Главная - Уголовное право - Статья взяточничество в уголовном кодексе

Статья взяточничество в уголовном кодексе


Статья взяточничество в уголовном кодексе

Наказание за получение взятки по статье 290 УК РФ

Когда человек сталкивается с трудностями в достижении какой-либо цели, он ищет любые способы преодолеть их. И зачастую эти способы бывают незаконными или весьма сомнительными.

Поэтому взятка, то есть получение каких либо незаслуженных или даже противозаконных преимуществ путем их “покупки” у уполномоченного лица, является очень распространенным преступлением. Хуже всего во взятке то, что благодаря ей наиболее сильно развивается коррупция, которая значительно вредит любой сфере государственной деятельности. Содержание статьи: Законодательством Российской Федерации взятка рассматривается как уголовно наказуемое преступление.

При этом само по себе определение “” в Уголовном Кодексе Российской Федерации весьма гибкое и сложное.

Звучит оно следующим образом: – или иностранным должностным лицом лично или через посредника материальных благ в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера за совершение действий в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям, а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Для человека, знакомящегося с понятием взятки впервые, это определение будет непонятно. Поэтому рассмотрим каждую его часть в отдельности.

Взятку можно передать любому лицу, занимающему высокую должность и способному оказать взяткодателю какую – либо услугу. При этом не имеет никакого значения, какую должность это должностное лицо имеет: будь то сотрудник ГИБДД или министр, статья в любом случае будет одинаковой. Стоит так же отметить такого возможного фигуранта, как “иностранное должностное лицо”.

Таковым может выступать любой иностранный гражданин, имеющий какую – либо административную должность и способный оказывать услуги. Таким образом законы РФ карают за взятку даже лицу, не являющемуся гражданином России – важен лишь факт незаконности взятки.

Ну и последнее, но не менее важное дополнение – передача взятки посреднику. Много споров вызывает вопрос – а виноват ли посредник в передаче взятки? Это уже устанавливает суд в ходе разбирательства.

При этом если будет доказано, что получатель взятки и посредник действовали по сговору или участвовали в организованном бандформировании, то наказание за взятку значительно ужесточится. В целом посредничеством занимается . Практически все, что угодно. Определение “Взятка” – одно из самых гибких и обширных в Российском законодательстве.

Взяткой могут быть:

  1. Транспорт.
  2. Драгоценные камни;
  3. Документы на право владения любым имуществом;
  4. Акции;
  5. Деньги;
  6. Предметы роскоши;
  7. Ценные бумаги;
  8. Драгоценные металлы;

И многое другое. Однако взятка не обязательно должна быть какой – то вещью.

Она так же может выглядеть как какая – то услуга, как законная, так и противоречащая Российскому законодательству. Самый важный вопрос – это сам размер взятки. Она делится по размеру на значительную, крупную и особо крупную.

Значительной взяткой считается передача материальных благ общей стоимостью выше 25000 рублей, крупной взяткой – свыше 150000 рублей, особо крупной – свыше 1000000 рублей. Именно размер взятки определяет тяжесть преступления и наказание за него.

Размер взятки в иностранной валюте рассчитывается по курсу, актуальному в день получения этой самой взятки.

  1. Общее покровительство вышестоящим или должностным лицом;
  2. Действия, на которые уполномоченное лицо или гражданин могут повлиять косвенно за счет своего социального статуса;
  3. Попустительство в любой форме;
  4. Действия, на которые способен гражданин в силу своего служебного положения, должности или социального статуса;
  5. Целенаправленное бездействие, дающее взяткодателю привилегии.

Передача взятки имеет собственную статью в .

Она достаточно длинная и при этом весьма подробная, в ней четко обозначены различные типы взяток и наказания за них.

Рассматривает взятку без каких – либо отягчающих обстоятельств. Часть первая статьи 290 УК РФ отличается тем, что дает основные определения взяточничества и определяет список лиц, которых можно обвинить в получении взятки.
Виды наказания:

  • Штраф до 1000000 рублей;
  • До 3-х лет .
  • До 2-х лет ;
  • Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 10 до 50;
  • Штраф в размере зарплаты осужденного за 2 года;
  • До 5 лет исправительных работ;

Вторая часть рассматривает получение взятки в значительном размере, то есть свыше 25000 рублей.

