Главная - Другое - Виды наказаний назначаемых несовершеннолетним во франции

Виды наказаний назначаемых несовершеннолетним во франции


Виды уголовных наказаний, назначаемых несовершеннолетним Текст научной статьи по специальности «Право»


Главным направлением в борьбе с организованной преступностью все же является общесоциальная профилактика: общее экономическое, политическое и социальное оздоровление страны в це-целом, демократизация деятельности властных структур, духовное и нравственное очищение людей. 3. Предлагаем в качестве формализованного критерия для расшифровки показателя устойчивости организованной группы использовать такой признак, как систематичность совершения преступных посягательств. Систематичность не сводится к повторению преступления. Она уже предполагает большее число фактов посягательств — три и более, отражающих антисоциальную направленность действий субъектов, серьезное возрастание уровня опасности объединения.

Литература Бюллетень Верховного суда РФ. — 2010. — № 8. М. В. Малинина Виды уголовных наказаний, назначаемых несовершеннолетним Наказания, применяемые к несовершеннолетним, имеют ряд особенностей, связанных с их возрастом, социальным положением и возможностями исправительного воздействия. Согласно п. «а» Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ни один ребенок не должен «быть подвергнут жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам наказания.

Ни смертная казнь, ни пожизненное заключение, не предусматривающие возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет» [1, с. 56]. Рассмотрим особенности конкретных видов наказаний. Штраф — назначается несовершеннолетним в размере от одной до пятидесяти тысяч рублей или в размере зарплаты, или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Это наказание может быть назначено, только если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок или имущество.

Суды назначают наказание в виде штрафа несовершеннолетним, объявленным полностью дееспособными. Оно может назначаться несовершеннолетним по смыслу закона как в качестве основного, так и дополнительного. Как правило, суды не назначают штраф подросткам в возрасте от 14 до 16 лет даже при наличии у них самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Как правило, суды не назначают штраф подросткам в возрасте от 14 до 16 лет даже при наличии у них самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Остальные требования закона о назначении штрафа как меры наказания и последствиях злостного уклонения от его уплаты предъявляются к несовершеннолетним на основании положений п. 3, 4 и 5 ст. 46 УК РФ (штраф).

Замена наказания в виде штрафа в случаях злостного уклонения от его уплаты осуществляется соответственно размеру назначенного штрафа в пределах установленных ч. 3, 4 и 5 упомянутой выше статьи. В соответствии с п. 3 ст. 31 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

«В случае неуплаты осужденным штрафа взыскание производится судебным исполнителем в принудительном порядке, в том числе путем обращения взыскания на имущество осужденного»

.

В законе нет никаких рекомендаций относительно несовершеннолетних.

Лишение права заниматься определенной деятельностью — в качестве основного рассматриваемое наказание целесообразно назначать виновному в преступлении подростку в случае, если выполняемая им работа являлась одним из условий, способствовавших совершению преступлений.

При назначении этого наказания необходимо исходить из положений ст.

26, 27 Гражданского Кодекса РФ («Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет») и гл. XII Кодекса законов о труде РФ («Труд молодежи»). По трудовому договору и по контракту несовершеннолетние могут работать по достижении ими 16-летнего возраста и лишь в исключительных случаях на такую работу могут приниматься лица, достигшие 15-летнего возраста.
По трудовому договору и по контракту несовершеннолетние могут работать по достижении ими 16-летнего возраста и лишь в исключительных случаях на такую работу могут приниматься лица, достигшие 15-летнего возраста.

С согласия родителей, усыновителей или попечителей или по решению суда несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возраста, могут заниматься предпринимательской деятельностью. Лишение права заниматься определенной деятельностью может быть назначено несовершеннолетнему, достигшему 16-летнего возраста, а в исключительных случаях, при наличии у него постоянной работы, — с 15 лет. В качестве дополнительного данный вид наказания может назначаться независимо от того, предусмотрен ли он в соответствующей статье УК или нет, здесь важен индивидуальный подход к каждому делу.

Контроль за исполнением данного вида наказания производится уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства осужденного несовершеннолетнего; Обязательные работы — содержание обязательных работ сводится к выполнению осужденным несовершеннолетним в свободное от учебы или основной работы время посильных для него общественно полезных работ, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной системой. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Согласно ч.

3 ст. 88 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Выполнение несовершеннолетним обязательных работ должно исполняться только в районе местожительства несовершеннолетнего и осуществляться с соблюдением норм трудового законодательства, согласно которому запрещается применение труда несовершеннолетних на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами), запрещается переноска и передвижение несовершеннолетним тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Несовершеннолетних запрещается также привлекать к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни.

Обязательные работы лицам в возрасте от 14 до 18 лет устанавливаются на срок от 40 до 160 часов и отбываются дифференцированно в соответствии с законом (ежедневная продолжительность в возрасте до пятнадцати лет — два часа, до шестнадцати лет — три часа).

