Главная - Трудовое право - Статья 133 тк рф минимальный размер оплаты труда устанавливается

Статья 133 тк рф минимальный размер оплаты труда устанавливается


Статья 133 ТК РФ. Установление минимального размера оплаты труда

  • »
  • »
  • »

Текст статьи 133 ТК РФ в новой редакции. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения .

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ; организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ; организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ; другими работодателями — за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда . Часть утратила силу с 1 сентября 2007 года — Федеральный закон от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ. N 197-ФЗ, ТК РФ действующая редакция.

Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.

§ 1. Данная статья вновь претерпела не только редакционные изменения, но и изменения в содержании. Редакционные изменения касаются названия данной статьи: вместо установления минимальной заработной платы она теперь предусматривает установление минимального размера оплаты труда. Такое название полностью соответствует ст.

7 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Кроме того, в части первой статьи размер прожиточного минимума заменен на его величину.

Новая редакция представляется более удачной.

§ 2. Изменения в содержании комментируемой статьи связаны с тем, что законодатель существенно расширил виды финансовых источников, за счет средств которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда в организациях, финансируемых за счет средств бюджетов — федерального, субъекта Российской Федерации и местного бюджета. Теперь это не только собственно бюджетные, но и внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

§ 3. Минимальный размер оплаты труда устанавливается за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях (см. комментарий к ст. 129). Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 — 2007 годы предусматривает, что стороны обязуются рассмотреть целесообразность перехода на определение заработной платы в соответствии с принципами Европейской социальной хартии. В Соглашении также рекомендуется при заключении отраслевых и региональных соглашений устанавливать минимальные тарифные ставки (оклады) в организациях внебюджетного сектора экономики на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта РФ.

Рекомендуется также при определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций ориентироваться на оптимальный для современного состояния экономики удельный вес тарифа в заработной плате не менее 50 процентов.

Кроме того, Генеральное соглашение содержит обязательство сторон определить порядок актуализации потребительской корзины. § 4. Непрерывный рост стоимости жизни, наблюдающийся в стране, вставшей на путь реформирования экономики, объективно потребовал систематического пересмотра размера минимальной оплаты труда. Каждое очередное повышение минимального размера заработной платы производится на основании вновь принимаемого закона.

Динамика роста этого размера показана в следующей таблице. Дата повышения Сумма минимальной заработной платы, руб. Нормативный акт С 01.10.1991 180 Закон РСФСР от 19 апреля 1991 г.

С 01.12.1991 200 Пост. Правительства РСФСР от 15 ноября 1991 г. С 01.01.1992 342 Закон РСФСР от 6 декабря 1991 г. С 01.05.1992 900 Закон РФ от 21 апреля 1992 г.

С 01.02.1993 2250 Закон РФ от 13 ноября 1992 г. и Пост. Правительства РФ от 6 января 1993 г. С 01.04.1993 4275 Закон РФ от 30 марта 1993 г.

С 01.07.1993 7740 Закон РФ от 14 июля 1993 г.

С 01.12.1993 14620 Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. С 01.07.1994 20500 Федеральный закон от 30 июня 1994 г.

С 01.04.1995 34400 Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. С 01.05.1995 43700 Там же С 01.08.1995 55000 Федеральный закон от 27 июля 1995 г. С 01.11.1995 57750 Федеральный закон от 1 ноября 1995 г.

С 01.12.1995 60500 Там же С 01.01.1996 63250 Там же С 01.04.1996 75900 Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. С 01.01.1997 83490 Федеральный закон от 9 января 1997 г.

С 01.07.2000 132 Федеральный закон от 19 июня 2000 г. С 01.01.2001 200 С 01.07.2001 300 С 01.05.2002 450 Федеральный закон от 29 апреля 2002 г.

С 01.10.2003 600 Федеральный закон от 1 октября 2003 г. С 01.01.2005 720 Федеральный закон от 29 декабря 2004 г.

С 01.09.2005 800 С 01.05.2006 1100 С 01.09.2007 2300 Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. Федеральный закон от 19 июня 2000 г.

«О минимальном размере оплаты труда» предусмотрел поэтапное повышение минимального размера оплаты труда.

