Главная - Предпринимательское право - Сведенья по садовым товариществам

Сведенья по садовым товариществам


Особенности нового закона о садовых и огороднических товариществах


Содержание Причины выпуска нового закона, изменившего статус загородных некоммерческих объединений граждан Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – новый закон), принятый в конце июля 2017 года (), даже своим названием свидетельствует о грядущих изменениях, вызванных его появлением. Изменениям и дополнениям будут подвергнуты разом 39 ранее принятых законодательных актов. Видимо, по этой причине срок вступления нового закона в силу отложен до 1 января 2020 года с установлением переходного периода сроком в 5 лет со дня вступления в силу для завершения отдельных реорганизационных процедур. Основная цель нового закона, который сменит пока ещё действующий ФЗ

«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

(), может рассматриваться как попытка урегулирования ситуаций, сложившихся в «дачном хозяйстве» страны, в котором, где-то успешно, где-то и не очень эффективно трудятся на своё благо 60 миллионов садоводов, дачников и огородников, а это, ни много ни мало, практически половина российского населения.

Самыми болезненными проблемами, вызывающими большие нарекания, как выяснили законодатели при подготовке закона, начавшейся в 2014 году, стали следующие:

  • дороговизна бурения и строительства скважин на воду в садоводствах или на отдельных участках, стоимость которых выливается во внушительные размеры (от 1 млн. руб. до 2.5 млн.руб.) и без которых, в отсутствие централизованного водопровода, пребывание на дачах становится просто немыслимым,
  • отсутствие реальной поддержки со стороны муниципалитетов уже действующим и образующимся новым дачным и садовым товариществам по обеспечению их инженерными коммуникациями.
  • множественность организационных форм дачных и садоводческих объединений (ДНП, СНТ, различные садоводческие и дачные кооперативы и иные варианты, все совместно представлявшие 9 самостоятельными юридическими формами некоммерческих объединений граждан, создававшихся для ведения загородного хозяйства),
  • былые административные гонения за строительство жилых домов на садовых и дачных участках, а соответственно, и невозможность регистрации (прописки) в возведённых на участках капитальных строениях, абсолютно пригодных для проживания,
  • нередкие для многих садоводческих и дачных товариществ злостные поборы в виде членских и иных видов взносов,

Новые организационные формы некоммерческих объединений граждан для ведения загородного хозяйства Из нового закона исключена такая правовая организационная форма объединений граждан, как «дачное некоммерческое товарищество». Новый закон ликвидировал искусственно сформированное и до сих пор существующее различие между дачными и садоводческими товариществами, созданными в соответствии с упомянутым уже ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и установил только 2 вида юридического статуса загородных объединений граждан:

  • огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ).
  • садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ),

О правах индивидуалов, не желающих вступать в товарищество, изложено ниже.

А пока рассмотрим, что нового будет в СНТ и ОНТ. Садоводческое некоммерческое товарищество и огородническое некоммерческое товарищество являются видами товарищества собственников недвижимости. Новые садовые и огородные земельные участки, как и ранее, образуются из земель населённых пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения.

Каждый садовый или огородный земельные участки могут быть включены в границы только одной территории садоводства или огородничества. Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных участках, расположенных в границах территории товарищества, может проводиться правообладателями участков в следующих организационно-правовых формах:

  • с участием в товариществах,
  • без участия в товариществах.

В соответствии с новым законом, установлено, что товарищество может быть образовано с минимальным число членов в 7 человек (часть 2 статьи 16 нового закона).

Если требование по численности членов товарищества не будет соблюдаться, то такое некоммерческое объединение может быть ликвидировано по решению суда:

  • по иску органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества,
  • по иску органа госвласти субъекта РФ,
  • по иску собственника или правообладателя садового или огородного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества.

При ликвидации товарищества имущество общего пользования товарищества (за исключением недвижимого имущества общего пользования, находящегося в собственности товарищества и оставшегося после удовлетворения требований кредиторов), передаётся собственникам участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ, пропорционально их площади, причём вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества (пункт 1 статьи 28 нового закона).

Законом также определены положения, касающиеся:

  • прав и обязанностей органа управления товарищества.
  • оснований и порядка принятия в члены товарищества,
  • прав и обязанностей членов товарищества,
  • оснований для прекращения членства;

Данным вопросам посвящены несколько глав и статей закона, в том числе и статья 8, раскрывающая основные положения Устава товарищества. Высшим органом товарищества является общее собрание его членов.