В случае злостного уклонения от обязательных работ они могут быть заменены только арестом.

Исправительные работы — назначаются на срок не более года. Минимальный срок исправительных работ для всех возрастных категорий не может быть менее двух месяцев. Одинаковыми являются и пределы удержания из заработка: от 5 до 20%.

Возможность назначения исправительных работ ограничена возрастом несовершеннолетних.

Фактически этот вид наказания не может быть применен к несовершеннолетним в возрасте 14-15 лет.

При применении исправительных работ (так же как и штрафа) следует тщательно оценивать материальное положение осужденного, имея в виду, что ухудшение этих условий может оказать отрицательное влияние на перевоспитание подростка. Исправительные работы не применяются к несовершеннолетним учащимся.

При злостном уклонении от отбывания исправительных работ они могут быть заменены арестом или лишением свободы.

Ограничение свободы — назначается несовершеннолетним осужденным на срок от двух месяцев до двух лет.

Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные ме- ста, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации.

Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

Лишение свободы — назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда РФ «О практике назначения судами уголовного наказания» от 11 июня 1999 г.: «При назначении наказания лицу, совершившему преступления в несовершеннолетнем возрасте, по совокупности преступлений или по совокупности приговоров окончательное наказание не может превышать десяти лет.

В случае совершения лицом нескольких преступлений, одни из которых были совершены в несовершеннолетнем возрасте, а другие -в совершеннолетнем возрасте, суд при назначении наказания по совокупности преступлений вначале назначает наказание за преступления, совершенные в возрасте до восемнадцати лет, с учетом требований ст.

88 УК РФ, а затем за преступления, совершенные после достижения совершеннолетия, и окончательное наказание — по правилам ст. 69 УК РФ» [2, с. 4]. Список литературы 1. Уголовное законодательство зарубежных стран: Англия, США, Франция, Германия, Япония: сб.

законодательных материалов / под ред.

И.Д. Козочкина. -М., 1999. 2. О практике назначения судами уголовного наказания: постановление Пленума Верховного суда РФ: № 40 от 11 июня 1999 г.

// Рос. газета. — 1999. -7 июля. — С. 4.

Ответственность несовершеннолетних в уголовном законодательстве отдельных зарубежных стран

2 Отдельные вопросы применения уголовно-правовых санкций к несовершеннолетним затрагиваются в таких международных нормативно-правовых актах общего характера, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, Конвенция о правах ребенка и Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).

Уголовное законодательство отдельных зарубежных государств, в зависимости от сложившихся правовых традиций и особенностей исторического развития, по-разному решает вопросы об ответственности несовершеннолетних. Особое внимание при определении степени необходимого уголовно-правового воздействия на несовершеннолетнего в законодательстве зарубежных стран уделяется установлению возрастных пределов, в рамках которых: во-первых, возможно назначение наказания; во-вторых, целесообразно введение уголовно-правовых ограничений при назначении наказания к данной категории лиц.

Особое внимание при определении степени необходимого уголовно-правового воздействия на несовершеннолетнего в законодательстве зарубежных стран уделяется установлению возрастных пределов, в рамках которых: во-первых, возможно назначение наказания; во-вторых, целесообразно введение уголовно-правовых ограничений при назначении наказания к данной категории лиц.

Возраст, с которого возможно наступление уголовной ответственности, варьируется от 7 лет по УК Швейцарии[9] до 17 лет по УК Польши[10].

В то же время следует отметить, что в некоторых зарубежных странах, например в Аргентине, Уголовный кодекс вообще не содержит прямого указания на возраст наступления уголовной ответственности[11]. Верхняя возрастная граница в различных государствах также имеет существенные отличия.

Так, в Англии она установлена до 21 года[12], в Турции — до 18 лет[13], в КНР — до 16 лет[14].

Необходимо отметить, что, несмотря на имеющиеся существенные различия в определении возрастного периода, в течение которого лицо в соответствии с национальным законодательством того или иного государства считается несовершеннолетним, общим для всех зарубежных стран является то обстоятельство, что в отношении данной категории лиц действует режим ограничения пределов назначения наказания, а также фактической возможности его применения с учетом возрастных и психологических особенностей личности и тяжести совершенного преступления.

Так, в зависимости от тяжести и общественной опасности совершенного преступления в некоторых зарубежных странах устанавливается строго определенный круг преступных деяний, за которые возможно привлечение несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Например, УК штата Техас устанавливает, что до достижения 15-летнего возраста лицо может быть привлечено, в частности, за совершение фелонии, караемой смертной казнью[15]. УК КНР устанавливает уголовную ответственность для лиц, достигших возраста 14 лет, за совершение таких преступлений, как умышленное убийство, изнасилование, разбой.