Однако по-прежнему прожиточный минимум значительно выше минимального размера оплаты труда, и путь сближения этих двух важнейших социальных стандартов, определяющих уровень жизни активного населения, очевидно, будет трудным и долгим.

Федеральный закон от 1 октября 2003 г. дополнил также ст. 2 Закона от 19 июня 2000 г., предусмотрев право субъектов Федерации вводить более высокие размеры минимальной заработной платы за счет своих бюджетных средств, но размер и сроки введения определять по согласованию с правительством в части, касающейся компенсации дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
дополнил также ст. 2 Закона от 19 июня 2000 г., предусмотрев право субъектов Федерации вводить более высокие размеры минимальной заработной платы за счет своих бюджетных средств, но размер и сроки введения определять по согласованию с правительством в части, касающейся компенсации дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

При этом размер минимальной заработной платы в субъектах устанавливается для всех работодателей, действующих в данном субъекте. § 5. Установление минимального размера оплаты труда не ниже размера прожиточного минимума впервые закреплено в ТК в качестве одной из гарантий социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Однако в отличие от срока введения в действие всех других статей Кодекса, установленного 1 февраля 2002 г., порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой ст.

133, устанавливаются федеральным законом (ст.

421 в ред. Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ). Минимальный размер оплаты труда выполняет функцию социального стандарта, обязательность которого обеспечивается силой закона. Защита от неоправданно низкой заработной платы предусмотрена Конвенцией N 131 «Установление минимальной заработной платы» (1970 г.).

В соответствии с этой Конвенцией государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным.

Факторы, которые учитываются при определении уровня минимальной заработной платы, включают потребности трудящихся и их семей, экономические соображения, в том числе требования экономического развития и поддержания высокого уровня занятости. Данная Конвенция нашей страной до сих пор не ратифицирована.

Данная Конвенция нашей страной до сих пор не ратифицирована. Наиболее оптимальным показателем нижней границы социального стандарта уровня жизни населения считается прожиточный минимум. В Федеральном законе от 24 октября 1997 г.

«О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (СЗ РФ.

1997. N 43. Ст. 4904) предусмотрено, что прожиточный минимум в РФ предназначается, в частности, и для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат (ст. 2). В данном Законе закреплена также очень важная норма, в силу которой величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата РФ об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. В соответствии с Федеральным законом от 20 ноября 1999 г.

«О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»

(СЗ РФ. 1999. N 47. Ст. 5619) потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в 5 лет (Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. срок действия Закона был продлен по 31 декабря 2003 г.

(СЗ РФ. 2003. N 1. Ст. 9), но так и не был пересмотрен). В настоящее время потребительская корзина установлена Федеральным законом от 31 марта 2006 г.

N 44-ФЗ в целом по Российской Федерации в следующих составе и объемах (в натуральных показателях). 1. Продукты питания Наименование товара Единица измерения Объем потребления (в среднем на одного человека) Трудоспособное население Пенсионеры Дети Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) кг 133,7 103,7 84,0 Картофель кг 107,6 92,0 108,7 Овощи и бахчевые кг 97,0 92,0 108,7 Фрукты свежие кг 23,0 22,0 51,9 Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар кг 22,2 21,2 25,2 Мясопродукты кг 37,2 31,5 33,7 Рыбопродукты кг 16,0 15,0 14,0 Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко кг 238,2 218,9 325,2 Яйца штук 200 180 193 Масло растительное, маргарин и другие жиры кг 13,8 11,0 10,0 Прочие продукты (соль, чай, специи) кг 4,9 4,2 3,6 2. Непродовольственные товары Наименование товара Единица измерения/срок износа Объем потребления (в среднем на одного человека) Трудоспособное население Пенсионеры Дети Верхняя пальтовая группа штук/лет 3/7,6 3/8,7 3/2,6 Верхняя костюмно- платьевая группа штук/лет 8/4,2 8/5,0 11/2,0 Белье штук/лет 9/2,4 10/2,9 11/1,8 Чулочно- носочные изделия пар/лет 7/1,4 4/1,9 6/1,3 Головные уборы и галантерейные изделия штук/лет 5/5,0 4/5,6 4/2,8 Обувь пар/лет 6/3,2 6/3,5 7/1,8 Школьно- письменные товары штук/лет 3/1,0 3/1,0 27/1,0 Постельное белье штук/лет 14/7,0 14/7,0 14/7,0 Товары культурно- бытового и хозяйственного назначения штук/лет 19/10,5 19/10,5 19/10,5 Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства процент общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц 10 5 2 3.

