Главная - Другое - Соглашение о разделе продукции

Соглашение о разделе продукции


Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями и дополнениями)


Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ»О соглашениях о разделе продукции» 7 января 1999 г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 29 декабря 2004 г., 30 декабря 2008 г., 19 мая 2010 г., 19 июля 2011 г., 29 июня 2015 г., 5 апреля 2016 г., 27 июня 2018 г., 8 декабря 2020 г. Принят Государственной Думой 6 декабря 1995 года Одобрен Советом Федерации 19 декабря 1995 года См.

комментарии к настоящему Федеральному закону Настоящий Федеральный закон, принятый в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и(или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ Федеральный закон принят в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности и устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.
См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ Федеральный закон принят в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности и устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.

Закон регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определяет основные правовые условия таких соглашений. Отношения, не урегулированные Законом, в том числе возникающие в процессе пользования землей и другими природными ресурсами, а также особенности его применения с учетом ограничений или запретов на право собственности на добываемые драгоценные металлы, природные драгоценные камни, радиоактивное сырье и другие металлы и продукты регулируются законодательством РФ о недрах, другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Отношения, возникающие в процессе поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования, реализации или распоряжения иным образом, регулируются соглашением о разделе продукции, заключаемым в соответствии с Законом. Соглашение о разделе продукции — договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Закона.

Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона, проводимых в порядке, установленном законодательством РФ, и в сроки, согласованные сторонами, но не позднее чем через год со дня объявления результатов конкурса или аукциона.

В отдельных случаях по совместному решению Правительства РФ и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ соглашения могут заключаться без проведения конкурсов или аукционов. Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности выполняются в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением.

Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением.

Компенсационная продукция, а также часть прибыльной продукции, являющаяся в соответствии с условиями соглашения долей инвестора, принадлежат ему на праве собственности.

Рассмотрены вопросы транспортировки, хранения и переработки минерального сырья, налогов и платежей при исполнении соглашения, учета финансово-хозяйственной деятельности инвестора и др. Инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или любому гражданину (физическому лицу) только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению. Инвестору гарантируется защита имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением.

Государственный контроль за исполнением соглашений осуществляют федеральные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией совместно с органами государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по соглашению в соответствии с условиями соглашения с соблюдением гражданского законодательства РФ. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 30 декабря 1995 г.

N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» Настоящий Федеральный закон со дня его официального опубликования Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 11 января 1996 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1, ст. 18 В настоящий документ внесены изменения следующими документами: от 8 декабря 2020 г.

N 429-ФЗ Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г. от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ Изменения вступают в силу c 8 июля 2018 г. от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ Изменения с 1 июля 2016 г.

от 29 июня 2015 г. N 205-ФЗ Изменения с 1 января 2016 г.

от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ Изменения по истечении девяноста дней после дня названного Федерального закона от 19 мая 2010 г. N 89-ФЗ Изменения с 1 января 2011 г. от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ Изменения по истечении десяти дней после дня названного Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ Изменения 1 января 2005 г.
N 199-ФЗ Изменения 1 января 2005 г.

от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 6 июня 2003 г.

N 65-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 75-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 7 января 1999 г. N 19-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона

Соглашения о разделе продукции: критический анализ подходов арбитражных судов

ГлавнаяБаза знанийСтатьи, комментарии, интервью 25.02.2011 Примерное время чтения: 9 мин.

За последние несколько лет существенно выросло количество налоговых споров, связанных с применением действующих в РФ уже более 15 лет соглашений о разделе продукции.

Налоговые органы оспаривают, казалось бы, устоявшееся в течение многих лет понимание норм.

Без вмешательства ВАС РФ подтвердить неправомерность новых подходов налоговых органов не удастся.

Анализ складывающейся арбитражной практики позволяет выделить следующие основные причины налоговых споров:

  1. нежелание налоговых органов толковать отдельные положения СРП с учетом их системной связи с прочими положениями соглашений, а также с учетом подзаконных актов, регламентирующих порядок заключения и исполнения СРП.
  2. устойчивое несогласие налоговых органов с приоритетом норм СРП над нормами национального законодательства и их стремление при любой возможности применять нормы российского законодательства вопреки нормам СРП;
  3. непонимание налоговыми органами норм и действительного смысла положений СРП, их отказ уяснять этот смысл и применять принципы и правила толкования гражданских договоров, которые приняты как в российском, так и в зарубежном праве;

Правовая природа СРП Соглашение о разделе продукции – особый вид соглашений между государством и инвестором (субъектом предпринимательской деятельности и пользователем недр). Его главная цель – получение сторонами прибыли в виде добытого минерального сырья на особых условиях.