Возрастные и психологические особенности личности также учитываются при определении пределов назначаемого несовершеннолетнему лицу наказания. Так, в соответствии с уголовным законодательством Турции наказание лицу в возрасте от 11 до 15 лет в случае осознанного совершения им преступления сокращается наполовину.

В иных случаях наказание не применяется вообще, вместо этого такое лицо передается на воспитание и исправление либо родителям, либо в государственное учреждение до достижения 18-летнего возраста. Наиболее интересным в этом плане представляется опыт уголовного законодательства Аргентины, в соответствии с которым лицо в возрасте от 10 до 14 лет может нести уголовную ответственность лишь в случае осознания им противоправности своего поведения. Причем вопрос о возможности такого осознания является вопросом факта и подлежит доказыванию стороной обвинения.

Вопросы назначения и применения к несовершеннолетнему отдельных видов наказаний неоднозначно решаются в законодательстве различных зарубежных стран.

Так, если в странах Евросоюза смертная казнь не применяется вообще, то в таких странах, как США, Китай, Турция, данный вид наказания закреплен наряду с другими в национальном уголовном законодательстве. Однако в отношении несовершеннолетних лиц в этих странах действуют определенные ограничения по его применению.

В частности, по уголовному законодательству штата Техас смертная казнь не может быть назначена лицу, не достигшему возраста 17 лет, в соответствии с УК Турции смертная казнь в случае совершения лицом преступления в возрасте от 15 до 18 лет заменяется на тяжкое заключение сроком не менее 20 лет. Применение и назначение иных наказаний несовершеннолетним, при всем их разнообразии в каждом конкретном государстве, также законодательно ограничено.

Например, УК Швейцарии прямо указывает на невозможность применения к лицам в возрасте от 7 до 18 лет общей системы наказаний и содержит раздел IV, в котором законодательно специально закреплен перечень наказаний и мер воспитательного воздействия, которые применяются исключительно к «детям» (7 — 15 лет) и «подросткам» (15 — 18 лет). Так, к лицам в возрасте от 7 до 15 лет могут быть применены следующие меры: помещение в подходящую семью или в воспитательное учреждение, особое наблюдение, дисциплинарные наказания (выговор, обязанность выполнить определенные работы, школьный арест от 1 до 6 неполных рабочих дней).

Рекомендуем прочесть:  Свидетельство о переходе на усн

К лицам в возрасте от 15 до 18 лет применяются: арест до 14 дней, штраф, заключение на срок от 1 дня до одного года[16].

В соответствии с УК КНР лицам в возрасте от 14 лет, но не достигшим возраста 18 лет, назначается более мягкое наказание либо наказание ниже низшего предела. Необходимо отметить, что отличительной особенностью уголовного законодательства ряда стран Западной Европы является наличие отдельных нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы уголовно-правовой ответственности несовершеннолетних. Например, в соответствии со ст.

122.8 УК Франции несовершеннолетние, совершившие уголовно наказуемое деяние, подлежат ответственности в соответствии со специальным законом[17]. Во Франции таким законом является Ордонанс от 2 февраля 1945 г. «О правонарушениях несовершеннолетних»[18].

Исходя из анализа данных Н.В. Артеменко, проводившего исследование Ордонанса 2 февраля 1945 г., французское уголовное законодательство содержит следующие основные законодательные ограничения назначения уголовных наказаний: 1) уголовное наказание назначается в качестве факультативной меры лицам в возрасте от 13 до 18 лет; 2) оно применяется в случаях, когда того требуют обстоятельства и личность правонарушителя; 3) наказание, назначаемое лицам в возрасте от 13 до 16 лет, подлежит обязательному смягчению. Помимо Франции аналогичные законодательные акты существуют в Германии (Закон о судах для несовершеннолетних от 4 августа 1953 г.[19]), в Австрии (Федеральный закон

«Об отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних и молодежи»

от 20 октября 1988 г.[20]), а также в ряде других стран.

Интересны особенности уголовной ответственности несовершеннолетних в Израиле.

Статья 9 Ордонанса об уголовном законе (Кодекс 1936 г.), вступившему в силу с 1 января 1937 г., определяет, что уголовная ответственность наступает с девяти лет, но оговаривается, что малолетний с 9 до 12 лет подлежит уголовной ответственности при условии, что он может осознавать, что действие противоправно и запрещено (Sec. 9 (d)). Такой низкий возраст привлечения к уголовной ответственности можно объяснить двумя факторами.

Первый фактор — влияния английского права, где до принятия Закона о детях и подростках (1933 г.) (Children and Young Persons Act) по общему праву малолетним, не подлежащим уголовной ответственности, признавался ребенок, не достигший семи лет. После указанной даты возраст уголовной ответственности был повышен до восьми лет, а затем Законом о детях и подростках (1969 г.) — до 10 лет.