Услуги Наименование товара Единица измерения Объем потребления (в среднем на одного человека) Трудоспособное население Пенсионеры Дети Жилье кв. м общей площади 18,0 18,0 18,0 Центральное отопление гкал в год 6,7 6,7 6,7 Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение литров в сутки 285,0 285,0 285,0 Газоснабжение куб. м в месяц 10,0 10,0 10,0 Электроэнергия кВт.ч в месяц 50,0 50,0 50,0 Транспортные услуги поездок в год 619,0 150 396 Услуги культуры процент общей величины расходов на услуги в месяц 5 5 5 Другие виды услуг 10,0 10,0 10,0 Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ утверждена Постановлением Минтруда и Госкомстата РФ от 28 апреля 2000 г.

N 36/34 (Бюллетень Минтруда РФ. 2000. N 9, 10). Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается Правительством РФ, в субъектах РФ — органами исполнительной власти субъектов РФ. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» вступил в силу с 1 января 1998 г., однако реальное применение его стало возможным только после установления Правительством РФ прожиточного минимума.

Данный минимум должен официально публиковаться ежеквартально. Данные о величине прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ, утвержденные Постановлениями Правительства РФ, приведены в таблице.

За истекший период Прожиточный минимум в расчете на душу населения, руб. Постановление Правительства РФ в среднем для трудоспособного населения для пенсионеров для детей I — 2000 г. 1137,66 1232,28 851,32 1160,66 От 31 мая 2000 г.

N 421 (СЗ РФ. 2000. N 23. Ст. 2432) II — 2000 г. 1185 1290 894 1182 От 11 августа 2000 г.

N 589 (СЗ РФ. 2000. N 33. Ст.

3407) III — 2000 г. 1234 1350 930 1218 От 11 ноября 2000 г. N 852 (СЗ РФ. 2000. N 47. Ст.

4595) IV — 2000 г. 1285 1406 962 1272 От 9 февраля 2001 г. N 99 (СЗ РФ. 2001. N 8. Ст. 751) I — 2001 г.

1396 1513 1064 1405 От 7 сентября 2001 г. N 664 (СЗ РФ. 2001. N 38. Ст.

3744) II — 2001 г. 1507 1635 1153 1507 То же III — 2001 г. 1524 1658 1163 1514 От 21 декабря 2001 г. N 879 (СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. II). Ст. 4980) IV — 2001 г. 1574 1711 1197 1570 От 8 февраля 2002 г. N 91 (СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 690) I — 2002 г. 1719 1865 1313 1722 От 25 мая 2002 г. N 344 (СЗ РФ. 2002. N 22. Ст.

N 344 (СЗ РФ. 2002. N 22. Ст.

2095) II — 2002 г. 1804 1960 1383 1795 От 24 августа 2002 г. N 627 (СЗ РФ. 2002. N 35. Ст. 3379) III — 2002 г. 1817 1980 1387 1799 От 1 ноября 2002 г.

N 793 (СЗ РФ. 2002. N 45. Ст. 4519) IV — 2002 г. 1893 2065 1432 1880 От 6 февраля 2003 г.

N 62 (СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 637) I — 2003 г.

2047 2228 1554 2039 От 12 мая 2003 г. N 276 (СЗ РФ. 2003. N 20. Ст. 1905) II — 2003 г. 2137 2328 1629 2119 От 9 августа 2003 г.

N 483 (СЗ РФ. 2003. N 33. Ст. 3274) III — 2003 г. 2121 2318 1612 2089 От 5 ноября 2003 г. N 672 (СЗ РФ. 2003. N 45. Ст.

4390) IV — 2003 г. 2143 2341 1625 2113 От 12 февраля 2004 г. N 74 (СЗ РФ. 2004. N 7. Ст. 540) I — 2004 г.