Инвестор обязуется осуществить инвестиции в виде затрат на геологоразведку, бурение и эксплуатацию скважин и берет на себя все риски, связанные с неполучением такой прибыли (например, если минеральное сырье не будет найдено или его запасов будет недостаточно для покрытия расходов). Государство обязуется обеспечить все необходимые административные условия для деятельности инвестора, а также обеспечить стабильные условия его деятельности, в том числе в части налогообложения.
Государство обязуется обеспечить все необходимые административные условия для деятельности инвестора, а также обеспечить стабильные условия его деятельности, в том числе в части налогообложения.

Из определений СРП с очевидностью вытекает их гражданско-правовой характер: это соглашения между двумя хозяйствующими субъектами о распределении их прав, обязанностей, рисков и прибыли в связи с реализацией инвестиционного проекта.

Соглашения о разделе продукции толкуются по правилам соответствующего иностранного законодательства, споры между участниками соглашений подлежат рассмотрению в иностранных арбитражных судах. В то же время нельзя отрицать наличие в соглашениях и публично-правового элемента, что выражается, например, в установлении для инвестора особой системы налогообложения, которая не подлежит изменению в течение всего срока действия соглашения в худшую сторону.

Большинство экспертов, с которыми согласны и мы, выделяют двойственную правовую природу СРП: гражданско-правовой договор с публично-правовым элементом2.

Приоритет условий СРП над нормами национального законодательства Законодательством РФ предусмотрен приоритет условий СРП, заключенных до 01.01.1996 (то есть до вступления в силу Федерального закона от 31.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», а значит, распространяющийся на все три существующие соглашения), перед положениями законодательства РФ3.

Суды подтверждают безусловное право инвестора на применение СРП, заключенного до 01.01.1996, даже если оно не соответствует требованиям НК РФ. Так, при применении СРП «Сахалин-2» возник вопрос, в какой срок должен возмещаться «входной» НДС инвестору: в срок, установленный СРП, или в срок, установленный действующим налоговым законодательством.

В СРП «Сахалин-2» установлен пятидневный срок возмещения НДС с момента подачи месячной декларации, а в НК РФ – гораздо более длительный, включающий в себя три месяца на проведение камеральной проверки налоговой декларации и семь дней на принятия решения о возмещении при отсутствии выявленных нарушений законодательства. Арбитражные суды поддержали позицию налогоплательщика, подтвердив, что правила возврата (возмещения) НДС в рамках реализации СРП «Сахалин-2» устанавливаются только данным соглашением.

Следовательно, бездействие налогового органа, выразившегося в невозврате спорной суммы НДС в установленный соглашением 5-дневный срок, незаконно4. Другая проблема, возникшая в связи с различным подходом налоговых органов и инвесторов к приоритетности норм СРП, – определение состава и суммы так называемых «возмещаемых затрат» – расходов, понесенных инвестором в связи с деятельностью по поиску, разведке, разработке и добыче углеводородов в рамках СРП и подлежащих возмещению за счет добываемых углеводородов.

Состав и размер затрат контролируется и утверждается специальными органами, которые создаются и действуют в рамках каждого СРП с участием представителей РФ и инвестора. Между тем, поскольку размер возмещаемых затрат непосредственно влияет на объем прибыльной продукции (нефти и/или газа), с которой инвестором уплачивается налог на прибыль, такие затраты постоянно привлекают внимание налоговых органов, которые пытаются оспорить сумму возмещаемых затрат, ссылаясь на критерии обоснованности и документальной подтвержденности (ст. 252 НК РФ). Заметим, что судебная практика по данному вопросу складывается единообразно и не в пользу налоговых органов.