Хотя необходимо отметить, что судебная практика и юридическая доктрина исходили из того, что ребенок в возрасте от 10 до 14 лет может быть обвинен в совершении преступления только в том случае, когда обвинение безо всяких разумных сомнений докажет, что в его действиях присутствуют оба элемента преступления — actus reus и mens rea, а также осознанием несовершеннолетним факта причинения серьезного вреда[21]. Второй фактор — общая тенденция, как региональная (например, в Египте, Иордании, Ливане, Сирии до сих пор минимальный возраст уголовной ответственности — семь лет[22]), так и общемировая (в мире до 50-х гг.

XX в. во многих государствах детей привлекали к уголовной ответственности наряду со взрослыми).

Возраст привлечения к уголовной ответственности в Израиле был поднят только в 1978 г. после долгих дебатов и принятия Закона об опеке и попечительстве (1960 г.), который предусматривал как альтернативу уголовной ответственности: назначения друга суда (amicus curiae) для малолетнего, помещения несовершеннолетнего под надзор социального работника (ст.
после долгих дебатов и принятия Закона об опеке и попечительстве (1960 г.), который предусматривал как альтернативу уголовной ответственности: назначения друга суда (amicus curiae) для малолетнего, помещения несовершеннолетнего под надзор социального работника (ст.

З). Amicus curiae — «друг суда» — участник процесса, не имеющий интереса в деле, но своими знаниями выносит суждения по правовым или фактическим вопросам для суда. Институт amicus curiae был известен еще римскому праву.

В IX в. он был инкорпорирован в английское право, а затем получил распространение во всех странах общего права и даже в некоторых странах кодифицированного права (Аргентина)[23]. Необходимо заметить, что с принятием в 1937 г. Ордонанса о малолетних преступниках был предусмотрен особый порядок привлечения к уголовной ответственности и проведения суда в отношении несовершеннолетнего.

Таким образом, можно говорить о создании ювенальной юстиции, которая предусматривала разную процедуру в отношении малолетних (до 9 лет), подростках (от 9 до 12 лет) и «молодых взрослых» (от 12 до 16 лет). В Законе об уголовном праве Израиля 1977 г. возраст до 12 лет является обстоятельством, исключающим преступное деяние (ст.

34), и тем самым становится в один ряд с такими обстоятельствами, как невменяемость, опьянение, необходимая оборона, крайняя необходимость, принуждение, малозначительность деяния и т.д. Специфической чертой, определяющей развитие уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних в странах Западной Европы, является то обстоятельство, что в настоящее время зарубежными учеными активно разрабатывается концепция «восстановительного правосудия», основывающаяся не на использовании карательного потенциала уголовного закона, но на достижении примирения между потерпевшим и преступником.

Во многих зарубежных странах применение мер, альтернативных уголовной ответственности и наказанию, является основным специальным средством правового воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

Реализация данных мер имеет, как правило, четкое законодательное закрепление в виде специальных законов о несовершеннолетних и специальной системы органов, их применяющих (например, в ФРГ, в Канаде и др. странах)[24]. Применение альтернативных мер, в частности принудительных мер воспитательного характера, является проявлением более общего направления в политике в области наказаний во всем мире, которое склоняется в пользу большого перечня альтернатив тюремного заключения.

Итак, следует отметить, что в настоящее время во многих зарубежных государствах в соответствии с требованиями международных нормативно-правовых актов предпринимаются меры по сужению сферы карательного воздействия уголовных наказаний на лиц, не достигших возраста совершеннолетия, посредством законодательного закрепления пределов назначения и возможного применения уголовного наказания в отношении данной категории лиц. 2 Рекомендуемые страницы:Читайте также:: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас.: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней.

Уголовная ответственность несовершеннолетних в России и за рубежом

 В статье рассматривается особенности привлечения к ответственности несовершеннолетних субъектов преступления в различных странах. Приведена статистика совершения преступлений несовершеннолетними в России, Германии и Швеции.

Проведен сравнительный анализ. Ключевые слова: уголовная ответственность, несовершеннолетний, возраст уголовной ответственности, наказание.

В настоящее время подавляющее число преступлений совершается лицами молодого возраста, при этом, преступность продолжает «молодеть». Вопросы привлечения несовершеннолетних у уголовной ответственности, их исправление, и, главное, предупреждение совершения новых преступлений, с каждым годом становятся все более актуальными. Каждое государство содержит особые различные правила привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности.

Поэтому их сравнение, и выявление наиболее эффективных является довольно перспективным направлением реформирования системы привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности.

Правовой основой, определяющей основания и порядок привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних преступников, является уголовный закон государства.

На сегодняшний день можно выделить две формы существования норм уголовного права, регулирующих данный вопрос. Первая — это когда нормы об уголовной ответственности несовершеннолетних выделяются в отдельную главу или раздел уголовного кодекса. В число таких стран входят: Россия, Литва, Нидерланды и др.
В число таких стран входят: Россия, Литва, Нидерланды и др.

