительства Российской Федерации от 01.04.2009 № 290.

5. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

6. Об управлении делами Президента Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 17.09.2008 № 1370. 7. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49.

8. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н. 9. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

10. Письмо Минфина России от 22.08.2013 № 03-01-11/34511. 11. Письмо Минфина России от 30.12.2013 № 0206-010/58448.

Реорганизация в форме присоединения: отражение в бухгалтерском и налоговом учете

Важное По теме Читайте все материалы (237) по теме .

Есть обновление (+209), в том числе: 01 декабря 2010 г. 18:09 Компания Учредителями организаций принято решение провести реорганизацию ООО-1 в форме присоединения к нему ООО-2. Как отражаются в учете операции по реорганизации в форме присоединения у обеих сторон? Присоединение является одной из пяти законодательно закрепленных форм реорганизации юридического лица (п.
Присоединение является одной из пяти законодательно закрепленных форм реорганизации юридического лица (п.

1 ст. 57 ГК РФ). Пунктом 2 ст.

58 ГК РФ установлено, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Бухгалтерский учет операций и их отражение в отчетности при реорганизации в форме присоединения осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н (далее — Методические указания).

Бухгалтерский учет и отчетность у присоединяемой организации (ООО-2) Согласно п.

4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, т.е. новое юридическое лицо при этом не создается. В соответствии с п. 9 Методических указаний на день, предшествующий дате внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, составляется заключительная бухгалтерская отчетность в порядке, установленном приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией.

Пунктом 10 Методических указаний пояснено, что в связи с несовпадением даты передачи имущества и обязательств реорганизуемой организации на основе передаточного акта или разделительного баланса и даты внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о прекращении деятельности присоединенной организации в возникающий промежуток времени между этими датами в установленном порядке реорганизуемой организацией составляется и представляется промежуточная и (или) годовая бухгалтерская отчетность. В соответствии с п. 22 Методических указаний до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяющейся организации при реорганизации в форме присоединения все операции, связанные с ее текущей деятельностью (например продажа ТМЦ, осуществление расчетов с кредиторами, начисление амортизации по передаваемому имуществу, начисление оплаты труда работникам, осуществление расчетов по налогам и сборам с соответствующими бюджетами и по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды и т.п.) отражаются в бухгалтерском учете присоединяющейся организации.

Все вышеперечисленные расходы, изменения (расхождения) в стоимости имущества и обязательств, подлежащих передаче, должны найти отражение в заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющейся организации и их следует раскрыть в пояснительной записке к заключительной отчетности либо в уточнениях к передаточному акту.

При этом числовые показатели промежуточной и (или) годовой, а затем и заключительной бухгалтерской отчетности могут не соответствовать данным передаточного акта или разделительного баланса.

Возникающие в этот период изменения в стоимости передаваемого имущества и обязательств следует раскрывать в пояснительной записке к промежуточной и (или) годовой бухгалтерской отчетности, заключительной бухгалтерской отчетности либо в уточнениях к передаточному акту или разделительному балансу. Таким образом, до момента внесения записи в ЕГРЮЛ присоединяющаяся организация никаких записей в своем учете, связанных с предстоящей реорганизацией, делать не должна, все операции, связанные с текущей деятельностью, этой организации нужно отражать в учете в общеустановленном порядке. Расходы, связанные с реорганизацией (например, внесение соответствующих изменений в и другое) в период со дня утверждения передаточного акта до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности, у присоединяемой организации для целей бухгалтерского учета признаются прочими расходами.

При этом на основании п. 12 Указаний данные расходы, независимо от их существенности, подлежат отражению в отчете о прибылях и убытках обособленно по отдельной строке. При составлении заключительной бухгалтерской отчетности ООО-2 производится закрытие счетов учета прибылей и убытков и направление (распределение) суммы чистой прибыли на цели, определенные решением (договором) учредителей, с учетом особенностей, предусмотренных в разделах V и VII Указаний (п. 9 Указаний). Отметим, что закрытие счетов осуществляется аналогично закрытию счетов по итогам отчетного года.