Суды указывают, что налоговые органы не вправе пересматривать состав и размер возмещаемых затрат, утвержденных специально уполномоченными органами в рамках СРП. Затраты инвесторов могут быть включены в состав возмещаемых расходов и учитываться при исчислении налога на прибыль по факту их утверждения специально уполномоченным органом СРП, так как подлежат применению условия, предусмотренные соответствующими СРП, и толкование этих СРП, выражающееся в конкретных действиях сторон СРП по их исполнению5.

Тем самым суды подтверждают приоритет условий СРП перед нормами российского налогового законодательства, а также отсутствие у налоговых органов права предлагать иное толкование положений СРП, нежели его понимают стороны соглашения – инвестор и государство.

Толкование СРП с учетом гражданско-правовых договоров Судами Северо-Западного судебного округа в 2008–2010 гг.

рассмотрен ряд дел6 о наличии у инвестора по Харьягинскому СРП права на возмещение «входного» НДС и порядка возмещения. Налоговые органы в этих делах ссылались на отсутствие в соглашении положений о праве инвестора на возмещение НДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам, и о порядке такого возмещения. Они указывали, что установленное соглашением право инвестора на освобождение от налогов и иных дополнительных выплат в связи с налогами (ст.

16.6 Харьягинского СРП) не включает в себя право на освобождение от «входного» НДС. Для того чтобы уяснить содержание и смысл соответствующих положений Харьягинского СРП, суды обратились к правилам толкования гражданско-правовых договоров, как они установлены российским и применимым иностранным (шведским) законодательством.

Руководствуясь этими правилами, суды трех инстанций по всем делам проанализировали представленные сторонами доказательства, направленные на уяснение смысла статьи 16.6. Соглашения с учетом поведения сторон при заключении и исполнении СРП.

Кроме того, принимался во внимание экономический смысл Соглашения (распределение сторонами экономических рисков, расходов, выгод и прибыли от реализации СРП), а также соответствующие нормы шведского законодательства.

Суды справедливо ссылались на многочисленные заключения, документы рабочих групп, которые подтверждают намерение сторон предоставить инвестору право на возмещение НДС в ходе подготовки и заключения СРП в 1990–1995 гг., указали на позицию РФ в лице различных государственных органов, которые вплоть до недавнего времени подтверждали наличие у инвестора права на возмещение НДС, о чем свидетельствуют документы Правительства РФ и Администрации Ненецкого автономного округа (выступала при подписании Харьягинского СРП от имени РФ), решения специально уполномоченного органа – Объединенного комитета, письма Минэнерго России, Минфина России, а также позицию самих налоговых органов (вплоть до 2007 г.). На основании совокупности этих доказательств суды истолковали положения СРП, как предусматривающие освобождение инвестора от уплаты НДС и при его уплате — возмещение инвестору НДС, поскольку действительная воля и единообразное понимание сторонами СРП его положений приводит именно к такому выводу: уплата налога поставщикам приводит к дополнительным выплатам (расходам), которые в силу статьи 16.6 Соглашения должны компенсироваться РФ в лице ее уполномоченных органов, то есть налоговыми органами7. Особенность данных дел заключается в том, что в отличие от положений СРП «Сахалин-1» и «Сахалин-2» Харьягинское СРП не устанавливает конкретного порядка возмещения «входного» НДС и специальной процедуры компенсации налога, уплаченного поставщикам.

По этой причине, оценивая доводы налогового органа, суды указали, что согласно статье 23.1 Харьягинского СРП с учетом его особых положений стороны подчиняются в своей деятельности законодательным и нормативным актам, действующим в РФ, и для возмещения НДС в рамках Харьягинского СРП подлежит применению общий порядок, установленный статьей 176 НК РФ. Нераспространение условий СРП на третьих лиц Еще один вопрос, рассмотренный судами и разрешенный на уровне Президиума ВАС РФ, – это возможность распространения на третьих лиц, не являющихся сторонами СРП, предусмотренного соглашением специального налогового режима.

С момента начала действия СРП «Сахалин-2» подрядчики и субподрядчики инвестора по проекту применяли ставку налога на прибыль, установленную действующим законодательством о налогах и сборах.

Именно такое понимание СРП было у инвестора и государства (сторон СРП) на протяжении 14-15 лет действия этого СРП. При этом когда ставка налога на прибыль составляла 35% (с 1995 г. по 1999 г.), налоговые органы также указывали на необходимость применения ставки налога, установленной действующим законодательством.
по 1999 г.), налоговые органы также указывали на необходимость применения ставки налога, установленной действующим законодательством.