2293 2502 1747 2259 От 3 сентября 2004 г.

N 456 (СЗ РФ. 2004. N 37. Ст. 3736) II — 2004 г. 2363 2588 1793 2313 То же III — 2004 г.

2396 2629 1816 2336 От 26 ноября 2004 г.

N 689 (СЗ РФ. 2004. N 48. Ст. 4808) IV — 2004 г. 2451 2690 1849 2394 От 2 марта 2005 г. N 105 (РГ. 2005. 10 марта) § 6.

Свобода партнеров на рынке труда по установлению любых условий договора о найме труда ограничена государством в части нижней границы оплаты труда. Государство не допускает даже по обоюдному соглашению сторон установления оплаты труда ниже минимального размера, предусмотренного законом.

§ 7. Часть третья статьи также претерпела редакционные изменения. Право на получение месячной заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда имеют те работники, которые полностью отработали за этот период не только норму рабочего времени, но и выполнили нормы труда или трудовые обязанности (о нормах труда см.

комментарий к ст. 160 ТК). К числу таких норм относится и месячная норма рабочего времени. Законодательство о труде предусматривает возможность установления по соглашению сторон неполного рабочего времени (см. комментарий к ст. 93 ТК). В этом случае оплата труда производится пропорционально отработанному времени, и закон не гарантирует, что конечная оплата труда должна быть не ниже минимального размера, предусмотренного законом.

Трудовой кодекс предусматривает, что при невыполнении норм труда (должностных обязанностей), а также при простое по причинам, не зависящим от работника и работодателя (ст. 155, 157), за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки (оклада).

В то же время заработок в этих случаях, очевидно, не может быть ниже его минимального размера. Это относится к оплате как квалифицированного, так и неквалифицированного труда, когда оплата производится по первому разряду. При определении месячной заработной платы работника работодатель обязан учитывать, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (см.

комментарий к ст. 129 ТК РФ).

§ 8. С 1 сентября 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2007 г.

N 54-ФЗ утратила силу часть четвертая данной статьи, предусматривавшая, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Является ли отмена части четвертой законным основанием для установления указанных выше ставок и окладов в размерах ниже минимального размера оплаты труда? Представляется, что ответ на поставленный вопрос должен быть отрицательным.

В соответствии со ст. 135 ТК системы оплаты труда включают размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплаты и надбавки компенсационного характера и доплаты и надбавки стимулирующего характера.

При этом в соответствии со ст. 129 ТК к компенсационным выплатам относятся доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные выплаты.

К стимулирующим выплатам относятся доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Поскольку выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также социальные выплаты не включаются в величину минимального размера оплаты труда, как и в величину тарифных ставок и окладов, то установление их размеров на уровне не ниже минимального размера оплаты труда гарантировано ч. 2, 3, 4 и 5 ст. 129 ТК, в связи с чем ч.

4 ст. 133 была излишней. Если у вас есть вопросы по ст. 133 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Традиционно в науке трудового права и на практике под минимальным размером оплаты труда понимался размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Действовавшая до 20 апреля 2007 г.

редакция ст. 129 ТК закрепляла данное определение на законодательном уровне.

В настоящее время законодатель изъял его из ст. 129 ТК. 2. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. В настоящее время минимальный размер заработной платы установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и с 1 января 2014 г.

N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и с 1 января 2014 г. составляет 5554 руб. в месяц. 3. Комментируемая статья устанавливает зависимость минимального размера оплаты труда от размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина, т.е. необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания, формируется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей) в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ не реже одного раза в пять лет. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации разрабатывается на основе методики, которая вносится в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о потребительской корзине.

В настоящее время потребительская корзина в целом по Российской Федерации утверждена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г.

N 227-ФЗ

«О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»

.

Потребительская корзина в субъектах РФ устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения на основании методических рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ.

В настоящее время такие методические рекомендации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2013 г.

N 54. Величина прожиточного минимума на душу населения и по отдельным социально-демографическим группам определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике (Федеральной службы государственной статистики) об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Порядок исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 29 января 2013 г. N 56. В субъектах РФ величина прожиточного минимума устанавливается в порядке, утвержденном их законами.