Вторая форма — это существование отдельного нормативного правового акта, регулирующего вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних. Например, в Германии действует закон «О правосудии для несовершеннолетних» [1], в Англии — закон «О детях и молодых людях» [2, с.

33]. Именно вторая форма существования уголовно-правовых норм об ответственности несовершеннолетних наиболее распространена в мире.

Такая форма эффективна в плане того, что в одном законодательном акте сгруппированы и наиболее полно раскрыты вопросы привлечения несовершеннолетних к ответственности. Одним из главных аспектов в процессе привлечения к уголовной ответственности является возраст субъекта преступления.

Законодательство каждого государство устанавливает минимальную границу возраста, с которого лицо может быть субъектом преступления. Уголовным кодексом РФ установлен общий возраст наступления уголовной ответственности в 16 лет, а специальный — с 14 лет.

В США лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в 16 лет, в Германии — это 14лет, во Франции — в 13, а в Англии, по некоторым составам преступлений, даже с 10 лет. Уже некоторое время российскими юристами обсуждается вопрос о снижении возраста уголовной ответственности, в связи с тем, что все больше и больше преступлений совершается лицами, которыми его не достигли.

Поэтому изменение возраста наступления уголовной ответственности в целом или по ряду статей было бы целесообразно, здесь необходимо перенять зарубежный опыт.

Одной из составляющих правового режима несовершеннолетних является система применяемых наказаний.

Применение высшей меры наказания, в виде смертной казни, к несовершеннолетним запрещено Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года [3] и Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 года [4]. Применение пожизненного наказания на уровне международного права запрещено, лишь, если у несовершеннолетнего осужденного нет возможности освободиться досрочно.

Однако, большинство стран (Россия, Польша, Финляндия и др.) запретили назначать несовершеннолетним меру наказания в виде пожизненного лишения свободы. Все же, в некоторых странах пожизненное лишение свободы назначается и применяется в отношении несовершеннолетних преступников (США, Великобритания, ЮАР).

Отдельного внимания заслуживает такая мера наказания как лишение свободы на определенный срок.

Большинством стран установлены сокращенные максимальные сроки такого наказания для несовершеннолетних.

Вдобавок к этому, зачастую максимальные сроки варьируются в зависимости от возраста несовершеннолетнего. Максимальный срок лишения свободы для несовершеннолетних в России установлен в виде 10 лет, в Финляндии и Казахстане — 12 лет, а во Франции такой срок составляет целых 20 лет. Во всех странах лишение свободы отбывается несовершеннолетними в специализированных воспитательных колониях, с той целью, чтобы пресечь их общение с совершеннолетними осужденными, которое может способствовать криминализации несовершеннолетних.

Несмотря на свою архаичность, в некоторых государствах до сих пор применяются телесные наказания. Как ни странно, такой вид наказания не запрещен на международном уровне, так как нормы международного права о телесных наказаниях носят лишь рекомендательный характер. Так в Катаре такое наказание может быть применено лишь к лицам от 17 до 20 лет как альтернатива лишению свободы.

Также телесные наказания в отношении несовершеннолетних применяются в Зимбабве и Судане. Наряду с другими видами наказания и как самостоятельное наказание, суд может назначить несовершеннолетнему денежный штраф.

Отличительной особенностью применения штрафа в европейских странах и США является его размер: по сравнению с российской практикой размеры гораздо выше. Обосновать такое положение можно уровнем социально-экономического развития государства, поэтому на сегодняшний день целесообразно может быть лишь незначительное повышение штрафов.

Помимо названных видов наказаний к несовершеннолетним могут быть применены: закрытое попечение над несовершеннолетним на определенный период (Швеция), перевоспитание и подготовка к общественно полезному труду (Болгария). Основной целью привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности является их исправление и недопущение дальнейшей криминализации.

Одним из способов достижения этой цель является освобождение от уголовной ответственности и наказания.

В Польше, на основании анализа обстоятельств преступления и анализа развития преступника, характеристики его личности, вместо наказания могут быть применены меры воспитания, лечения или исправления. В России несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Важно заметить, что в ряде государств принудительные меры воспитательного воздействия не как альтернатива уголовной ответственности, а как одной из форм ее реализации, то есть в роли санкций.

Применение таких мер в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, является наиболее перспективным путем развития, так как они способствуют наиболее эффективному исправлению, возвращению к нормальной социальной жизни, ограничению общения с другими преступниками, и, наконец, предупреждению совершения новых преступлений. Думается, что систему уголовной ответственности несовершеннолетних, как в России, так и в подавляющем числе государств, нельзя назвать совершенной.

Безусловно, она требует постоянного улучшения и актуализации. Некоторые направления реформирования российской системы уголовной ответственности несовершеннолетних являются довольно перспективными.