В бухгалтерском учете присоединяемой организации должны быть сделаны проводки: Дебет , субсчет «Выручка» Кредит , субсчет «Прибыль/убыток от продаж» — закрыт субсчет «Выручка»; Дебет , субсчет «Прибыль/убыток от продаж» Кредит , субсчет «Себестоимость продаж» — закрыт субсчет «Себестоимость продаж»; Дебет , субсчет «Прибыль/убыток от продаж» Кредит , субсчет «НДС» — закрыт субсчет «НДС»; Дебет , субсчет «Прибыль/убыток от продаж» (99) Кредит (Кредит , субсчет «Прибыль/убыток от продаж») — отражена прибыль (убыток) от продаж продукции (работ, услуг).

Счет закрывается аналогичным образом. После закрытия счетов и в учете делаются заключительные проводки: Дебет Кредит — на сумму начисленных налога на прибыль, налога на имущество; Дебет () Кредит (99) — на сумму чистой прибыли или убытка. Обращаем внимание, что для целей бухгалтерского учета передача имущества и обязательств в порядке правопреемства по передаточному акту или разделительному балансу не рассматривается как продажа или как безвозмездная их передача, а потому она не отражается никакими записями на счетах бухгалтерского учета (п.

11 Методических указаний). Таким образом, при реорганизации в форме присоединения заключительная бухгалтерская отчетность составляется только присоединяемой организацией на день, предшествующий внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении ее деятельности.

При этом, как отмечено выше, производятся закрытие счета учета прибылей и убытков и распределение (направление на определенные цели) на основании договора о присоединении учредителей суммы чистой прибыли присоединяемой организации (п.

20 Методических указаний). Учитывая положения п.

Рекомендуем прочесть:  Лешают ли прав за дхо в россии 2022

10 Методических указаний, промежуточная, годовая и заключительная бухгалтерская отчетность представляет собой различные виды отчетности, поскольку составляется за различные периоды. Промежуточная отчетность формируется за I квартал, полугодие, 9 мес., годовая — за отчетный год, а заключительная — за период с 1 января по день, предшествующий дате внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о возникшей организации, включительно.

Таким образом, исходя из буквального прочтения п. 2 ст. 15 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) и учитывая, что Методические указания не содержат специальных положений о представлении заключительной бухгалтерской отчетности, можно сделать вывод, что присоединяющаяся организация в порядке, предусмотренном пп.

5 п. 1 ст. 23 НК РФ, не должна представлять заключительную бухгалтерскую отчетность в налоговый орган.

Бухгалтерский учет у правопреемника (ООО-1) С целью определения показателей входящего баланса организация-правопреемник (ООО-1) на дату внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ООО-2 составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность. Указанная отчетность формируется на основе данных передаточного акта и построчного объединения числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности ООО-2 и числовых показателей бухгалтерской отчетности организации ООО-1, за исключением числовых показателей, отражающих взаимные расчеты и перечисленных в п.

13 Методических указаний, и с учетом особенностей, определенных в п. 25 Методических указаний (п. 23 Методических указаний).

При этом суммирование числовых показателей отчетов о прибылях и убытках правопреемника и присоединяющейся организации за отчетные периоды до даты государственной регистрации прекращения деятельности присоединяющейся организации не производится.

В соответствии с п. 21 Методических указаний в бухгалтерском учете правопреемника обычно изменяется только объем имущества и обязательств и текущий отчетный год не прерывается.

Поэтому счета учета прибылей и убытков ООО-1 не закрывает и заключительную бухгалтерскую отчетность на дату государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемой организации не формирует. Таким образом, на основании заключительного баланса ООО-2 организация-правопреемник отражает в своем учете остатки по соответствующим счетам, в результате чего и формируется ООО-1.

На сегодняшний день нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат указаний относительно отражения в учете организации-правопреемника поступления активов и обязательств от присоединяемой организации.

Поэтому представляется, что ООО-1 вправе самостоятельно разработать методику отражения таких операций в бухгалтерском учете и закрепить ее в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Отметим, что некоторые специалисты, с мнением которых можно ознакомиться в ряде изданий СМИ, рекомендуют в такой ситуации использовать, например, счет , субсчет

«Расчеты по присоединяемому имуществу в порядке реорганизации»

(«Поглощение конкурентов.