Между тем с 2008 г. налоговые органы начали утверждать, что оказывается8, СРП содержит оговорку о применимости к подрядчикам и субподрядчикам инвестора ставки налога на прибыль в 32%, действовавшей на 01.01.1994. Точку в многочисленных спорах поставил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.09.2010 № 1674/10, указав, что «соглашение о разделе продукции, представляя собой договор, заключаемый между государством и инвестором – пользователем недр, не может регулировать отношения лиц, не являющихся его сторонами, ни по вопросам исполнения обязательств, ни по вопросам налогообложения»; «условия налогообложения лиц, привлекаемых компанией как инвестором для реализации соглашения, <…> определяются действующим налоговым законодательством без каких-либо изъятий».

В своих выводах Президиум ВАС РФ также основывался на гражданско-правовой природе СРП как договора, который не может регулировать отношения с участием третьих лиц, возлагать на них дополнительные обязанности, равно как и устанавливать для них специальный налоговый режим. Таким образом, по нашему мнению, ВАС РФ подтвердил незыблемость основных принципов СРП, в том числе принципа стабильности налогового режима для участников проекта, который не может меняться в результате изменения подходов налоговых органов к толкованию соглашения.

Выводы Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в поисках дополнительных доходов бюджета налоговые органы все чаще пересматривают собственную практику применения СРП, устоявшуюся за более чем десятилетний период их действия, и предлагают новые подходы к пониманию норм СРП вопреки действительной воле сторон соглашения и правилам толкования, закрепленным на законодательном уровне. Тем самым нарушается принцип стабильности инвестиционных отношений и вновь подтверждается неоднозначный имидж России в глазах иностранных инвесторов.

Арбитражная практика, которая в подавляющем большинстве случаев встает на сторону инвесторов, восстанавливает их нарушенные права. Однако хотелось бы, чтобы налоговые органы не только формально исполняли судебные решения, но и восприняли подходы судов, то есть принимали во внимание не только содержание резолютивной части судебных решений, но более взвешенно подходили к уяснению такого юридически сложного правового института, как СРП, и руководствовались не только интересами бюджета, но и стратегическими интересами РФ как партнера международных компаний в долгосрочных инвестиционных проектах. См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 1674/10.

2 См., например: Платонова Н.Л. Соглашения о разделе продукции: правовое регулирование в Российской Федерации. – М.: «Издательской дом В. Ема», 2010; Хисматуллина Е.Г.

Влияние налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции на привлечение инвесторов в российскую экономику // Финансовое право.

2008. № 6; Ляпина О.А., Колоколов А.В., Свечникова И.В., Кощеев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // СПС «КонсультантПлюс». 3 См.: п. 7 ст. 2 Закона № 225-ФЗ; п.

15 ст. 346.35 НК РФ. 4 См., например: Постановление ФАС ДО от 27.10.2010 № Ф03-7297/2010. 5 См., например: постановления ФАС ДО от 23.07.2008 № Ф03-А59/08-2/1473; ФАС СЗО от 11.05.2010 по делу № А05-7314/2008, Четырнадцатого ААС по делу от 15.06.2010 № А05-11891/2008.

6 См.: дела № А05-7314/2008, А05-9004/2008, А05-10542/2008, А05-10544/2008, А05-10545/2008, А05-11859/2008, А05-3959/2009, А05-6823/2009, А05-13191/2009, А05-1965/2010.

7 На момент передачи номера в печать коллегией судей ВАС РФ одно из указанных дел передано в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора (Определение ВАС РФ от 18.11.2010 № ВАС-12105/10). 8 Содержание Соглашение конфиденциально и никому, кроме сторон, не известно.

Возврат к списку Похожие материалы 15.06.2022 Как узаконить самовольную постройку? 15.06.2022 Платформы, соцсети, экосистемы. К каким антимонопольным мерам готовиться бизнесу 08.06.2022 Что не так с уголовной ответственностью за налоги 07.06.2022 Цена госвмешательства 03.06.2022 От гуманизации к декриминализации экономических преступлений 31.05.2022 Почему Налоговый кодекс перестал быть настольной книгой инспектора?