Виды наказания:

  • Штраф в размере зарплаты осужденного за 2 года;
  • До 6 лет лишения свободы.
  • Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 30 до 60;
  • Штраф до 1500000 рублей;

В третьей части рассматривается взятие взятки за любое уголовно наказуемое или иное преступление. Виды наказания:

  • До 3-х лет лишения свободы.
  • Штраф в размере зарплаты осужденного за 2 года;
  • Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 40 до 70;
  • Штраф до 2000000 рублей;

Рассматривает вышеописанные преступления совершенные либо лицом, занимающим государственную должность, либо руководителем органа местного управления. Виды наказания:

  • Штраф в размере зарплаты осужденного за 3 года;
  • Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 60 до 80;
  • До 7-х лет лишения свободы.
  • Штраф до 3000000 рублей;

Пятая часть статьи 290 УК РФ рассматривает иные виды взятки, такие как:

  1. Совершенную по сговору или представителями преступной группировки;
  2. С применением и ;
  3. С размером взятки свыше 150000 рублей (крупной взятки).

Виды наказания:

  • Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 70 до 90;
  • Штраф до 4000000 рублей;
  • Штраф в размере зарплаты осужденного за 4 года;
  • До 12 лет лишения свободы.

Рассматривает взятки свыше миллиона рублей (взятки особо крупного размера).

Виды наказания:

  • До 15 лет лишения свободы.
  • Штраф до 5000000 рублей;
  • Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 80 до 100;
  • Штраф в размере зарплаты осужденного за 5 лет;

Внимание При этом в любом случае осужденный так же лишается возможности занимать подобные должности на срок, установленный судом.

Максимальный срок запрета – 15 лет.

  1. Статья 291,1 УК РФ – посредничество при передаче взятки. По ней рассматриваются посредники и иные лица, участвующие в процессе передачи взятки но саму взятку не передающие и не получающие;
  2. – дача взятки. По ней наказывается лицо, взятку дающее;
  3. – мелкое взяточничество. Рассматривает взятки, размер которых незначителен и не превышает 10000 рублей.

Инфо Эти три статьи имеют важное дополнение, согласно которому обвиняемый будет освобожден от ответственности при условии его активного содействия раскрытию преступления.

Статья 290. Получение взятки

СТ 290 УК РФ.

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе — наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе — наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) — наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. 4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, — наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) с вымогательством взятки; в) в крупном размере, — наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового. 6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, — наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и 304 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени. 1. Под взяткой закон понимает деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, иные имущественные права.

Содержание указанных разновидностей взятки раскрывается в п.

9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24

«О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»

.

Взятка имеет исключительно имущественную природу и подлежит денежной оценке в приговоре суда; соответственно, не могут признаваться взяткой положительные отзывы, рецензии, услуги сексуального характера, оказываемые непосредственно дающим такую «взятку» лицом.

2. Объективная сторона получения взятки предполагает альтернативно возможные варианты: а) принятие взятки лично должностным лицом; б) принятие взятки родными или близкими должностного лица с его согласия или если оно не возражало против этого; в) принятие взятки посредником с последующей передачей взятки должностному лицу, его родным или близким; г) принятие взятки любым иным физическим или юридическим лицом по указанию должностного лица. При этом взятка получается либо за совершение конкретных действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), либо за способствование совершению указанных действий (бездействия), либо за общее покровительство или попустительство по службе (см.

п. 2 — 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24). 3. Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей; иные варианты окончания преступления раскрываются в п. 10 — 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г.

N 24. При этом действия (бездействие), за которые дается взятка, находятся за пределами состава преступления, однако в зависимости от времени их совершения выделяют два вида взятки: взятка-подкуп, при которой взятка передается до момента совершения интересующих действий (бездействия), и взятка-вознаграждение, при которой взятка передается после совершения интересующих действий (бездействия).
N 24. При этом действия (бездействие), за которые дается взятка, находятся за пределами состава преступления, однако в зависимости от времени их совершения выделяют два вида взятки: взятка-подкуп, при которой взятка передается до момента совершения интересующих действий (бездействия), и взятка-вознаграждение, при которой взятка передается после совершения интересующих действий (бездействия). Предшествующей обусловленности взятки при этом не требуется (п.

8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г.

N 24). 4. Субъект специальный: кроме российских должностных лиц (см.

комментарий к ст. 285 УК), им также могут быть иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации (примечание 2 к ст. 290 УК). 5. Квалифицирующие признаки состава преступления связаны: а) с размером взятки (ч.

2, п. «в» ч. 5, ч. 6; примечание 1 к ст.

290 УК); б) незаконностью действий (бездействия), за которые получается взятка (ч. 3; п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24). В случае если получающий взятку совершает за взятку иное преступление, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений (п.

22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г.

N 24); в) признаками специального субъекта или соучастием в получении взятки (ч. 4, п. «а» ч. 5; п. 15 — 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г.