В частности, создание единого нормативно-правового акта, регулирующего вопросы ответственности несовершеннолетних, который бы аккумулировал в себе не только вопросы привлечения к ответственности, но и процесс отбывания наказания и исправления, воспитания несовершеннолетних. Также довольно эффективными в вопросе предупреждения преступности несовершеннолетних можно назвать совершенствование системы освобождения от уголовной ответственности и наказания за совершение преступлений небольшой и средней тяжести такой категорией лиц. Все более необходимым становится изменение, касающееся снижения возраста уголовной ответственности.

Полезным может быть перенимание опыта зарубежных стран в разнообразии мер воспитательного воздействия, специализированных санкций и других способов действительного исправления и воспитания несовершеннолетних преступников. Литература:

  • http://meinland.ru/blog-1866–311-ugolovnaya-otvetstvennost-nesovershennoletnix-v-germanii.html
  • Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года//http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
  • Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года//http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml
  • Уголовное право зарубежных стран. Общая и особенная части: учебник/ под редакцией И. Д. Козочкина — 3-е издание перераб. и доп.- М.: Волтерс Клувер. 2010.

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних по законодательству некоторых зарубежных государств Текст научной статьи по специальности «Право»

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ Е.Ю. Антонова, д-р юрид. наук, доцент М.А.

Колосова, магистрант Хабаровский государственный университет экономики и права (Россия, г. Хабаровск) DO1: 10.24411/2500-1000-2019-11812 Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних лиц по законодательству некоторых государств бывших участников СССР.

Авторы рассматривают систему наказаний, предусмотренную для несовершеннолетних лиц, совершивших преступление, акцентируя внимание на особенностях назначения отдельных видов наказаний.

В статье уделяется внимание и такому институту как принудительные меры воспитательного воздействия.

Ключевые слова: несовершеннолетние, возраст уголовной ответственности, категория преступлений, система наказаний, лишение свободы, штраф, принудительные меры воспитательного воздействия. В научной литературе отмечается, что каждое двадцать пятое преступление в России совершается несовершеннолетними или при их соучастии [1, с.

115]. Отсюда представляется важным выработать эффективные меры воздействия на лиц, совершающих преступления в несовершеннолетнем возрасте. Считаем, что, регламентируя нормы об уголовной ответственности несовершеннолетних, законодатель должен придерживаться нескольких определенных критериев (правил). Ключевым правилом является то, что несовершеннолетний, совершающий преступление, должен осознавать фактический характер и общественную опасность совершаемых деяний.

Только в этом случае можно говорить о возможности применения к нему тех или иных мер уголовно-правового воздействия. Исходя из этого, человеку необходимо уметь критически оценивать и анализировать окружающую действительность, прогнозировать результаты тех действий, к выполнению которых он приступает, а также соразмерять уровень своих притязаний с юридическими, нравственными и другими нормами. Такую способность человек приобретает лишь с достижением определенного возраста [2, с.

27-28]. Другими словами, законодатель, конструируя нормы об уголовной ответственности несовершеннолетних, учитывает их психические особенности, а также специфику осознания ими уголовно-правовых запретов [3, с. 14-15]. Указанные обстоятельства, как правило, соблюдаются законодателями всех стран.

В рамках настоящей статьи проанализируем Уголовные кодексы Республик Узбекистан [4], Беларусь [5], Молдова [6], Казахстан [7], Кыргызстан [8]. Анализ законодательства данных стран представляет научный интерес, с учетом того, что все они имеют единую историю развития уголовного закона, поскольку являются бывшими республиками СССР.

Начнем с того, что во всех названных странах (за исключением Молдовы) законодатели регламентируют нормы об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних лиц в отдельном разделе (главе) уголовного закона.

Общим возрастом уголовной ответственности в данных странах является шестнадцать лет, а в отдельных, строго оговоренных случаях ответственность может наступать с четырнадцати лет. В Узбекистане с тринадцати лет наступает ответст- венность за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ст. 17). Система наказаний для несовершеннолетних в данных странах несколько различна.

Так, в Беларуси к лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, могут быть применены такие наказания как общественные работы, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, арест, ограничение свободы, лишение свободы; в Казахстане — лишение права заниматься определенной деятельностью, штраф, исправительные работы, привлечение к общественным работам, ограничение свободы, лишение свободы; в Узбекистане — штраф, обязательные общественные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы; в Кыргызстане — общественные работы, исправительные работы, штраф, лишение свободы на определенный срок. В УК Молдовы законодатель не предусмотрел отдельной системы наказаний для несовершеннолетних отличной от совершеннолетних лиц, совершивших преступление.