Оно является правомочным, если на собрании присутствует более 50% членов товарищества. Органом управления каждым из новых видов товариществ является, в общем-то, прежний орган, но с частично изменившимися полномочиями:

  • председатель, представляющий единоличный исполнительный орган,
  • ревизионная комиссия (ревизор), подотчётная общему собранию членов товарищества.
  • правление, являющееся постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом с предельной численностью не менее 3-х человек, но не более 5 % от числа членов товарищества, что не только создаёт определённое удобство в «управляемости» самим правлением со стороны членов товарищества, но и снижает размер членских взносов на содержание правления с уменьшившейся численностью,

Правление товарищества подотчетно общему собранию СНТ или ОНТ. Избираться орган управления будет уже на 5 лет, а не на 2 года, как сейчас и до 01.01.2019 г.

Несмотря на заметно больший срок его полномочий, по решению общего собрания членов товарищества, за неудовлетворительную работу председателя или нерадивых членов правления можно будет отстранить и переизбрать в любой назревший момент. Заседание правления товарищества правомочно, если на нем присутствует не менее половины его членов.

Решения правления товарищества принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов правления.

При равенстве голосов голос председателя товарищества является решающим. Возможность изменения СНТ на ТСЖ По решению общего собрания членов СНТ, собственники садовых участков вправе изменить существующий вид объединения на товарищество собственников жилья (ТСЖ).
Организационно-правовая форма товарищества собственников недвижимости в этом случае не меняется, но основным требованием для такой процедуры становится соответствие ТСЖ нормам жилищного законодательства РФ, регулирующего создание ТСЖ с одновременным удовлетворением следующих условий:

  • на всех садовых земельных участках, расположенных в границах территории садоводства, размещены жилые дома.
  • территория садоводства находится в границах населенного пункта;

Изменение вида садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) на товарищество собственников жилья (ТСЖ) реорганизацией не считается (пункт 2 статьи 27 нового закона).

Возможность изменения СНТ или ОНТ на иной вид деятельности товарищества Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество может поменять вид деятельности, опять-таки по решению общего собрания:

  • на производство, переработку и сбыт продукции растениеводства,
  • иную деятельность, не связанную с ведением садоводства и огородничества и допускающую создание потребительского кооператива.

Создание производственного кооператива является реорганизацией прежней организационно-правовой формы СНТ или ОНТ (пункт 1 статьи 27 нового закона), а значит, требует внесения изменений в ЕГРН.

Нужно или нет менять документы на узаконенные постройки в переходный период и после?

Для переходного периода, который растянется на 5 лет, то есть до 1 января 2024 года, новый закон определил следующие положения:

  1. ДНП, дачные кооперативы, дачные хозяйства, огороднические партнёрства и другие некоммерческие организации граждан, созданные до 1 января 2020 года, реорганизовывать не требуется.
  1. С 01.01.2019 г. ко всем созданным ранее садоводческим или дачным некоммерческим партнёрствам, а также огородническим некоммерческим партнёрствам будут применяться требования нового закона даже до приведения их уставов в соответствие с новым законом:
  • или в соответствии с положениями о садоводческих некоммерческих товариществах,
  • или в соответствии с положениями об огороднических некоммерческих товариществах.
  1. Приведение учредительных документов садоводческих или дачных некоммерческих партнёрств и огороднических некоммерческих партнёрств, созданных до введения нового закона, производится после вступления нового закона в силу через внесение изменений:
  • изменения наименований некоммерческих объединений при этом не требуется, но может проводиться по желанию заинтересованных сторон,
  • в учредительные документы (правоустанавливающие, устав и иные документы) и регистрации этих изменений в ЕГРН,
  • изменение наименований не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования.
  1. Здания на садовых участках, зарегистрированные в ЕГРН до 01.01.2019 г.

    с назначением “жилое”, “жилое строение”, признаются жилыми домами:

  • замена документов и наименований зданий может быть выполнена по желанию правообладателей объектов недвижимости.
  • замены ранее выданных документов на зарегистрированные в ЕГРН до 01.01. 2020 г. здания или внесение изменений в документы на них, изменений в записи ЕГРН, а также замены наименований объектов недвижимости не требуется,
  1. Расположенные на садовых участках нежилые здания, строения для сезонного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей и не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, зарегистрированные в ЕГРН до 01.01.