Смотреть еще. Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год 30000 рублей + НДС Подписаться Я уже подписчик Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ Авторизоваться По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой E-mail: Nел. +7 (495) 767 00 07

Соглашение о разделе продукции

» » » Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции” соглашение о разделе продукции (СРП) – это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Примерами действующих в настоящее время СРП являются проекты “Сахалин-1”, “Сахалин-2” и “Харьягинское месторождение”.

Соглашение является двусторонним, возмездным, взаимным и консенсуальным договором.

В связи с тем, что в СРП идет речь о предоставлении инвестору исключительного права на поиски, разведку, добычу минерального сырья и ведение связанных с этим работ, а не участка недр, рассматривать такое соглашение в качестве реального договора, предусматривающего необходимость передачи именно вещи в момент заключения договора, представляется не вполне правильным.

Сторонами СРП являются: 1) Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации или уполномоченные им органы; 2) инвесторы – юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях СРП.

В случае если в качестве инвестора в соглашении выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, участники такого объединения имеют солидарные права и несут солидарные обязанности по соглашению.

Предмет соглашения составляют поиски, разведка и добыча минерального сырья на участке недр, указанном в СРП, который следует рассматривать в качестве объекта соглашения. Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются федеральными законами.

На основании заключенного соглашения инвестору предоставляется право пользования участком недр на условиях раздела продукции. При этом условия пользования недрами, установленные в СРП, должны соответствовать законодательству Российской Федерации. Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям СРП, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

СРП регулирует отношения, которые нельзя в полной мере отнести к гражданско-правовым.

В частности, они возникают в сфере недропользования, где отношения между государством и пользователем недр носят публично-правовой характер. К другим публично-правовым обязанностям инвестора по СРП следует также отнести исчисление и уплату предусмотренных соглашением налогов и сборов.

В СРП инвестиционные правоотношения, основанные на юридическом равенстве сторон, и инвестиционные правоотношения “власти-подчинения” настолько тесно связаны между собой, что их зачастую сложно выделить. Так, при выполнении работ по такому соглашению взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей (за отдельными исключениями) заменяется разделом продукции.

При этом часть продукции, которая добывается инвестором и поступает в собственность государства, может рассматриваться, с одной стороны, как плата за предоставленное в пользование государственное имущество, а с другой стороны, как налог, взимаемый в соответствии с главой 26.4 “Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции” НК РФ, которая образуют специальный налоговый режим. Поскольку СРП содержит не только частноправовые, но и публично-правовые элементы, его следует рассматривать как комплексный (межотраслевой) договор, который подлежит урегулированию нормами гражданского и публичного права.

Компания с ограниченной ответственностью “Си ТСД Лимитед” обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительными решения и требования Межрайонной инспекции ФНС N 5 по Сахалинской области об уплате авансовых взносов по налогу на имущество за 9 месяцев 2004 г. и пени. В своем отзыве налоговая инспекция сослалась на пункты 7 и 15 статьи 346.35 НК РФ, статью 3.1 Закона РФ от 13 декабря 1991 г.

N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий”, Федеральный закон “О соглашениях о разделе продукции” и утверждала, что поскольку компания с ограниченной ответственностью “Си ТСД Лимитед” не является инвестором по СРП “Сахалин-2”, а ни законодательством РФ, ни СРП не были установлены условия и порядок освобождения от налогообложения налогом на имущество организаций имущества подрядчиков и субподрядчиков компании – инвестора по СРП, родственных организаций и их подрядчиков и субподрядчиков по проекту, то вышеназванная компания не освобождается от уплаты налога на имущество. Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 20 мая 2005 г. заявленное компанией требование было удовлетворено, а решение налогового органа и требование об уплате налога признаны недействительными.

Свое решение арбитражный суд первой инстанции мотивировал тем, что, поскольку СРП “Сахалин-2”, которым предусмотрено освобождение компании от уплаты налога на имущество, было заключено до вступления в силу Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”, компания имеет право на применение льготы в отношении имущества, используемого для выполнения подрядных работ в рамках проекта.

С таким выводом согласился и Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, отметив, что в соответствии с пунктом 15 статьи 346.35 НК РФ при выполнении СРП, заключенных до вступления в силу Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”, применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями. В частности, пунктом 3 (а) дополнения N 1 к приложению N Е СРП “Сахалин-2”, заключенного 22 июня 1994 г.