N 24); г) вымогательством взятки (п.

«б» ч. 5; п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г.

N 24). 6. Получение взятки следует отличать от (см. п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24). 1. УК РФ связывает предмет преступления только с выгодами имущественного характера: взятка может выражаться в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав.

Принятие перечисленных предметов и прав оценивается как получение взятки и в тех случаях, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу. 2. Под деньгами закон подразумевает денежные знаки в российской или иностранной валюте, находящиеся в обращении либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену на новые. Ценной бумагой называется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

К ценным бумагам относятся государственные и негосударственные облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции и другие документы, которые законодательством РФ отнесены к категории ценных бумаг (, ). 3. Понятия незаконного оказания услуг имущественного характера и предоставления имущественных прав разъясняются в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24

«О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»

.

4. Получение взятки квалифицируется по ч. 1 ст. 290 УК при условии, что стоимость предмета преступления превышает 10 тыс. руб. 5. Объективная сторона преступления заключается в получении взятки лично или через посредника.

Под получением взятки лично следует понимать ее фактическое принятие не только самим должностным лицом, но и его родными или близкими с его согласия или при отсутствии его возражений. Получение взятки через посредника означает, что должностное лицо получает взятку не из рук взяткодателя, а от лица, которое выступает в роли передаточного звена между взяткодателем и взяткополучателем. 6. Само по себе получение должностным лицом имущественной выгоды еще не означает получения взятки.

Необходимым признаком этого преступления является обусловленность взятки последующими действиями должностного лица. Это значит, что взяткодатель не просто вручает должностному лицу подарок, а передает материальные ценности либо предоставляет услугу имущественного характера за то, что должностное лицо совершит (или не совершит) в его пользу ответные действия.

Закон предусматривает четыре формы желательного для взяткодателя поведения должностного лица в ответ на передачу ему взятки — она вручается под условием, что за взятку должностное лицо совершит в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действия (бездействие), которые: а) входят в служебные полномочия должностного лица; б) не входят в его служебные полномочия, но оно может способствовать совершению таких действий (бездействия) в силу своего должностного положения; в) выражают общее покровительство взяткодателю со стороны должност ного лица; г) означают попустительство взяткодателю по службе со стороны должностного лица.

7. Под совершением действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица, следует понимать совершение или воздержание от совершения в интересах взяткодателя действий, которые входят в круг служебных полномочий должностного лица и которые оно должно было или могло совершить по службе.

8. Способствование виновным благодаря своему должностному положению совершению желательных для взяткодателя действий, которые не входят в его служебные полномочия, означает использование значимости и авторитета занимаемой взяткополучателем должности, его начальственного положения по отношению к лицам, в непосредственном ведении которых находится интересующий взяткодателя вопрос, а также служебных отношений с другими должностными лицами. В данном случае взяткодатель использует не свои служебные полномочия, а свое служебное положение, понимаемое в широком смысле.

Однако нужно иметь в виду, что использование лицом не служебных, а личных отношений с должностными лицами, полномочными решать нужный вопрос, не означает использования служебного положения.

9. Третий вариант желательного для взяткодателя поведения должностного лица заключается в общем покровительстве по отношению к взяткодателю.

Между тем, Пленум Верховного Суда РФ необоснованно сузил эту форму, толкуя ее как общее покровительство по службе, понимая под ним незаслуженные поощрения, необоснованное продвижение по службе, совершение иных покровительственных действий в отношении подчиненного, не вызываемых необходимостью (п. 5 указанного постановления). На самом же деле взятка за общее покровительство вполне может быть получена должностным лицом, которому взяткодатель не подчинен по службе, не подконтролен и не поднадзорен (например, руководитель строительной фирмы по отношению к главе администрации района).

10. Попустительство по службе означает непринятие должностным лицом мер в отношении подчиненных, совершающих дисциплинарные проступки, допускающих упущения по работе и т.п. (п. 4 названного постановления).

11. Итак, необходимым признаком получения взятки является ее обусловленность определенными ответными действиями должностного лица. Это в равной мере касается как взятки-подкупа, когда она предшествует желательным для взяткодателя действиям должностного лица, так и взятки-вознаграждения, при которой взятка вручается должностному лицу после совершения им действий (бездействия) в интересах взяткодателя.

Если же должностное лицо совершает по службе законные и целесообразные действия, не рассчитывая на вознаграждение от частных лиц, а затем получает от заинтересованного лица заранее не обещанную, а потому неожиданную благодарность в материальной форме, то состав получения взятки отсутствует. 12. Обусловленность взятки ответными действиями взяткополучателя — необходимое условие его уголовной ответственности.