4. Вопрос о повышении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума был поставлен еще в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», ч. 2 ст. 5 которого предусматривала их поэтапное сближение. Для этого ежегодно в законе о федеральном бюджете должно было устанавливаться их соотношение, что и делалось в 2001 — 2004 гг.

В настоящее время это соотношение не устанавливается. Утверждение минимальной заработной платы не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения требует значительного увеличения расходов на оплату труда. С учетом этого обстоятельства ч.

1 комментируемой статьи вводится в действие по специальным правилам, предусмотренным ст. 421 ТК, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом.

В настоящее время такой закон не принят.

5. Часть 2 комментируемой статьи определяет источники, за счет которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

Для организаций, финансируемых из бюджетов, это средства бюджетов и средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для других работодателей — их собственные средства. 6. Законодательство предусматривает возможность устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте РФ, превышающий уровень минимального размера оплаты труда, установленный федеральным законом (см. ст. 133.1 ТК и комментарий к ней).

7. Помимо определения критериев для установления минимального размера оплаты труда, комментируемая статья предусматривает также право каждого работника, отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на заработную плату не ниже установленного минимального размера. Следовательно, заработная плата ниже установленного минимального размера может быть выплачена в случаях, если работник либо не отработал в течение месяца норму рабочего времени, либо отработал норму рабочего времени, но не выполнил установленную норму труда, либо не отработал норму рабочего времени и при этом не выполнил норму труда.

Это может иметь место в следующих случаях: а) работник приступил к работе не с начала расчетного месяца; б) работник прекратил трудовые отношения до истечения месяца; в) работник имел прогул в течение месяца; г) работник был отстранен от работы в течение месяца; д) работник исполнял государственные или общественные обязанности; е) работнику был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы; ж) работник работает на условиях неполного рабочего времени; з) работник находился в состоянии простоя; и) работник допустил брак, не подлежащий оплате или подлежащий оплате по пониженным расценкам; к) работник не выполняет нормы труда (должностные обязанности).

8. Изъяв из текста ч. 4 комментируемой статьи, предусматривавшую, что размеры тарифных ставок, окладов, базовых окладов и базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, законодатель закрепил возможность установления окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.

Эта позиция отражена и в судебной практике (см.

Определения ВС РФ от 7 октября 2011 г. N 3-В11-31; от 21 декабря 2012 г. N 72-КГ12-6; от 17 мая 2013 г. N 73-КГ13-1; от 30 августа 2013 г. N 93-КГПР13-2). ← → Получите консультации и комментарии юристов по статье 133 ТК РФ бесплатно. Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день.

Бесплатно оказываются только первичные консультации.

ТК РФ Статья 133.1. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации

  1. Статья 133.1. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу (введена Федеральным от 20.04.2007 N 54-ФЗ)Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции.

Ситуации, связанные со ст. 133.1 ТК РФ- Работник (прокурор) требует установить зарплату не ниже МРОТ КонсультантПлюс: примечание.О выявлении конституционно-правового смысла ч.

1 — 4 ст. 133.1 см. Постановления КС РФ от 11.04.2019 , от 16.12.2019 .В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Рекомендуем прочесть:  Когда платить ндфл с зарплаты 2022

минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже , установленного федеральным законом.Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;другими работодателями — за счет собственных средств.Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящего Кодекса.После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации.

Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.(в ред. Федерального от 18.07.2011 N 242-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)КонсультантПлюс: примечание.О выявлении конституционно-правового смысла ч.

11 ст. 133.1 см. Постановления КС РФ от 11.04.2019 , от 16.12.2019 .Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с и статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном — настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности). Открыть полный текст документа Ст.

133.1 ТК РФ. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации

Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда

СТ 133 ТК РФ.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

  1. организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  2. другими работодателями — за счет собственных средств.
  3. организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  4. организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 г. 1. Традиционно в науке трудового права и на практике под минимальным размером оплаты труда понимался размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

Действовавшая до 20 апреля 2007 г. редакция ст. 129 ТК РФ закрепляла данное определение на законодательном уровне.

В настоящее время законодатель изъял его из ст.