между Российской Федерацией и компанией “Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд”, было предусмотрено, что за исключением положений, предусмотренных пунктом 1 (налог на прибыль), компания “Сахалин Энерджи Инвестмент Компани”, родственные ей организации, их подрядчики и субподрядчики не являются плательщиками каких-либо налогов, в том числе налога на имущество, а также имущество, которое приобретается в собственность в связи с проектом или арендуется у иностранных организаций в связи с ним. Согласно контракту на оказание комплексных услуг по проектированию, материально-техническому снабжению и строительству наземных объектов по проекту строительства завода СПГ на о. Сахалин компания “Си ТСД Лимитед” являлась подрядчиком компании “Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд”, являвшейся инвестором соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (СРП “Сахалин-2”).

Поскольку такое соглашение заключено в июне 1994 г., т.е. до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции”, то компания “Си ТСД Лимитед” освобождается от уплаты налога на имущество организации, в отношении имущества, используемого для выполнения подрядных работ в рамках указанного проекта Раздел продукции – это раздел между государством и инвестором произведенной продукции в натуральном и (или) стоимостном выражении в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г.

N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции”, предусматривающим два варианта. Согласно первому из них (схема N 1) СРП должно предусматривать условия и порядок: 1) определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости. При этом произведенной продукцией признается количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первой по своему качеству соответствующей национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации, добытое инвестором в ходе выполнения работ по СРП и уменьшенное на количество технологических потерь в пределах нормативов; 2) определения части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по СРП (компенсационная продукция).

При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации – 90% общего объема произведенной продукции. Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется СРП в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении СРП продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период; 4) передачи инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями СРП части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента.

В случае если нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от уплаты региональных и местных налогов и сборов, затраты инвестора по уплате указанных налогов и сборов подлежат возмещению инвестору за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту Российской Федерации, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных указанных налогов и сборов (пункт 14 статьи 346.35 НК РФ); 5) получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями СРП. Схема 1. 1-й вариант раздела продукции <*> НДС, акциз (за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье), водный налог, земельный налог, государственная пошлина, таможенные сборы, платежи за пользование природными ресурсами, плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В отдельных случаях раздел произведенной продукции между государством и инвестором может осуществляться иным образом (схема N 2).

В этом случае СРП должно предусматривать условия и порядок: 1) определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости; 2) раздела между государством и инвестором произведенной продукции или стоимостного эквивалента произведенной продукции и определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Пропорции такого раздела определяются СРП в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения.

При этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68%; 3) передачи государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента; 4) получения инвестором части произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями СРП. Схема 2. 2-й вариант раздела продукции <*> НДС, государственная пошлина, таможенные сборы, плата за негативное воздействие на окружающую среду.

СРП может устанавливать только один из указанных способов раздела продукции и не может предусматривать переход с одного способа раздела продукции на другой, а также замену одного способа раздела продукции на другой. Цена соглашения, помимо предоставляемой государству в соответствии с условиями СРП части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента, включает в себя также: 1) цену, уплачиваемую за право заключения СРП; 2) разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, определенных в СРП и лицензии (бонусы); 3) ежегодные платежи за договорную акваторию и участки морского дна, уплачиваемые в порядке, установленном СРП в соответствии с законодательством Российской Федерации на дату подписания соглашения; 4) сбор за участие в конкурсе (аукционе); 5) сбор за выдачу лицензии; 6) регулярные платежи за пользование недрами (ренталс); 7) компенсацию расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых; 8) компенсацию ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по СРП коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности. Срок действия СРП устанавливается сторонами в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на день заключения СРП.

Действие соглашения по инициативе инвестора, а также при условии выполнения им принятых на себя обязательств продлевается на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи минерального сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр. При этом условия и порядок такого продления определяются соглашением сторон. При продлении действия СРП лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению на срок действия СРП органами, выдавшими данную лицензию.

Действующий Федеральный закон от 30 декабря 1995 г.