Как быть с учетом?» (О. Ежова, «Расчет», N 12, декабрь 2009 г.)), или счет 00 («Реорганизация в форме присоединения» («Горячая линия бухгалтера», N 7-8, апрель 2008 г.)). Полагаем, что и тот, и другой варианты вполне приемлемы при условии их закрепления в учетной политике организации. Проводки в этом случае будут выглядеть следующим образом: Дебет (10, 41 и т.д.) Кредит 00 (79, субсчет

«Расчеты по присоединяемому имуществу в порядке реорганизации»

) — получены основные средства (материалы, товары и т.д.) в результате реорганизации; Дебет 00 (79, субсчет «Расчеты по присоединяемому имуществу в порядке реорганизации») Кредит — правопреемнику передана и т.д.

Следует учитывать, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (п.

1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ ). При этом первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ. По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации в качестве первичных учетных документов следует применять унифицированные первичные документы, которые используются при принятии к учету того или иного имущества, в случае его обычного поступления в организацию. Например, при приемке основных средств можно использовать: Акт по форме ОС-1 и Инвентарную карточку учета объекта основных средств ОС-6 (утвержденные постановлением Государственного комитета по статистике Российской Федерации от 21.01.2003 N 7).

При отражении по бухгалтерским счетам сведений о размере уставного капитала, сформированного в результате реорганизации, следует руководствоваться п.

25 Методических указаний: — при увеличении уставного капитала его показатель по балансу должен соответствовать его сумме, закрепленной в решении учредителей о реорганизации.

При этом корректировка проводится за счет того показателя, который служит источником этого увеличения (сумма добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т.д.); — при уменьшении уставного капитала его величина также должна быть отражена в балансе согласно той сумме, которая закреплена в решении. Разница регулируется числовым показателем «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Налоговый учет Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица изложен в статье 50 НК РФ.

Согласно этой статье обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику факты или обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям, а также суммы штрафов, наложенных на присоединяемую организацию за совершение налоговых правонарушений до завершения ее реорганизации. Таким образом, обязанность по уплате налогов (налога на прибыль и налога на имущество) возлагается на правопреемника.

Обратите внимание, что уплатить налоги до окончания реорганизации может и сама организация, прекращающая свою деятельность. Для этого достаточно знать период (месяц), в котором реорганизация завершится.

Право уплатить налог досрочно предоставлено налогоплательщикам абз.

2 п. 1 ст. 45 НК РФ. Поскольку НК РФ не установлены специальные сроки уплаты налогов в случае реорганизации, то налоги должны быть уплачены в сроки, предусмотренные НК РФ.

В налоговом учете передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации также не признается реализацией товаров, работ, услуг (пп. 2 п. 3 ст. 39 НК РФ). Соответственно, у присоединяемой организации не возникает объекта обложения НДС (пп. 1 п. 2 ст. 146). Кроме того, не подлежат восстановлению и уплате в бюджет присоединяемой организацией соответствующие суммы налога по переданным правопреемнику товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе основных средств и нематериальных активов, при приобретении (ввозе) которых суммы НДС были приняты к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 (п.

8 ст. 162.1 НК РФ). Особенности обложения НДС присоединяющей организаций определены в ст. 162.1 НК РФ. При определении налоговой базы по налогу на прибыль у присоединяемой организации доходы и расходы определяются в обычном порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.

При этом следует учесть, что передаваемое по передаточному акту имущество не признается реализацией.

У присоединяющей организации-правопреемника при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов в соответствии с п. 3 ст. 251 НК РФ стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и обязательств, получаемых в порядке правопреемства, которые были приобретены (созданы) присоединяемой организацией до даты завершения реорганизации.

В составе расходов стоимость полученных имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные и неимущественные права с учетом положений п.

2.1 ст. 252 НК РФ. Следовательно, в составе приложений к передаточному акту необходимо предоставить перечень имущества и обязательств в оценке по данным налогового учета присоединяемой организации. В случае перевода сотрудников присоединяемой организации в присоединяющую налоговая база для исчисления НДФЛ присоединяющей организации формируется с учетом данных полученного ими дохода в присоединяемой организации в соответствии с п. 3 ст. 218 НК РФ, подтвержденных справками в соответствии с п.

3 ст. 230 НК РФ. Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга Лазукова Екатерина Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга аудитор Горностаев Вячеслав 5 ноября 2010 г.