Однако сами эти действия находятся за рамками объективной стороны получения взятки, их фактического совершения не требуется для квалификации действий взяткополучателя. Даже если, получая взятку, должностное лицо реально не собиралось выполнять требование взяткодателя, состав преступления имеется. Однако в случаях, когда должностное лицо принимает вознаграждение за совершение заведомо невыполнимых действий, которые не входят в его компетенцию, и оно объективно не может ни совершить их, ни способствовать их совершению другим должностным лицом, деяние должно квалифицироваться не как получение взятки, а как мошенничество (п.
Однако в случаях, когда должностное лицо принимает вознаграждение за совершение заведомо невыполнимых действий, которые не входят в его компетенцию, и оно объективно не может ни совершить их, ни способствовать их совершению другим должностным лицом, деяние должно квалифицироваться не как получение взятки, а как мошенничество (п.

24 указанного постановления). 13. Получение взятки следует считать оконченным преступлением в момент фактического принятия должностным лицом хотя бы части оговоренной взятки (п.

10 указанного постановления). Если должностному лицу не удалось получить взятку по причинам, не зависящим от его воли, его действия надлежит квалифицировать как покушение на получение взятки.

Однако покушением нельзя признать предложение должностного лица дать ему взятку, как и изъявление его согласия на принятие предложенной взятки, если это лицо не совершило никаких конкретных действий для реализации высказанного намерения. В случаях, когда предметом преступления являются незаконные услуги имущественного характера, преступление окончено с начала выполнения с согласия должностного лица действий, непосредственно направленных на приобретение им имущественных выгод (п. 11 постановления). 14. Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом и корыстным мотивом, который с необходимостью вытекает из сущности данного преступления.

15. Субъект преступления (ч. 1) — специальный: должностное лицо, не занимающее государственных должностей Российской Федерации или субъекта РФ либо должности главы органа местного самоуправления, а также иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации (см. примечание 2 к ст. 290 УК). 16. Квалифицированный состав (ч. 2) предполагает получение взятки в значительном размере (т.е.

на сумму свыше 25 тыс. руб. — примечание 1). 17. Квалифицированный состав (ч.

3) предполагает получение взятки за незаконные действия, т.е.

за неправомерные действия, которые не вытекали из служебных полномочий взяткополучателя или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления или иного правонарушения. Для квалификации преступления по этому признаку определяющим является получение взятки под условием совершения незаконных действий, а не фактическое их совершение.

Если за взятку должностное лицо реально совершает незаконные действия, не являющиеся преступными, то их совершение охватывается частью 3 ст. 290 УК, а если такие действия содержат состав иного преступления (служебного подлога, злоупотребление должностными полномочиями, фальсификация доказательств и т.д.), то они требуют самостоятельной квалификации.

Примечательно, что в законе не используется признак заведомой незаконности.

18. Особо квалифицирующим признаком (ч. 4 ст. 290 УК) является получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно должность главы органа местного самоуправления. Этот признак имеет такое же содержание, что и в ст.

285-287 УК. 19. Более опасная разновидность получения взятки характеризуется тем, что она получена группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо с вымогательством взятки, либо в крупном размере (ч. 5). 20. Получение взятки по предварительному сговору группой лиц (п.

«а») означает, что в преступлении участвовали два или более должностных лица, заранее договорившихся о совместном получении взятки с использованием служебного положения каждым из виновных.

При этом не имеет значения, какая часть взятки была получена каждым из этих лиц. Преступление окончено, когда любая часть взятки получена хотя бы одним должностным лицом.

Действия лиц, не являющихся должностными, участвующих в получении взятки группой лиц по предварительному сговору, квалифицируются как посредничество во взяточничестве (п. 15 постановления). 21. Под организованной группой (п. «а») понимается созданная для многократного получения взяток устойчивая группа, в которую помимо одного или нескольких должностных лиц могут входить и лица, не являющиеся должностными, действия которых должны квалифицироваться по ч.

4 ст. 290 УК без ссылки на ст.

33 УК (п. 16 постановления). 22. Вымогательство взятки (п. «в») означает требование должностного лица дать ему взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить вред правам и законным интересам гражданина, либо поставление его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (п.

18 постановления). В то же время нельзя считать вымогательством простое предложение должностного лица дать ему взятку, а равно требование взятки под угрозой совершения законных действий (от которых, понятно, не могут пострадать правоохраняемые интересы взяткодателя). Если с согласия или по указанию должностного лица вымогателем выступает другое лицо, не являющееся получателем взятки, его действия следует квалифицировать как посредничество во взяточничестве (п. 19 постановления). 23. Крупный размер взятки (п.