N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции”, к сожалению, прямо не устанавливает, какие условия СРП являются существенными. Исходя из их значения для заключения любого договора к ним, на наш взгляд, следует отнести:Не нашли что искали?Преподаватели спешат на помощьДипломные КонтрольныеКурсовые Рефераты 1) предмет договора, определяющий виды деятельности, наименование объектов инвестиционной деятельности и размер инвестиций; 2) цену договора; 3) порядок раздела продукции между государством и инвестором; 4) условие о праве собственности в отношении создаваемых объектов инвестиционной деятельности; 5) срок соглашения.

Форма соглашения. Учитывая, что сторонами СРП являются Российская Федерация и инвесторы – юридические лица, СРП подлежит заключению в простой письменной форме.

В то же время соглашения, связанные с использованием участков недр, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в указанные соглашения, утверждаются отдельными федеральными законами (абзац пятый пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции”). Это поднимает СРП – договор (контракт) с участием частного лица – до уровня федерального закона и позволяет применять специальные положения СРП вместо общих норм ГК РФ и других федеральных законов, что является, на наш взгляд, крайне недопустимым.

Содержание соглашения. СРП определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения согласно положениям Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции”.

В соответствии с ними инвестор обязуется: 1) осуществить проведение работ по СРП за свой счет и на свой риск в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом СРП. Организация выполнения работ по СРП, в том числе ведение учета и отчетности, осуществляется инвестором или по поручению инвестора оператором СРП. В качестве такого оператора, предмет деятельности которого должен быть ограничен организацией указанных работ, могут выступать созданные инвестором для этих целей на территории Российской Федерации филиалы или юридические лица либо привлекаемые инвестором для этих целей юридические лица, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации.

При этом инвестор несет имущественную ответственность перед государством за действия оператора соглашения как за свои собственные действия. В целях координации деятельности по выполнению работ по СРП сторонами должно быть предусмотрено создание управляющего комитета, в состав которого входит равное число представителей от каждой стороны.

Численный состав, права и обязанности управляющего комитета, а также порядок его работы определяются СРП. Положение о назначении и деятельности представителей государства в управляющих комитетах, создаваемых в соответствии с условиями СРП, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2006 г. N 133 “О порядке назначения и деятельности представителей государства в управляющих комитетах, создаваемых в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции”; 2) соблюдать требования законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, охране недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; 3) своевременно и правильно осуществлять передачу государству принадлежащей ему в соответствии с условиями СРП части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента, а также уплачивать государству предусмотренные СРП платежи; 4) применять особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный НК РФ и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах; 5) вести учет финансово-хозяйственной деятельности при выполнении работ по каждому отдельному СРП, а также обособленно от такого учета при выполнении им иной деятельности, не связанной с СРП; 6) для выполнения работ по СРП иметь специальные банковские счета в рублях и (или) иностранной валюте в банках на территории Российской Федерации и (или) на территориях иностранных государств, используемые исключительно для выполнения указанных работ; 7) осуществлять ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и обеспечивать ее сохранность; 8) представлять геологическую и технико-экономическую информацию по объектам, на которых проводятся работы по СРП и намечается добыча полезных ископаемых, на государственную экспертизу в порядке и объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации; 9) при выполнении работ по СРП на объектах, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, а также обеспечивать выплату соответствующих компенсаций в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; 10) страховать ответственность по возмещению ущерба в случае аварий, повлекших за собой вредное влияние на окружающую среду; 11) осуществлять ликвидацию всех сооружений, установок и иного имущества по завершении работ по СРП, а также по очистке от загрязнения территории, на которой проводились работы по СРП; 12) по завершении определенных этапов поисков и разведки месторождений минерального сырья возвратить участки территории, переданной в пользование в соответствии с условиями СРП.

Размеры возвращаемых участков, а также порядок, сроки и условия их возврата определяются СРП; 13) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон. В соответствии с условиями СРП инвестор имеет право: 1) использовать предоставленный ему участок недр для ведения любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в СРП; 2) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с СРП и действующим законодательством. При этом инвестору принадлежит на праве собственности: – часть произведенной продукции, являющаяся по условиям СРП долей инвестора.