Интересным представляется то обстоятельство, что в Узбекистане к лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, не могут применяться дополнительные наказания, а кыргызский законодатель напротив регламентировал, что к несовершеннолетним могут быть применены дополнительные виды наказания в виде штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . В целом можно заключить, что законодатель рассматриваемых стран также как российский не включил в систему наказания, которые нецелесообразно назначать несовершеннолетним в силу их социально-правового положения (например, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; ограничение по военной службе; содержание в дисциплинарной воинской части), психофизического развития (принудительные работы), а также обусловленные чрезмерной строгостью (пожизненное лишение свободы, смертная казнь), что согласуется с п. «а» ст. 37 Конвенции о правах ребенка, согласно которому ни один ребенок не должен быть «подвергнуть пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет» [9, с. 79]. Во всех рассматриваемых странах наиболее строгим наказанием, которое может применяться к несовершеннолетним является лишение свободы.

При этом примечательным является тот факт, что в Уголовных кодексах Республик Беларусь (ст. 115 УК), Казахстан (ст. 81 УК) и Узбекистан (ст.

85), законодатели закрепили возможность не назначать наказание в виде лишения свободы, в отношении несовершеннолетних, в случае, если совершенное ими деяние не представляет большой общественной опасности. При этом кыргызский законодатель установил, что наказание в виде лишения свободы может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, впервые совершившему в возрасте до шестнадцати лет менее тяжкое преступление, только при условии освобождения его от наказания с применением пробационного надзора (ч.

4 ст. 110 УК Кыргызстана). Законодатель Молдовы регламентировал положение, согласно которому за совершение незначительного преступления или преступления средней тяжести наказание в отношении несовершеннолетнего применяется только после установления того, что применение принудительной меры воспитательного характера оказалось недостаточным для исправления несовершеннолетнего (ч. 3 ст. 75). Минимальный размер лишения свободы в УК Беларуси, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана составляет шесть месяцев, в УК Молдовы — три месяца.

Предельный размер лишения свободы в указанных странах ставится в прямую зависимость, от степени тяжести преступления. При этом максимальный размер наказания в виде лишения свободы по УК Беларуси зависит от категории преступления и не может превышать: 1) за менее тяжкое преступление — трех лет; 2) за тяжкое преступление — семи лет; 3) за особо тяжкое преступление — десяти лет; 4) за особо тяжкое преступление, сопряженное с умышленным посягательством на жизнь человека либо с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, — двенадцати лет.

Особо тяжкое преступление, совершенное несовершеннолетним, влечет лишение свободы максимум до 10 лет (ч. 2 ст. 115 УК Беларуси; ст. 85 УК Узбекистана).

В ч. 7 ст. 81 УК Республики Казахстан устанавливается, что лишение свободы несовершеннолетним может быть назначено на срок не свыше десяти лет, а за убийство при отягчающих обстоятельствах или акт терроризма либо по совокупности уголовных правонарушений, одним из которых является убийство при отягчающих обстоятельствах или акт терроризма, — двенадцати лет. В Кыргызстане (ч. 3 ст. 70 УК) наказание в виде лишения свободы по срокам наказания делится на шесть категорий (в санкции статьи Особенной части УК называется лишь категория лишения свободы): 1) I категория: для несовершеннолетних — до одного года шести месяцев; 2) II категория: для несовершеннолетних — от одного года шести месяцев до двух лет шести месяцев; 3) III категория: для несовершеннолетних — от двух лет шести месяцев до четырех лет; iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 4) IV категория: для несовершеннолетних — от четырех до шести лет; 5) V категория: для несовершеннолетних — от шести до восьми лет; 6) VI категория: для несовершеннолетних — от восьми до десяти лет. Таким образом, максимальный предел наказания в виде лишения свободы для несовершеннолетних составляет 10 лет. В ч. 3 УК Молдовы устанавливается, что при назначении лишения свободы лицу, которому на момент совершения пре- ступления не исполнилось 18 лет, срок лишения свободы назначается в пределах половины максимального наказания, предусмотренного уголовным законом за совершенное преступление.

Поскольку в данной стране лишение свободы назначается на срок от 3 месяцев до 20 лет, то можно заключить, что для несовершеннолетних максимальный срок лишения свободы также составляет 10 лет. Определенный интерес представляет и такое наказание как штраф.

Назначение наказания в виде штрафа несовершеннолетнему производится исключительно при наличии у последнего самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Интересной представляется ст. 109 УК Кыргызской Республики — в ней установлено возрастное ограничение возможности назначения несовершеннолетнему штрафа. Таковой может быть назначен только в случае, если несовершеннолетний достиг шестнадцатилетнего возраста.

В ряде государств подобное возрастное ограничение распространяется и на другие виды наказания. Например, только лицам, достигшим 16 лет, могут быть назначены лишение права заниматься какой-либо деятельностью и исправительные работы (ст. 112, 113 УК Беларуси), общественные работы и исправительные работы (ст.