«в») означает, что сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера превышают 150 тысяч рублей (примечание 1).

24. Самый опасный вид взяточничества — получение взятки в особо крупном размере (ч. 6), т.е. на сумму свыше 1 млн руб. (примечание 1). 25. Если заранее оговоренный размер взятки был значительным, крупным либо особо крупным, однако фактически полученное должностным лицом незаконное вознаграждение не образовало указанный размер (например, когда взятку в крупном размере предполагалось передать в два приема, а взяткополучатель был задержан после передачи ему первой части взятки), содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки или посредничество во взяточничестве соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере (п.

10 постановления).

Получение взятки должностным лицом

» » Последнее обновление — Март 2022Довольно часто встречается два типа людей. Одни считают, что все возможно решить за деньги или другие материальные блага. Другие готовы «помочь» в любых вопросах за вознаграждение даже если для этого придется преступить закон, нарушить данные при поступлении на службу и работу клятвы и присяги, обещания выполнять свой долг честно, работать на благо общества и государства.

Первым, возможно, придется отвечать за дачу, а вторым – за получение взятки.

За период январь-сентябрь 2020 года правоохранителями зарегистрировано 1 490,9 тыс. преступлений, 0,7% из них – факты, связанные со взяточничеством (10 179). Из этого внушительного количества 2 974 – это получение взятки.

Их число возросло на 8,9%. За это преступление ответственность установлена сразу двумя нормами УК РФ – ст. 290 «Получение взятки» и . Составы этих преступлений фактически одинаковы, разница – в сумме взятки: по ст. 291.2 наказывается получение взятки до 10 тыс.

руб., по ст. 290 – более этой суммы.

Административной ответственности за это деяние не существует. Взяткой применительно к уголовному праву называют незаконное вознаграждение, получаемое должностными лицами за различные действия, бездействие, сопряженные с осуществлением ими полномочий по службе. Это всегда материальная выгода для ее получателя, имеющая денежное выражение.

Таким образом, для ответственности по УК вознаграждение должно быть:

  1. получено за действия или бездействия, относящиеся к полномочиям взяточника, или, исходя из занимаемого поста, он мог их совершить либо им поспособствовать.
  2. незаконным;
  3. получено человеком, отвечающим указанным в законе признакам;

Подробно: Состав преступления – наличие четырех обязательных составляющих (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона). При отсутствии одной из составляющих, наказание не последует.

Объектом рассматриваемого преступления, то есть тем, чему наносится непосредственный вред совершенным деянием, выступает нормальная, в соответствии с требованиями закона деятельность органов государственного аппарата.

Из определения взятки следует вывод, что субъектом ее получения, то есть тем, кто может привлекаться к ответственности за это преступное деяние, может являться специальный субъект. К нему, помимо общих требований о возрасте наступления ответственности (16 лет) и вменяемости, предъявляются специфические требования.

По ст. 290 будут отвечать:

  • Иностранное должностное лицо – замещающее должность в органе гос. власти другого государства, либо выполняющее публичную функцию (судья, министр и пр.).
  • Должностное лицо – его черты приведены в Примечании к ст. 285.
  • Должностное лицо публичной международной организации – гражданский служащий или другой человек, уполномоченный действовать от ее имени.

Субъективной стороной (отношением самого преступника к содеянному) здесь бывает только прямой умысел. Виновный не может не осознавать, что против установленных законом норм и правил получает ценности за действия или бездействие, связанные с его службой, его проступок наносит вред эффективному и отлаженному механизму управления государством, желает его наступления. Здесь имеет место только корыстный мотив.

Объективная сторона (те действия, которые образуют преступное деяние) состоит непосредственно в получении взятки. Взятка может быть получена за:

  • Покровительство, попустительство по службе. К таковым возможно отнести необоснованное поощрение, премирование, внеочередные отпуска, продвижение по службе без необходимых к этому предпосылок и т. д.
  • Незаконные действия, бездействие. К примеру, избавление правонарушителя от ответственности, обязанности устранить нарушения (прекратить торговлю, снести незаконное строение, выселиться), выдача специальных разрешений, прав вопреки процедуре или когда имеются явные основания для отказа в их выдаче. Включение не соответствующих действительности данных в важные документы, снятие ареста на имущество, непринятие мер к его наложению в рамках исполнительного производства и т. д.
  • Действия или бездействие в пользу взяткодателя, когда они относятся к полномочиям взяткополучателя или, он может им поспособствовать. К примеру, трудоустроить, ускорить разрешение интересующего взяткодателя вопроса, обращения, выдачу лицензии, свидетельства, разрешения и т. п. Но только при условии, что это можно сделать по закону или не запрещено.