    2020 г., признаются садовыми домами:

  • замена документов и наименований перечисленных строений может быть выполнена по желанию их правообладателей.
  • замены ранее выданных документов на зарегистрированные в ЕГРН до 01.01. 2020 г. указанные строения или внесение изменений в документы на них, изменений в записи ЕГРН, а также замены наименований объектов не требуется,

Реестр членов товарищества Распределение участков между членами товарищества проводится на основании решения общего собрания членов товарищества в соответствии с реестром членов товарищества.

Садовые и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ. Реестр членов товарищества должен быть сформирован в течение 1 месяца со дня государственной регистрации СНТ или ОНТ в ЕГРН (статья 15 нового закона).
Реестр членов товарищества должен быть сформирован в течение 1 месяца со дня государственной регистрации СНТ или ОНТ в ЕГРН (статья 15 нового закона). Создаёт реестр председатель товарищества или уполномоченный на это член правления.

Реестр членов товарищества содержит следующие сведения:

  • о членах товарищества,
  • кадастровый (условный) номер каждого земельного участка, правообладателем которого является член СНТ или ОНТ (после осуществления распределения земельных участков между членами товарищества).

Члены товарищества обязаны предоставлять достоверные сведения, необходимые для ведения реестра, и своевременно информировать председателя товарищества или уполномоченного члена правления об изменении сведений. Неисполнения требования о предоставлении сведений член СНТ или ОНТ несёт риск наложения на него расходов товарищества, связанных с отсутствием в реестре актуальной информации.

Принцип территориального подчинения товариществ Закон вводит принцип территориального подчинения, по которому запрещается действие на одной территории нескольких товариществ с общей инфраструктурой и одной территорией общего пользования.

Иными словами, садовое товарищество внутри огородного появиться не может. Цели введения этого принципа вполне очевидны:

  • установление юридических взаимоотношений между товариществами по использованию инженерной инфраструктуры и территории общего пользования,
  • исключение ситуаций “перетягивания” преимуществ в использовании, к примеру, трансформаторной будки, принадлежащей одному юридическому лицу, и пожарного водоёма, принадлежащего другому юридическому лицу, то есть расположенных на территориях разных юридических лиц (товариществ), но обеспечивающих электричеством и водой каждое из этих товариществ,
  • управление имуществом общего пользования в границах территории садоводства или огородничества может осуществлять только одно товарищество.

С момента введения нового закона в действие собственники садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ, вправе создать только одно садоводческое или огородническое некоммерческое объединение. Его границы должны определяться в соответствии с документацией по планировке территории:

  1. В границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества включаются земельные участки, соответствующие одновременно следующим требованиям:
  2. подготовка и утверждение проекта планировки территории для огороднического товарищества не требуются, а установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории ОНТ проводятся в соответствии с утверждённым проектом межевания территории.
  3. документация по планировке территории до её утверждения муниципальными властями должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества,
  • участки составляют единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования.
  • участки находятся в собственности учредителей товарищества,

При формировании новых садоводств и огородничеств и подготовке документации по планировке их территории в границы их территорий также включаются:

  • участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам (их общая площадь должна составлять не менее 20% и не более 25% суммарной площади садовых или огородных земельных участков, попадающих в границы территории садоводства или огородничества),
  • участки и территории общего пользования, определённые в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утверждённым проектом межевания территории).

Запрещено установление границ территорий садоводств или огородничеств, ограничивающих или прекращающих свободный доступ с иных земельных участков к территориям общего пользования или к земельным участкам общего пользования, расположенным за пределами границ образуемых территорий товариществ.

Имущество общего пользования в СНТ и ОНТ Одной из задач СНТ и ОНТ является управление имуществом общего пользования, расположенного в границах территории садоводства или огородничества и принадлежащего членам товарищества. К имуществу общего пользования, находящегося в границах территорий садоводческих или огороднических объединений, относится недвижимое имущество, которое отвечает одновременно следующим 2-м условиям:

  • имущество создано или приобретено после вступления в силу нового закона,
  • это имущество принадлежит собственниками земельных участков на праве общей долевой собственности пропорционально площадям их участков.

