Главная - Другое - Закон о оброзовании

Закон о оброзовании


Закон об образовании


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ»Об образовании в Российской Федерации» 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря 2020 г., 6 февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30 декабря 2020 г., 17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая 2022 г.

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года См.

настоящего Федерального закона и РФ от 10 июля 1992 г.

N 3266-1 «Об образовании» (подготовлен экспертами компании «Гарант») См. комментарии к настоящему Федеральному закону См. субъектам РФ по подготовке к реализации настоящего Федерального закона, направленные Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2013 г. N ИР-170/17 Президент Российской Федерации В.

N ИР-170/17 Президент Российской Федерации В. Путин Москва, Кремль29 декабря 2012 г.N 273-ФЗ Новый — комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования.

Он заменяет целый ряд законодательных актов.

В их числе — от 1992 г., Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 1996 г. Впервые на законодательном уровне определяются особенности получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, иностранцами и лицами без гражданства, осужденными.

Особое внимание уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов.

Оплата труда учителей не может быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем регионе.

Перераспределяются полномочия региональных органов госвласти и органов местного самоуправления по обеспечению гарантий прав граждан получить общедоступное и бесплатное дошкольное образование. МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, а также ряд других вузов вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. От платы за проживание в студенческом общежитии освобождаются льготники, которым такие жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке.

В частности, это студенты из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалиды и т. п. В отношении остальных студентов образовательная организация сама принимает решение об установлении платы.

Прежде плата за общежитие не могла превышать 5% от размера стипендии.

Ранее родительская плата не должна была превышать 20% затрат на содержание ребенка в детсаду, а в отношении родителей, имеющих 3 детей, — 10%.

Это ограничение отменяется. Но учредитель вправе не взимать такую плату или снизить ее размер для отдельных категорий родителей. Минимальная сумма компенсации части родительской платы привязана к среднему размеру данной платы в государственных и муниципальных детских садах в регионе.

Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности, должно приниматься с учетом мнения жителей поселения.

Сохраняется право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 г., кроме отдельных положений, для которых установлены иные сроки. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Настоящий Федеральный закон с 1 сентября 2013 г. и , настоящего Федерального закона с 1 января 2014 г. настоящего Федерального закона со дня официального опубликования настоящего Федерального закона Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2012 г., в «Российской газете» от 31 декабря 2012 г.

N 303, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598 Конституционного Суда РФ от 5 июля 2017 г.

N 18-П настоящего Федерального закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она возлагает на муниципальный район или городской округ — учредителя образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, в которой обучаются лица, проживающие в другом муниципальном районе или городском округе, организацию их бесплатной перевозки до образовательной организации и обратно за счет средств своего бюджета — без предоставления ему средств из бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы или без компенсации соответствующих расходов из бюджета муниципального района или городского округа, в котором проживают обучающиеся, — если необходимость их зачисления в данную образовательную организацию обусловлена тем, что на территории муниципального района или городского округа, где проживают эти лица, возможность осуществления ими конституционного права на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования с точки зрения обеспечения территориальной доступности образовательных организаций существенно затруднена или не может быть обеспечена.

Указанная правовая позиция с 1 июля 2018 г. В настоящий документ внесены изменения следующими документами: от 26 мая 2022 г. N 144-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 сентября 2022 г.

и 1 сентября 2023 г. См. будущие редакции настоящего документа Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ от 30 апреля 2022 г. N 127-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г. См. настоящего документа Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ от 30 апреля 2022 г.

См. настоящего документа Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ от 30 апреля 2022 г.

N 114-ФЗ Изменения вступают в силу с 11 мая 2022 г. от 20 апреля 2022 г. N 95-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 мая 2022 г. от 5 апреля 2022 г. N 85-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 июня 2022 г.

от 24 марта 2022 г. N 51-ФЗ Изменения вступают в силу с 24 марта 2022 г. от 17 февраля 2022 г. N 10-ФЗ Изменения вступают в силу с 28 февраля 2022 г. от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 сентября 2022 г.

См. настоящего документа Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ от 8 декабря 2020 г.

N 429-ФЗ Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

от 8 декабря 2020 г. N 399-ФЗ Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г. от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 сентября 2020 г.

от 31 июля 2020 г. N 303-ФЗ Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

от 8 июня 2020 г. N 165-ФЗ Изменения вступают в силу с 19 июня 2020 г. от 8 июня 2020 г. N 164-ФЗ Изменения вступают в силу с 19 июня 2020 г.

от 25 мая 2020 г. N 159-ФЗ Изменения вступают в силу с 5 июня 2020 г.

от 25 мая 2020 г. N 158-ФЗ Изменения вступают в силу с 5 июня 2020 г. от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г. от 18 марта 2020 г. N 53-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 августа 2020 г.

от 1 марта 2020 г. N 47-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 мая 2020 г.

и 1 сентября 2020 г. от 1 марта 2020 г.