Окончание преступления законодатель связывает с принятием взяткополучателем уже части оговоренного объема ценностей.

Сам момент передачи – до или после обещанных действий или бездействия, выгодных и желаемых для дающего – значения для оценки деяния не имеет.

Не принимается во внимание также, выполнил ли взяткополучатель обещанное, получил ли он возможность распоряжаться полученным как своим собственным.

В зависимости от предмета взятки момент завершения получения взятки условно можно подразделить на следующие:

  • Имущественные услуги, выгоды – окончание преступления связывают с моментом, когда взяточник приступил к пользованию услугой или выгодой, получил документы на нее (путевку, билет), либо с его согласия начались действия по их получению (например, начался ремонт, строительство, заключен договор кредитования по более низкой, чем предусмотрено, процентной ставке).
  • Деньги, ценные бумаги – преступление будет окончено, когда взятка будет принята. Если передача денег происходит в виде перечисления на подконтрольный счет – с момента их зачисления на этот счет.
  • Имущество, права на него – преступление завершено с момента их юридически подтвержденного приобретения (перехода).
  1. Получение взятки с использованием услуг посредникаи самим должностным лицом наказываются одинаково.
  2. Получение взятки, когда этот процесс контролировался правоохранителями при реализации оперативно-розыскного мероприятия (ОРМ) оценивают как оконченное преступление по ст.

    290 УК РФ.

  3. Взяткополучатель будет отвечать по ст. 290 даже если предмет, передаваемый в качестве взятки, получит по его указанию другой человек.
  4. Обещание, предложение принять взятку может рассматриваться как умышленное создание условий для этого, при определенных условиях могут квалифицироваться как приготовление к этому (ч.

    1 ст. 30).

  1. Принятие ценностей за использование только личных отношений не расценивается как получение взятки. Например, руководитель какого-либо госоргана за вознаграждение просит помочь взяткодателю своего знакомого, родственника, которые не зависят от него по службе, в другом госоргане, его подразделении или организации.

    Мера его ответственности зависит от конкретных обстоятельств – от дисциплинарной за коррупционный проступок до уголовной по другим нормам УК.

  2. Лица (не правоохранители), создавшие искусственную ситуацию и доказательства получения должностным лицом взятки, заведомо знающие о том, что оно не соглашалось, отказалось ее принять, понесут ответственность по ст. 304 УК РФ «Провокация взятки». Спровоцированный ответственности при таких обстоятельствах не подлежит.
  3. Если ценности принимаются не лично для должностного лица, материальной выгоды ни он, ни его близкие не приобретают, содеянное не расценивается как деяние по ст.

    290 УК РФ.

  4. Не станет наказуемым по ст.

    290 УК РФ деянием принятие денег и прочего за действия, связанные с выполнением профессиональных обязанностей, но не касающиеся властных и других полномочий, характеризующих должностное лицо.

    К примеру, получение награды бухгалтером за выполнение каких-либо его обязанностей, не связанных с распределением денег.

  5. Если взяткополучатель не уполномочен или не может оказать содействие в решении вопроса взяткодателя, но вводит его в заблуждение в том, что он в силу служебного положения может «помочь», если есть умысел на завладение передаваемыми материальными благами, такие действия могут оценить мошенничеством с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 159).
  1. При оценке группового деяния исходят из целой суммы взятки, предназначавшейся всем участникам группы, а не каждому.
  2. О получении взятки группой лиц по предварительному сговору говорят, если принимали участие 2 и больше должностных лиц.

    При этом ими должно быть заблаговременно достигнуто соглашение, что преступление они совершат вместе посредством принятия каждым своей части взятки за «оказание помощи» своими служебными полномочиями.

    Это деяние окончено, когда хотя бы один из участников примет взятку.

    Действия иных участников группы, не имеющих статуса должностного лица, расценивают как .

  1. Одним деянием по ст. 290 станет получение ценностей от нескольких лиц за совершение одного действия в интересах их всех.
  2. Систематическое принятие взятки от одного человека (за покровительство, к примеру), если такие действия были охвачены одним умыслом, расценивается как одно получение взятки.
  3. Единовременное получение взятки от двух и больше человек расценивается как несколько преступлений, если для каждого взяточник совершает отдельное действие.