129 ТК РФ. 2. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. В настоящее время минимальный размер заработной платы установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и с 1 января 2014 г.

составляет 5554 руб. в месяц. 3. Комментируемая статья устанавливает зависимость минимального размера оплаты труда от размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина, т.е.

необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания, формируется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей) в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ не реже одного раза в пять лет.

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации разрабатывается на основе методики, которая вносится в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о потребительской корзине.

В настоящее время потребительская корзина в целом по Российской Федерации утверждена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г.

N 227-ФЗ

«О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»

.

Потребительская корзина в субъектах РФ устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения на основании методических рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ. В настоящее время такие методические рекомендации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2013 г.

N 54. Величина прожиточного минимума на душу населения и по отдельным социально-демографическим группам определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике (Федеральной службы государственной статистики) об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Порядок исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 29 января 2013 г.

N 56. В субъектах РФ величина прожиточного минимума устанавливается в порядке, утвержденном их законами. 4. Вопрос о повышении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума был поставлен еще в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», ч.

2 ст. 5 которого предусматривала их поэтапное сближение. Для этого ежегодно в законе о федеральном бюджете должно было устанавливаться их соотношение, что и делалось в 2001 — 2004 гг. В настоящее время это соотношение не устанавливается.

Утверждение минимальной заработной платы не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения требует значительного увеличения расходов на оплату труда. С учетом этого обстоятельства ч.

1 комментируемой статьи вводится в действие по специальным правилам, предусмотренным ст. 421 ТК РФ, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом.

В настоящее время такой закон не принят. 5. Часть 2 комментируемой статьи определяет источники, за счет которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Для организаций, финансируемых из бюджетов, это средства бюджетов и средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для других работодателей — их собственные средства.

6. Законодательство предусматривает возможность устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте РФ, превышающий уровень минимального размера оплаты труда, установленный федеральным законом (см.

ст. 133.1 ТК РФ и комментарий к ней).

7. Помимо определения критериев для установления минимального размера оплаты труда, комментируемая статья предусматривает также право каждого работника, отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на заработную плату не ниже установленного минимального размера. Следовательно, заработная плата ниже установленного минимального размера может быть выплачена в случаях, если работник либо не отработал в течение месяца норму рабочего времени, либо отработал норму рабочего времени, но не выполнил установленную норму труда, либо не отработал норму рабочего времени и при этом не выполнил норму труда. Это может иметь место в следующих случаях: а) работник приступил к работе не с начала расчетного месяца; б) работник прекратил трудовые отношения до истечения месяца; в) работник имел прогул в течение месяца; г) работник был отстранен от работы в течение месяца; д) работник исполнял государственные или общественные обязанности; е) работнику был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы; ж) работник работает на условиях неполного рабочего времени; з) работник находился в состоянии простоя; и) работник допустил брак, не подлежащий оплате или подлежащий оплате по пониженным расценкам; к) работник не выполняет нормы труда (должностные обязанности).

8. Изъяв из текста ч. 4 комментируемой статьи, предусматривавшую, что размеры тарифных ставок, окладов, базовых окладов и базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, законодатель закрепил возможность установления окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.

Эта позиция отражена и в судебной практике (см. Определения ВС РФ от 7 октября 2011 г. N 3-В11-31; от 21 декабря 2012 г.

N 72-КГ12-6; от 17 мая 2013 г. N 73-КГ13-1; от 30 августа 2013 г.

N 93-КГПР13-2).

ТК РФ Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда

пора учиться!

  1. 16 июня 2022 / Москва
  2. 17 июня 2022 / Москва
  3. 16 июня 2022 / Москва
  4. 16 июня 2022 / Москва
  1. 17 июня 2022 / Москва
  2. 17 июня 2022 / Москва
  3. 17 июня 2022 / Москва
  4. 17 июня 2022 / Москва
  1. 17 июня 2022 / Москва
  2. 21 июня 2022 / Москва
  3. 17 июня 2022 / Москва
  4. 18 июня 2022 / Москва

Заработная плата Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

  1. организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  2. другими работодателями — за счет собственных средств.
  3. организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  4. организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.