Такое имущество, представленное объектами капитального строительства и земельными участками общего назначения, используется исключительно для потребностей садоводов и огородников.

В перечень потребностей включаются:

  • водоотведение,
  • проходы и проезды к территории
  • сбор твёрдых коммунальных отходов и иные потребности,
  • движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества,
  • охрана,
  • снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом,

Земельные участки общего назначения, относящиеся к имуществу общего пользования, формируются при разработке документации по планировке территории садоводства или огородничества. Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, используют земельные участки общего назначения для прохода и проезда к своим земельным участкам на следующих условиях:

  • свободно,
  • без взимания платы.

Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей участков к своим земельным наделам. К основным целям создания имущества общего пользования новым законом отнесены:

  • размещение на участках общего пользования другого имущества общего пользования (например, спортивных или детских игровых площадок. их оборудование и т.д.).
  • использование всеми правообладателями земельных участков, находящихся в границах территории СНТ или ОНТ, для собственных нужд,

Имущество общего пользования СНТ или ОНТ может также принадлежать товариществу на праве собственности или ином праве, разрешённом гражданским законодательством.

После регистрации товарищества в ЕГРН, правообладатели входящих в него участков могут на общем собрании с присутствием 100% членов СНТ или ОНТ принять решение о желании приобрести доли в имуществе общего пользования в собственность, причём на безвозмездной основе и без выдела доли в натуре.

После регистрации в ЕГРН права собственности на долю имущества общего пользования на территории товарищества каждый из собственников такой доли неизбежно увеличивает и свою базу налогов. По решению общего собрания членов СНТ или ОНТ, имущество общего пользования может быть передано безвозмездно муниципалитету или в государственную собственность субъекта РФ, на территориях которого действует товарищество, при выполнении следующих условий:

  • есть согласие всех собственников садовых и огородных участков, оформивших и право общей долевой собственности на общее имущество на его передачу муниципалитету или в госсобственность.
  • имущество, по закону, может находиться в государственной или муниципальной собственности,
  • общим собранием членов товарищества принято решение о передаче имущества,

На недвижимое имущество общего пользования, находящееся в собственности товарищества, не может быть обращено взыскание. В случае ликвидации товарищества такое имущество безвозмездно передаётся в общую долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в СНТ или ОНТ, пропорционально их площади.

Передача производится вне зависимости от того, являлись ли собственники членами товарищества (пункт 2 статьи 28 нового закона).

Сделки с долями в праве общей собственности на имущество общего пользования При сделках с садовыми и огородными участками, сопровождающимися переходом права собственности на эти объекты недвижимости, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования от предыдущего владельца переходит к новому собственнику.

Собственник доли в праве общей собственности на имущество общего пользования не имеет право:

  • отчуждать долю отдельно от права собственности на свой садовый или огородный участок,
  • совершать действия, влекущие за собой передачу доли отдельно от права собственности на свой садовый или огородный участок.

Условия договора, по которому предметом сделки фигурирует:

  • переход права собственности на садовый или огородный земельный участок без перехода доли в праве общей собственности на имущество общего пользования,
  • переход права собственности на долю в праве общей собственности на имущество общего пользования без перехода права на садовый или огородный земельный участок,

являются ничтожными (в случае, если собственнику садового или огородного участка принадлежит такая доля). Взносы в СНТ и ОНТ Новым законом установлены лишь 2 вида взносов, которые должны вноситься членами СНТ или ОНТ в банке на расчётный счет товарищества (статья 14 нового закона):

  • целевые.
  • членские,

Вступительный взнос платить не придётся. Ограничены перечни задач, на которые можно расходовать взносы.

Так, членские взносы можно расходовать исключительно на хозяйственные нужды товарищества, связанные со следующими задачами:

  • с благоустройством земель общего назначения,
  • с выплатой заработной платы членам правления, с которыми товариществом заключены трудовые договоры,
  • с охраной территории садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности,
  • с проведением расчётов со снабжающими организациями – поставщиками тепловой и электрической энергии, воды, газа, водоотведения на основании договоров, заключенных с этими организациями,
  • с организацией и проведением общих собраний членов товарищества, с выполнением решений этих собраний,
  • с проведением расчётов с оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями,
  • с уплатой налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
  • с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе с уплатой арендных платежей за данное имущество,
  • с проведением аудиторских проверок товарищества,

Что касается целевых взносов, то возможности их расходования более разнообразны.