При получении части оговоренной взятки, взяткополучателю вменяется вся сумма, которая предполагалась, а не только та, которую он получил.

Факт пресечения преступления до получения оставшейся части – не причина оценивать содеянное как покушение на ст. 290. Это согласуется с мнением Верховного суда, изложенного в Постановлении Пленума по коррупционным преступлениям. Именно поэтому обычно сотрудники органов не вмешиваются в процесс получения взятки до принятия ее хоть и мизерной части, позволяют фигуранту ее принять, после чего пресекают дальнейшее совершение преступления.

Покушение на получение взятки — когда оно не состоялось по объективным причинам, которые не зависели от взяткополучателя, при том, что со своей стороны он сделал все, чтобы ее получить. Покушение вводит ограничение на назначение наказания за получения взятки на не более три четверти от самого сурового по ст. 290 УК РФ. К покушению в данном случае можно отнести, к примеру, получение муляжа денег, копий дорогих предметов и т.

д. Ответственность за получение так называемой «взятки за законные действия» в размере от 10 тыс.

рублей, то есть на что взяткополучатель по службе имеет полномочия, предусмотрена ч.

1 ст. 290. Она бывает в виде:

  • До 5 лет принудительных работ.
  • Исправительных работ от года до двух.
  • Штрафа в размере:
    • до 1 млн. руб.;
    • 10-50-кратной взятки.
  • Заключения до 3 лет.
  • до 1 млн. руб.;
  • 10-50-кратной взятки.

Кара за полученную «взятку за законные действия» в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.) последует в соответствии с ч.

2 анализируемой статьи. Это могут быть:

  • доход за 0,5-2 года;
  • До 6 лет лишения свободы.
  • Штраф:
    • 200 тыс. – 1 млн. руб.;
    • доход за 0,5-2 года;
    • 30-60-кратной взятки.
  • 200 тыс. – 1 млн. руб.;
  • 30-60-кратной взятки.

Получение взятки за незаконные действия (бездействие) наказуемо по ч.

3 статьи. Например, прекращение уголовного дела в отсутствие оснований, укрытие преступления, возвращение прав до истечения срока лишения и пр. За это могут последовать:

  • доход за период 0,5 – 2 года;
  • 0,5-2 млн. руб.;
  • Лишение свободы 3-8 лет.
  • 40-70-кратная взятка.
  • Штраф:
    • 0,5-2 млн. руб.;
    • доход за период 0,5 – 2 года;
    • 40-70-кратная взятка.

Четвертой ч. ст. 290 установлена значительно более строгая ответственность за деяния по частям 1-3, совершенные людьми, замещающими:

  1. государственную должность субъекта РФ, учрежденную конституциями, уставами этих регионов для реализации полномочий госорганов (заместители глав, председатели, законодательных органов, избирательной комиссии, их заместители и прочие);
  2. должность главы органа местного самоуправления.
  3. государственную должность РФ, учрежденную Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами (должности Правительства, Федерального Собрания, Государственной Думы, министры, Уполномоченные, некоторые судьи и др.);

За это деяние им могут угрожать:

  • 1-3 млн.

    руб.;

  • 60-80-кратная сумма полученной взятки.
  • доход за 1-3 г.;
  • Штраф:
    • 1-3 млн. руб.;
    • доход за 1-3 г.;
    • 60-80-кратная сумма полученной взятки.
  • Лишение свободы 5-10 лет.

Еще 1 блок усугубляющих наказание обстоятельств представлен ч. 5 ст. 290. Это совершение преступления, предусмотренного частями 1,3 и 4:

  1. группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а»);
  2. в крупном размере свыше 150 тыс. руб. (п. «в»).
  3. с вымогательством взятки (п. «б»);

Полезно: За это преступление может последовать:

  • 2-4 млн.

    руб.;

  • доходы за 2-4 года;
  • Штраф:
    • 2-4 млн. руб.;
    • доходы за 2-4 года;
    • 70-90-кратная сумма взятки.
  • 7-12 лет лишения свободы.
  • 70-90-кратная сумма взятки.

Наиболее суровое наказание грозит по ч. 6 ст. 290 за деяния по частям 1, 3, 4 и пунктам «а», «б» ч. 5 за получение предусмотренной ими взятки в особо крупном размере (больше млн.

руб.):

  • 80-100-кратная сумма взятки.
  • 3-5 млн. руб.;
  • Тюремное заключение 8-15 лет.
  • доходы за 3-5 лет;
  • Штраф:
    • 3-5 млн. руб.;
    • доходы за 3-5 лет;
    • 80-100-кратная сумма взятки.