N 45-ФЗ Изменения вступают в силу с 12 марта 2020 г. от 6 февраля 2020 г. N 9-ФЗ Изменения вступают в силу с 17 февраля 2020 г. от 27 декабря 2020 г. N 478-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

от 27 декабря 2020 г. N 515-ФЗ Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

от 2 декабря 2020 г. N 411-ФЗ Изменения вступают в силу с 13 декабря 2020 г. от 2 декабря 2020 г. N 403-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 июля 2020 г., за исключением и , изменений, вступающих в силу с 2 декабря 2020 г. от 1 октября 2020 г. N 328-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г. от 26 июля 2020 г. N 232-ФЗ Изменения вступают в силу с 6 августа 2020 г.
от 26 июля 2020 г. N 232-ФЗ Изменения вступают в силу с 6 августа 2020 г.

от 17 июня 2020 г. N 140-ФЗ Изменения вступают в силу с 28 июня 2020 г. от 1 мая 2020 г. N 85-ФЗ Изменения вступают в силу с 12 мая 2020 г.

от 6 марта 2020 г. N 17-ФЗ Изменения вступают в силу с 17 марта 2020 г. от 25 декабря 2018 г. N 497-ФЗ Изменения вступают в силу с 5 января 2020 г.

от 3 августа 2018 г. N 337-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Действие положений настоящего Федерального закона (в редакции названных изменений) на правоотношения, возникшие из договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении, заключенных до 1 января 2020 г. от 3 августа 2018 г. N 329-ФЗ Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

от 3 августа 2018 г. N 317-ФЗ Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г. от 29 июля 2018 г. N 271-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

от 3 июля 2018 г. N 188-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г. от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

от 27 июня 2018 г. N 162-ФЗ Изменения вступают в силу с 27 июня 2018 г. от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

от 19 февраля 2018 г. N 25-ФЗ Изменения вступают в силу с 2 марта 2018 г. от 29 декабря 2017 г. N 473-ФЗ Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г. от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ Изменения с 10 августа 2017 г. от 1 мая 2017 г. N 93-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 6 апреля 2015 г.

N 68-ФЗ (в редакции от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ) Изменения со дня названного Федерального закона Действие настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

в части учета уровня инфляции при установлении Правительством Российской Федерации нормативов по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся от 3 июля 2016 г. N 312-ФЗ Изменения с 1 сентября 2016 г, за исключением изменений, с 1 января 2017 г.

от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 313-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 306-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г.

N 305-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г.

N 286-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 166-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона, за исключением , с 1 января 2017 г.

от 2 июня 2016 г. N 165-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 2 марта 2016 г. N 46-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 458-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 30 декабря 2015 г.

N 452-ФЗ Изменения с 1 июля 2016 г.

от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ Изменения с 1 января 2016 г.

от 29 декабря 2015 г. N 389-ФЗ Изменения с 1 января 2016 г. от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ Изменения с 1 января 2016 г.

от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции от 14 декабря 2015 г.

N 371-ФЗ) Изменения со дня названного Федерального закона Действие настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г. в части учета уровня инфляции при установлении Правительством Российской Федерации нормативов по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся от 14 декабря 2015 г.

в части учета уровня инфляции при установлении Правительством Российской Федерации нормативов по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся от 14 декабря 2015 г. N 370-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 238-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 29 июня 2015 г.

N 198-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 2 мая 2015 г.

N 122-ФЗ Изменения с 1 июля 2016 г. от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона Действие настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

в части учета уровня инфляции при установлении Правительством Российской Федерации нормативов по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся от 31 декабря 2014 г.

N 519-ФЗ Изменения по истечении девяноста дней со дня названного Федерального закона от 31 декабря 2014 г.

N 500-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ Изменения с 1 января 2015 г. от 21 июля 2014 г. N 262-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 21 июля 2014 г.

N 256-ФЗ Изменения по истечении 90 дней после дня названного Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ Изменения с 1 января 2015 г. от 28 июня 2014 г. N 182-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 4 июня 2014 г.

N 148-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ Изменения с 1 января 2017 г. от 27 мая 2014 г. N 135-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 5 мая 2014 г.

N 84-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ Изменения по истечении девяноста дней после дня названного Федерального закона от 3 февраля 2014 г. N 11-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 25 ноября 2013 г.

N 317-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 23 июля 2013 г.

N 203-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 2 июля 2013 г.

N 170-ФЗ Изменения с 1 января 2014 г. от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ Изменения по истечении ста восьмидесяти дней после дня названного Федерального закона от 7 мая 2013 г.

N 99-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона

Закон об образовании РФ.

Фундамент обучающей системы государства

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года.

Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества. В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям.

Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий.

Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон об образовании в РФ 2020, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования. Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ.

Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

  • акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  • перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  • автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  • равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  • безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  • возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий
  • определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  • определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  • правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  • гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  • регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания
  • полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  • определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  • описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  • дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  • формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  • законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов. Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России. Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  • определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  • в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  • гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  • оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны.