107, 108 УК Кыргызстана). Кроме того, в уголовном законодательстве некоторых стран предусматривается применение в отношении несовершеннолетних принудительных мер воспитательного характера. При этом по УК Беларуси (ст. 117) происходит осуждение несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера, по УК Казахстана (ст. 83) и Узбекистана (ст. 87) — освобождение от уголовной ответственности или наказания, по УК Молдовы (ст.

93) и Кыргызстана (ст. 102) — освобождение от наказания. Система принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних лиц существенно разница. Например, УК Кыргызстана предусматривает только две такие меры: передача под над- зор с предупреждением; ограничение поведения с предупреждением.

В Узбекистане к таким мерам относятся: возложение обязанности принести извинение потерпевшему в форме, определяемой судом; возложение на лицо, достигшее шестнадцати лет, обязанности возместить или устранить причиненный ущерб своими средствами или трудом; помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение.

Законодатель Казахстана регламентировал такие меры как предупреждение; передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего; помещение в организацию образования с особым режимом содержания; возложение обязательства принести извинения потерпевшему; установление пробационного контроля. По УК Беларуси к несовершеннолетним могут применяться следующие меры: предостережение; возложение обязанности публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпевшему; возложение на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, обязанности возместить своими средствами или устранить своим трудом причиненный ущерб; ограничение свободы досуга несовершеннолетнего; помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно- Интересной представляется система таких мер, предусмотренная в УК Молдовы.

К ним относятся: предупреждение; передача под надзор родителей, лиц, их заменяющих, или специализированных государственных органов; возложение обязанности возместить причиненный ущерб; принуждение к прохождению курса психологической реабилитации; возложение обязанности по прохождению курса обязательного обучения; возложение обязанности по участию в пробационной программе.

Перечень данных мер изложен в законе не исчерпывающим образом. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Подводя итог вышесказанному, следует признать, что рассмотренные нормы уголовного законодательства стран бывших республик СССР отражают дифференцированный подход к уголовной ответственности и наказанию несовершеннолетних. В основу дифференциации кладутся такие критерии как возраст, категория преступления, возможность достижения целей наказания без его отбывания.

Кроме того, руководствуясь принципом гуманизма, законодатель существенно сократил сроки и размеры наказаний, которые могут быть назначены несовершеннолетним лицам, совершившим преступление [9, с. 79]. Следует признать и то, что нормы об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних лиц, совершивших преступление, в целом сконструированы с соблюдением международных документов, устанавливающих права несовершеннолетних, которые ратифицированы соответствующими государствами. воспитательное учреждение. Библиографический список 1.

Антонов И.М., Бойко Н.В. Некоторые особенности личности несовершеннолетних повторных преступников // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве: сб. науч. ст. по итогам работы четвертого международного круглого стола. 31 мая 2020 г. Ч. 1. Шахты: ООО «Конверт», 2020.

С. 115-118. 2. Антонова Е.Ю. Субъект уголовной ответственности: монография. Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД РФ, 2000.

104 с. 3. Маркунцов С.А. Осознание уголовно-правовых запретов в структуре уголовной ответственности несовершеннолетних: дис.

. канд. юрид. наук. Москва, 2006.

237 с. 4. Уголовный кодекс Республики Узбекистан (утв. Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 г.

№ 2012-ХП) (с изм. и доп. по сост. на 12.09.2019 г.). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30421110#pos=14;-52 5.

Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 года № 275-З (с изм.

и доп. по сост. на 18.07.2019 г.). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30414984#pos=8;-191 6. Уголовный кодекс Республики Молдова от 18 апреля 2002 г.

№ 985-XV (с изм. и доп. по сост. на 15.11.2018 г.). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30394923#pos=4;-180 7.

Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 г.

№ 226-V (с изм. и доп. по сост. на 28.10.2019 г.). — [Электронный ресурс].

— Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31575252#pos=1382;-22 8. Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 2 февраля 2017 г.

№ 19 (с изм. и доп. по сост. на 15.05.2019 г.). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=34350840#pos=11;-191 9.

Антонова Е.Ю., Антонов И.М. К вопросу об эффективности системы наказания для несовершеннолетних // Уголовная политика и правоприменительная практика: сб.

материалов VII-й Международной науч.-практич. конф. (1-2 ноября 2020 года, Санкт-Петербург) / под ред. С.У. Дикаева. — СПб.: Астерион, 2020.

— С. 79-83. FEATURES OF CRIMINAL LIABILITY AND PUNISHMENT OF MINORS UNDER THE LAWS OF SOME FOREIGN STATES E.Yu. Antonova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor M.A. Kolosova, Graduate Student Khabarovsk State University of Economics and Law (Russia, Khabarovsk) iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Abstract. The article discusses issues related to the specifics of criminal liability andpunish-ment of minors under the laws of some states of the former USSR members. The authors consider the punishment system provided for minors who have committed a crime, focusing on the specifics of the appointment of certain types ofpunishments.

The article pays attention to such an institution as compulsory measures of educational influence.