Связаны они со следующими задачами:

  • с подготовкой документации по планировке территории садоводства или огородничества,
  • с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка,
  • с реализацией мероприятий, намеченных решением общего собрания членов товарищества.
  • с проведением кадастровых работ для внесения в ЕГРН сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования,
  • с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования,

Суммарный ежегодный размер платы будет равен сумме ежегодных целевых и членских взносов члена товарищества.

Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества. При уклонении от уплаты взносов они взыскиваются товариществом с члена СНТ или ОНТ в судебном порядке.

Те индивидуальные садоводы и огородники, что не пожелали стать членами СНТ или ОНТ, будут обязаны платить взносы наравне с членами товариществ (статья 5 нового закона). Неуплата чревата теми же последствиями, что и для членов СНТ или ОНТ. В этом проявляется одно из отличий нового закона от действующего пока закона о дачниках, позволяющего индивидуалам вносить платёжи за пользование различными ресурсами (электричеством, водой, газом, если он подведён, а также за вывоз мусора и охрану) в размере, меньшем, чем у членов товарищества, и не платить взносы на зарплату председателя и членов правления СНТ или ОНТ.

Появятся при действии нового закона у индивидуалов и другие права – возможность участвовать в общих собраниях членов товариществ, голосовать по вопросам установления периодичности и размеров взносов. Не будет, по-прежнему, только права участвовать в выборах председателя и членов правления. Уставом СНТ или ОНТ могут предусматриваться случаи изменения размеров взносов для отдельных членов товарищества, учитывающие:

  • суммарную площадь объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке,
  • различный объём использования имущества общего пользования в зависимости от размера садового или огородного земельного участка,
  • размер доли в праве общей долевой собственности на земельный участок или на расположенные на нём объекты недвижимого имущества.

В общем случае, размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утвержденных общим собранием членов товарищества.

Также уставом может быть установлен порядок взимания и размер пеней в случае несвоевременной уплаты взносов. Неуплата пеней, как и неуплата взносов, влечёт их взыскание в судебном порядке.

Что разрешено строить на садовых и огороднических участках?

Новое строительство капитальных жилых домов для постоянного проживания, по введённому закону, разрешается только на садовых участках и только в том случае, когда такие земельные участки включены в территориальные зоны, предусмотренные правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), для которых:

  • в соответствии с градостроительными регламентами установлены предельные параметры разрешённого строительства.
  • утверждены градостроительные регламенты,

Хоть возведение жилых строений на садовых участках жилых домов дозволено и в настоящий период (2017 год), прописка в них превратилась в «сизифов труд» с положительным результатом только по решению суда, признавшего жилую постройку капитальной и пригодной для постоянного проживания.

Новый закон не только полностью легализовал такое строительство, но и регистрацию в жилом доме его обитателей, даже если построен он был или будет возведён в будущем на участке площадью 6 соток.

Кроме этого, новый закон упростил процедуру перевода уже существующего садового (то есть некапитальной постройки) дома в капитальное жилое строение и обратно.

Огороднические участки должны использоваться только для выращивания фруктов и овощей, но, тем не менее, на них можно возводить хозяйственные постройки. Тем застройщикам огороднических участков, что успели возвести на них, как разрешал (статья 33), “некапитальные жилые дома” и даже зарегистрировать собственность на них в ЕГРН, просто повезло, так как по новому закону считаться самостроем они не будут.

Для исключения неоднозначных трактовок об участках и постройках на них, которые будут использоваться с 1 января 2020 года, в законе специально расшифровываются все понятия (статья 3 нового закона):

  • хозяйственные постройки – сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.
  • садовый земельный участок – тот, что предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд, сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей,
  • огородный земельный участок – тот, что предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
  • садовый дом – здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании (строить садовые дома можно безо всяких разрешений и согласований),

О строительстве на садовых и огородных участках скважин на воду В отношении строительства на садовых и огородных участках скважин на воду, в соответствии с новым законом (статья 31), внесены изменения в ФЗ “О недрах”. Закон “О недрах” дополнен статьёй 192, в соответствии с которой:

  1. садоводческим и огородническим некоммерческим товариществам и правообладателям садовых или огородных земельных участков, находящихся в границах их территорий СНТ или ОНТ, предоставлено право пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод, используемых:
  • для личных, бытовых и иных задач, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,
  • для целей хозяйственно-бытового водоснабжения,
  1. добыча подземных вод может осуществляться в упрощённом порядке:
  • без проведения геологического изучения недр,
  • без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых,
  • без представления доказательств того, что товарищества обладают или будут обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
  • без согласования и утверждения технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами,
  • без геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр,

Главным требованием при строительстве скважин выдвинута необходимость соблюдения правил охраны подземных водных объектов, а также основных требований по рациональному использованию и охране недр.

Таким образом, некоммерческие организации, созданные для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйств до вступления в силу нового закона, вправе осуществлять добычу подземных вод для хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами. Требование об обязательном лицензировании скважин вступит в силу с 1 января 2020 года. Формы и порядок поддержки органами государственной власти и местного самоуправления ведения садоводства и огородничества Новым законом (статья 26) вводятся обязанности муниципалитетов по разработке своих муниципальных и инвестиционных программ поддержки садоводства и огородничества, предусматривающих, помимо просветительской работы по популяризации ведения садоводства и огородничества или введения специальных подразделений, занимающихся реализацией региональной и муниципальной политики по поддержке садоводства и огородничества, решение таких очень важных задач, как:

  • финансирование комплексных кадастровых работ применительно к кадастровым кварталам, в границах которых расположены территории садоводства или огородничества,
  • организация снабжения товариществ тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведением, снабжение топливом,
  • предоставление в приоритетном порядке государственной и муниципальной поддержки гражданам, имеющим право на внеочередное, первоочередное или иное льготное приобретение садовых и огородных участков,
  • безвозмездное приобретение в государственную собственность субъекта РФ или в муниципальную собственность имущества общего пользования (автомобильных дорог, объектов электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты), расположенного в границах территории садоводства или огородничества – в соответствии с заявлениями товарищества или участников общей долевой собственности на имущество общего пользования имущества,

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе осуществлять поддержку развития садоводства и огородничества в иных формах, установленных на местном уровне в соответствии с законодательством РФ.

На перечисленные задачи органы власти вправе использовать средства федерального бюджета.

Новый закон о садоводстве и огородничестве, как изменится жизнь «дачников» в нашей стране?

Прежде всего, хочу поприветствовать читателей и рассказать об основных новеллах связанных с вступлением в силу с 1 января 2020г. Федерального закона от 29 июня 2017 года №217 ФЗ

«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

.

Во-первых, закон внёс ясность в терминологию.

Он определяет такие объекты как, например, садовый дом – это здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании. Далее, хозяйственные постройки – это сараи, бани, теплицы, навесы, колодца, погреба и так далее. При этом, закон исключил традиционные понятия «дачи» и «дачные хозяйства».

По новому закону, дачников в нашей стране нет, теперь это садоводы либо огородники. Во-вторых, решен вопрос с организационно-правовыми формами объединений садоводов и огородников.

Раньше предусматривалось девять различных вариантов объединений. Сейчас установлена одна организационно правовая форма – это товарищество собственников недвижимости и два ее вида – либо садоводческое, либо огородническое некоммерческое товарищество. На садовых земельных участках, позволяется не только выращивать сельскохозяйственные культуры, но и возводить жилые садовые дома и хозяйственные постройки.

На огородных земельных участках возведение объектов недвижимости не допускается, они предназначены только для выращивания урожая.

На них можно возводить временные хозяйственные постройки.

Еще одно новшество – повышена прозрачность управления общим имуществом. Применён механизм передачи имущества в общую долевую собственность по модели аналогичной с многоквартирными жилыми домами. Земельные участки, на которых находятся в общем пользовании дороги, детские и спортивные площадки отныне являются общей долевой собственностью всех членов товарищества.

Ну, и, наконец, разрешился вопрос с пропиской садоводов в своих домах.

Если раньше это запрещалось и никак не регулировалось, то теперь закон напрямую разрешает прописываться в садовых домах либо жилых домах в садоводческих товариществах. Также, пользуясь случаем, хотелось бы развеять ряд «мифов» связанных с вступлением в силу Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ.