При этом минеральное сырье, поступающее в соответствии с условиями соглашения в собственность инвестора, может быть вывезено с таможенной территории Российской Федерации на условиях и в порядке, которые определены этим соглашением, без количественных ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”; – имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором и используемое им для выполнения работ по СРП, если иное не предусмотрено СРП. Право собственности на указанное имущество может перейти от инвестора к государству в федеральную собственность со дня, когда стоимость указанного имущества полностью возмещена, или со дня прекращения соглашения, или с иного согласованного сторонами дня на условиях и в порядке, которые предусмотрены СРП.

При этом в течение срока действия СРП инвестору предоставляется исключительное право на пользование таким имуществом на безвозмездной основе для проведения работ по СРП и инвестор несет бремя содержания находящегося в его пользовании имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения; 3) при соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных СРП, свободно и безвозмездно пользоваться первичной геологической, геофизической, геохимической и иной информацией, данными и образцами в целях выполнения работ по СРП.

Порядок пользования указанными информацией, данными и образцами, а также порядок их вывоза за пределы Российской Федерации определяются СРП в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) иметь свободный доступ на договорной основе к объектам трубопроводного транспорта, а также свободно использовать на договорной основе объекты трубопроводного и иных видов транспорта, объекты по хранению и переработке минерального сырья без каких-либо дискриминационных условий; 5) передать полностью или частично свои права и обязанности по СРП любому физическому или юридическому лицу, но только с согласия государства при условии, что эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по СРП. Передача прав и обязанностей по СРП совершается в письменной форме посредством составления специального акта, являющегося неотъемлемой частью СРП, в порядке и в сроки, определенные СРП, и сопровождается соответствующим переоформлением лицензии на пользование недрами в течение 30 дней с даты подписания указанного акта; 6) с согласия государства использовать принадлежащие ему имущество и имущественные права в качестве залога для обеспечения своих обязательств по договорам, заключаемым в связи с исполнением СРП, с соблюдением при этом требований гражданского законодательства Российской Федерации; 7) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон. В соответствии с СРП государство: 1) предоставляет инвестору на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в СРП, и на ведение связанных с этим работ; 2) обязуется выдать лицензию на пользование недрами, которая удостоверяет право пользования участком недр, указанным в СРП, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах, в течение 30 дней с даты подписания СРП.

Указанная лицензия выдается на срок действия СРП и подлежит продлению или переоформлению либо утрачивает силу в соответствии с условиями СРП.

В случае если в качестве инвестора выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, лицензия выдается одному из участников такого объединения с указанием в этой лицензии на то, что данный участник выступает от имени этого объединения, а также с указанием всех других участников объединения; 3) приобретает право собственности: – на часть произведенной продукции, являющуюся по условиям СРП долей государства; – на всю первичную геологическую, геофизическую, геохимическую и иную информацию, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полученные инвестором в результате выполнения работ по СРП; 4) через федеральные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией совместно с органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением СРП. При этом уполномоченные представители указанных органов имеют право беспрепятственного доступа на объекты проведения работ по СРП, а также к документации, относящейся к проведению указанных работ, исключительно в целях осуществления функций контроля за исполнением СРП; 5) осуществляет иные права и исполняет другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон.

Заключение соглашения. СРП заключается с победителем аукциона – участником аукциона, предложившим наиболее высокую цену за право заключения СРП.

Начальные условия аукционов разрабатываются на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных за проведение аукционов. СРП заключаются на основе положений, установленных законодательством Российской Федерации.

Разработка условий недропользования, подготовка проекта СРП и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования осуществляются комиссией, создаваемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти с участием органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанная комиссия создается не позднее чем через шесть месяцев со дня объявления результатов аукциона. В состав указанной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе представители федерального органа управления государственным фондом недр и (или) его территориального подразделения, представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случаях, если предоставляемые участки недр расположены на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в состав указанной комиссии включаются представители федерального органа по социально-экономическому развитию северных территорий Российской Федерации, а также представители соответствующих органов местного самоуправления.

В случае необходимости к работе указанной комиссии привлекаются производственные и научные организации, а также эксперты и консультанты. Подписание СРП со стороны государства осуществляется Правительством Российской Федерации по завершении между уполномоченными представителями сторон переговоров, в результате которых должны быть согласованы все необходимые условия СРП, не являвшиеся обязательными условиями аукциона. При этом указанные условия СРП не должны противоречить обязательным условиям аукциона.