Дополнительное наказание назначается на усмотрение суда:

  1. По всем остальным частям статьи лишение права занимать должности применяется со всеми видами основного наказания, а с лишением свободы может назначаться еще штраф.
  2. По первой части статьи лишение права занимать должности применяется со всеми предусмотренными ей видами наказания, кроме лишения свободы, с которым может назначаться только штраф.

Часть статьи 290Лишение права занимать должности и заниматься деятельностью, определенными в приговоре (лет)Штраф, кратный сумме взятки (взятка, умноженная на) 1до 310-20 2до 330 3до 540 4до 750 5до 1060 6до 1570 С лишением свободы могут применяться сразу оба вида доп.

наказания. С учетом всех обстоятельств и личности виновного суд может вовсе не назначить никакого дополнительного наказания. Преступления по ст. 290 УК РФ относятся к разным категориям тяжести и, соответственно, имеют различный привлечения за них к уголовной ответственности, исчисляемый с даты совершения преступления.

Часть ст. 290 УК РФКатегория тяжести преступленияСрок давности 1Небольшая2 года 2Тяжкая6 лет 3Тяжкая6 лет 4Тяжкая6 лет 5Особо тяжкая15 лет 6Особо тяжкая15 лет По истечению этих сроков взяткополучатель наказания за содеянное не понесет, если их течение в предусмотренных законом случаях не приостанавливалось. Уголовный кодекс не устанавливает конкретной ответственности за действия правоохранителей, провоцирующие должностное лицо принять взятку. Эти действия совершаются в нарушение правил и порядка реализации оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), нацеленных на установление и закрепление фактов преступного поведения, четко прописанных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».

Это передача взятки по согласию должностного лица, когда оно было достигнуто как результат склонения его к получению «мзды» в ситуации, которая говорит о том, что если бы не вмешались сотрудники органов, умысел совершить это деяние не возник бы, и его никто бы не совершил. Эти условия исключают уголовную ответственность в связи с тем, что в действиях «взяточника» нет состава преступления. Такая практика наших судов сформировалась, в том числе, с учетом мнения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), рассматривавшего жалобы граждан РФ на необоснованное, противоречащее нормам права привлечение к уголовной ответственности, когда одним из основных доказательств вины являлись именно результаты ОРМ, как и по абсолютному большинству подобных уголовных дел.

Интересен в этом плане ряд решений ЕСПЧ, в частности по делу «Носко и Нефедов против РФ» от 30.10.2014. Проверки по сообщениям о фактах получения взяток и их расследование относятся к компетенции следователей Следственного комитета РФ. По общим правилам территориальной подследственности они проводятся по месту совершения преступного деяния, то есть тем отделом СК, на территории обслуживания которого получена взятка.

Сбор, оценка и оформление доказательств совершения преступления происходят по правилам, установленным УПК РФ только уполномоченными сотрудниками правоохранительных органов.

Доказательствами могут выступать любые сведения, анализ которых позволит прийти к заключению о том было ли преступление.

Их перечень указан в ст. 74 УПК РФ. Специфическим доказательством именно для уголовных дел о фактах получения взяток и др. являются результаты оперативно-розыскной деятельности, реализуемой по требованиям законодательства, оформленные соответствующим образом.

Это одно из важнейших доказательств совершения этих преступлений.

Обусловлено это сложностью доказывания факта передачи, получения ценностей, обстоятельств, в которых это происходило.

Однако полномочиями по проведению ОРМ следователи СК не наделены. Их проводят только специально уполномоченные сотрудники правоохранительных органов – полиции, ФСБ, УФСИН и т.д., как самостоятельно в порядке, определенном ФЗ «Об ОРД», так и по поручениям следователей.

Поэтому, можно сказать, что эти органы сопровождают уголовные дела еще со стадии получения сообщения о возможном совершении этого преступления и до направления дела в суд.

Вам помогла статья?ДаНет Взяточничество, в первую очередь, умаляет авторитет власти, формирует у граждан мнение о возможности избежать ответственности, «решить вопросы» с помощью денег или других материальных благ. Законодательство четко определяет условия ответственности за эти факты, однако существующие сложности в доказывании, множество нюансов, иногда позволяют взяточникам избежать заслуженной уголовной ответственности.

С другой стороны эти же обстоятельства способствуют в некоторых случаях излишне строгой ответственности и неверной квалификации действий должностных лиц.

Во всех случаях просто жизненно необходимо прибегать к юридической помощи квалифицированных и опытных именно в этой сфере специалистов.

(6 оценок, среднее: 4,83 из 5)

Загрузка.