Миф 1. Теперь всем бывшим дачникам, а по-новому садоводам и огородникам в обязательном порядке надо регистрировать теплицы и иные хозяйственные постройки и затем платить за них налоги. Это не так, этим законом не вводятся новые виды налогов. Также не изменяется заявительный порядок кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости.
Также не изменяется заявительный порядок кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Он регулирует только особенности ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.

По закону налогооблагаемыми объектами являются находящиеся в собственности у граждан хозяйственные постройки будь то летние кухни, бани, теплицы и так далее, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее также ЕГРН). При этом, владелец хозяйственной постройки сам решает нужно ли ставить постройки на кадастровый учет в органах Росреестра и регистрировать права на них в ЕГРН.

От налогов освобождаются хозяйственные постройки площадью не более 50 кв. метров, расположенные на земельном участке предоставленным под личное подсобное хозяйство, садоводство, огородничество и индивидуальные жилые дома.

Такая льгота применяется только для одной хозяйственной постройки, не используемой в предпринимательских целях.

Поэтому простым любителям садоводства и огородничества, теплицы ставить на учет в ЕГРН не нужно. Миф 2. С принятием нового Федерального закона

«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд»

к садоводам и огородникам придут проверяющие из различных органов, чтобы установить есть ли на участке незарегистрированные постройки, нарушения целевого использования земельного участка и т.д. Это также не соответствует действительности.

Как было указано выше владелец хозяйственной постройки сам решает нужно ли ставить постройки на кадастровый учет в органах Росреестра и регистрировать права на них.

В связи с этим следует отметить, что законодательством как до вступления Федерального закона

«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд»

, так и сейчас предусмотрен муниципальный земельный контроль и государственный земельный надзор, как раз этим занимается Росреестр. Ежегодно мы планируем проведение надзора за целевым использованием земельных участков либо за возведением самовольных построек на земельных участках. Реагируем на каждую жалобу, поэтому каждый гражданин, если он считает, что соседи используют земельные участки не по целевому назначению, может обратиться в управление Росреестра по республике с жалобой.

Мы в обязательном должны отреагировать, выехать и проверить. Например, это может быть возведение теплиц для выращивания сельскохозяйственных культур с коммерческой целью — реализации и извлечения прибыли.

Миф 3. Владельцам бывших дачных и огороднических участков необходимо заново переоформлять свои права на предоставленные им ранее земельные участки и капитальные строения, права на которые уже были ранее зарегистрированы в установленном порядке. С 1 января 2020г. на землях огороднических некоммерческих товариществ нельзя , пусть даже и для сезонного проживания.

На земле, имеющей такое назначение, возможно возведение только некапитальных хозяйственных построек для хранения инвентаря или выращенной продукции. Если постройка на участке для огородничества не соответствует этим требованиям, зарегистрировать право собственности на неё у вас не получится до тех пор, пока не будет изменён вид разрешённого использования участка.

Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание, если на данный момент на вашем участке, имеющем «огородный» статус, имеется строение, а у вас на руках уже есть документ о праве собственности на этот объект недвижимости, выданный до 1 января 2020г., переоформлять его не надо.

Виды разрешенного использования земельных участков, как «огородный земельный участок», «для огородничества» и «для ведения огородничества», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными.

Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются огородными земельными участками. Дачные объединения автоматически становятся садоводческими.

При этом никто не вправе требовать смены статуса на огородническое товарищество.

На садовых участках можно строить капитальные строения (имеющие фундамент), в том числе жилые дома. Виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными.

Виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.

Полтора года без дач: эксперты напомнили о главных пунктах закона о СНТ

В Федеральной кадастровой палате в преддверии открытия дачного сезона разъяснили основные положения дачных поправок Фото: Dmitry Sedakov/shutterstock Почти полтора года назад вступил в силу новый закон о садоводстве и огородничестве (217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Эксперты Федеральной кадастровой палаты в преддверии открытия дачного сезона напомнили его основные положения. Закон вступил в силу 1 января 2020 года.

Он и все, что с ней связано. Теперь граждане могут создавать только садоводческие (СНТ) и огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ). Указанные товарищества являются товариществом собственников недвижимости (ТСН).