В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Федеральный закон от 29.12.2012 г.

№ 273-ФЗ

Об образовании в Российской Федерации Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 годаОдобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона 1.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования).2.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ)3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;5) квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 232-ФЗ)7) образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;8) федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;81) требования, устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, — обязательные требования к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации (далее — самостоятельно устанавливаемые требования); (Пункт введен — Федеральный закон от 30.12.2020 № 517-ФЗ, вступает в силу с 1 сентября 2022 года)9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ)10) примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ)11) общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;12) профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;13) профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);14) дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;15) обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ;18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.

В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;21) педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;23) индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;24) практическая подготовка — форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы; (В редакции Федерального закона от 02.12.2019 № 403-ФЗ)25) направленность (профиль) образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;26) средства обучения и воспитания — приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;27) инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;28) адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;29) качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;30) отношения в сфере образования — совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;31) участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;32) участники отношений в сфере образования — участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;33) конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;34) присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;35) просветительская деятельность — осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (Пункт введен — Федеральный закон от 05.04.2022 № 85-ФЗ) Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования 1.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:1) признание приоритетности образования;2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования 1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее — законодательство об образовании).2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.3.

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российс

Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2022

Добро пожаловать на сайт «Закон «Об образовании в РФ»», который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции закона со всеми изменениями на 2022 год и комментарии к статьям.

Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора. Переход к любой статье закона осуществляется через на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.

Этот нормативный акт устанавливает основные принципы и регулирующие нормы образовательной общественной сферы.

Законом охватывается практически всё: кто принимает участие в указанной деятельности, в каких вариантах она может производиться, как структурно выглядит система образования и её функционирование. Общественная важность этой сферы человеческих взаимоотношений логично требует детального государственного регулирования.

Немаловажным моментом, который определяет Закон «Об образовании», являются права и обязанности обучающихся или их законных представителей и лиц, осуществляющих образовательную деятельность. В последнем случае регулированием охватываются как организации, которые такую деятельность ведут, так и индивидуальные предприниматели.

Законом устанавливаются основания для начала или окончания отношений в этой сфере, особенности систем общего и профессионального образования, государственного регулирования в данной области, а также вопросы финансирования. Нормативный акт состоит из 15 тематических глав, которые включают в себя 111 статей.

Основные определения традиционно содержатся в главе «Общие положения», в дальнейшем каждая глава сфокусирована на конкретной области, детально регламентируя отношения в ней и давая дополнительные определения. Глава вторая детализирует структуру системы образования, главы с третьей по пятую определяют участников правоотношений, шестая глава устанавливает особенности начала или окончаний таких правоотношений.

Далее, закон устанавливает нормы для общего и профессионального образования, получения профессионального обучения и дополнительного образования.

Отдельное внимание уделяется специальным программам обучения.

Вопросы государственного регулирования в образовательной сфере находят отражение в 12 главе закона, а в последующих главах основной темой являются финансирование и международное сотрудничество.

Знание положений закона «Об образовании» позволяет чётко определиться с тем, какие права или гарантии относятся к учащимся и их родителям.

Что именно может ожидать от них администрация учебных заведений любого типа, а какие требования выходят за рамки закона. Знание структуры системы образования на законодательном уровне позволяет выбрать тот вариант обучения, который будет наиболее подходящим учащемуся, разумно оценивая все последствия этого выбора. Закон также позволяет определить, в какой степени в учебный процесс или деятельность образовательных организаций могут вмешиваться государственные структуры.

Это может быть важно для защиты интересов учащегося или работников образовательной сферы.

Для стимулирования учебного процесса предусмотрено множество гарантий, о которых идёт речь в этом законе. Это и стипендиальное обеспечение, и образовательное кредитование, и специальные программы обучения. Тем не менее, большая часть положений закона требует специального регулирования особыми актами правительства.

Поскольку законодательный акт устанавливает только общие правила, детальное регламентирование производится соответствующей исполнительной структурой. Зная, что федеральный закон предусматривает то или иное право, гарантию или обязательство, следует найти правительственный акт, который определяет порядок их реализации. Только потом, уже зная полный механизм, можно быть уверенным в получении всех законных прав и гарантий.

Статья 10. Структура системы образования

Документ изменен — см. список изменяющих документов 1. Система образования включает в себя:КонсультантПлюс: примечание.С 01.09.2022 в п.

1 ч. 1 ст. 10 вносятся изменения ( от 30.12.2020 N 517-ФЗ). См. будущую редакцию.1) федеральные государственные образовательные и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей несовершеннолетних обучающихся;3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.2. Образование подразделяется на , , и , обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).3.

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:1) дошкольное образование;2) начальное общее образование;3) основное общее образование;4) среднее общее образование.5.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:1) среднее профессиональное образование;2) высшее образование — бакалавриат;3) высшее образование — специалитет, магистратура;4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.6.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.7.

Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.