Cуществующие дачные объединения автоматически причислились к садоводческим. Реорганизация ранее созданных для целей ведения садоводства и огородничества некоммерческих объединений не требуется.

Кроме одного случая: в ТСН должны быть преобразованы ранее созданные садоводческие, дачные или огороднические потребительские кооперативы.

Фото: Irina N/shutterstock Еще одной важной новацией дачных поправок является законодательное закрепление прав и обязанностей граждан, занимающихся садоводством и огородничеством на территории товарищества без вступления в соответствующие некоммерческие товарищества.

«Теперь индивидуалы, как их привыкли называть, обязаны вносить плату за приобретение, создание и содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт капитальных объектов, входящих в такое имущество, причем в том же порядке, который устанавливается для членов товарищества. Такие лица вправе принимать участие в общем собрании товарищества, а по отдельным вопросам даже принимать участие в голосовании», — отметила эксперт Федеральной кадастровой палаты Надежда Лещенко.

Также новый закон устанавливает компетенции общего собрания членов объединения и компетенции его председателя и правления, нормирует ведение делопроизводства, возможные виды взносов. Фото: Arthur Lookyanov/shutterstock На садовом участке можно построить жилой или садовый дом, хозпостройки, индивидуальный гараж. Однако новый закон оговаривает, что возведение объектов капитального строительства (ОКС) на садовом участке возможно, только если участок расположен в границах территории, на которой допустимо капитальное строительство.

В данном случае параметры дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства.

Строительство объектов недвижимости на огородном участке запрещено. При этом закон предусматривает сохранение права на ранее возведенные хозпостройки и сооружения, если это право было зарегистрировано до 1 января 2020 года. Все дома, расположенные на садовых участках, сведения о которых внесены в Росреестр до 2020 года с указанием назначения «жилое» или «жилое строение», признаются жилыми домами.

Здания с назначением «нежилые», сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами.

Также дачные поправки позволяют перевести садовый дом в жилой и жилой — в садовый. Фото: Dmitry Sedakov/shutterstock В апреле этого года в силу вступил новый свод правил планировки и застройки территорий садоводческих товариществ. Правила носят рекомендательный характер.

Основная их цель — безопасность садоводов. Так, под строения рекомендуется отводить до 30% площади садового участка, а с учетом дорожек, площадок и других пространств с твердым покрытием — не более 50%.

Свод правил также разграничил объекты общего пользования на обязательные и дополнительные и уточнил площадь земель общего назначения. Теперь она должна составлять от 20% до 25% территории товарищества.

Появились и рекомендации по созданию необходимых условий для инвалидов и других маломобильных граждан, а также эвакуационных путей и выходов как из личных домов, так и из зданий общего пользования. Изменились и рекомендации, касающиеся минимальной площади личного садового участка: теперь она составляет не менее 0,04 га.

«Разумеется, это не значит, что уже существующие товарищества должны пройти через масштабный передел земельных участков. Новый свод правил касается вновь создаваемых объединений», — уточнила эксперт Федеральной кадастровой палаты. Фото: Andrey Orekhov/shutterstock Иногда у граждан возникает вопрос, возможно ли признать СНТ или ОНТ населенным пунктом.

Желание стать частью населенного пункта часто связано с трудностями обеспечения товариществ необходимой инфраструктурой. По словам эксперта, включение подобных товариществ в границы уже существующих поблизости населенных пунктов возможно.

Но для этого необходимо утверждение нового (или изменений действующего) генерального плана городского поселения или округа, схемы планирования муниципалитета, где товарищество расположено. Еще один важный пункт 217-ФЗ касается добычи товариществами подземных вод для организации хозяйственно-бытового водоснабжения.

До 2020 года лицензия на это не требовалась, однако теперь ее получение стало обязательным.

За пользование недрами без лицензии предусмотрены штрафы.

«Соответствующие поправки внесены в закон «О недрах»

. Обычным гражданам — то есть физическим лицам — такая лицензия не нужна, если их колодец глубиной не более 5 м, используется только для собственных нужд, если вода в него поступает не из горизонта-источника централизованного водоснабжения и объем извлекаемой воды — не более 100 куб.

м в сутки», — пояснила Надежда Лещенко. Ранее сообщалось, что Речь касается уровня шума, дыма с соседнего участка, а также сооружений, которые могут бросать тень на соседскую территорию.