Главная - Гражданское право - Земли неразделенной государственной собственности

Земли неразделенной государственной собственности


Статья 3.1

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу (введена Федеральным от 17.04.2006 N 53-ФЗ)Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 3.1- Истец хочет признать право постоянного (бессрочного) пользования ответчика земельным участком отсутствующим 1.

В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;(в ред.

В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ

«О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

, а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;(в ред. Федеральных законов от 07.05.2009 , от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 23.05.2016 )(см.

текст в предыдущей редакции)земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;(абзац введен Федеральным от 22.07.2010 N 168-ФЗ)иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;(абзац введен Федеральным от 03.07.2016 N 354-ФЗ)иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.4.

К собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в и настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.5.

Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.

Открыть полный текст документа

Неразграниченная государственная собственность на землю это

» Большинство земель в России находится в государственном владении. Государственные земельные наделы могут находиться под юрисдикцией органов власти разного уровня, в зависимости от порядка разграничения таких наделов, а могут быть неразграниченными. Для неразграниченных земель действует особый порядок оборота и предоставления в пользование гражданам и юридическим лицам.

К землям, находящимся в государственной собственности, относятся такие наделы, которые не принадлежат гражданам, частным организациям или муниципальным образованиям, согласно пункту 1 ст. 16 ЗК РФ. Все участки, находящиеся в частных руках, имеют определённые границы и зарегистрированного владельца в ЕГРП, а государственные земли могут, как иметь собственника в лице органа исполнительной власти, так и быть неразграниченными. Пункт 2 ст. 16 ЗК РФ определяет следующие виды государственной собственности:

  1. Земли, находящиеся в собственности региональных властей;
  2. Земли муниципалитетов;
  3. Неразграниченные земельные наделы.
  4. Федеральные земельные участки;

Разграничение земель началось в 2001 году с принятием закона «О разграничении земель…», но переход участков в собственность местных властей происходил очень медленно, и в 2006 году данный закон утратил силу, и порядок разграничения государственных земельных владений стал определяться следующими законами:

  1. Гражданским кодексом РФ;
  2. Иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.
  3. Земельным кодексом (ЗК РФ);
  4. Законом № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;

Земельный кодекс определяет понятия государственной, региональной и муниципальной собственности, а закон № 137 определяет разграничение отдельных видов участков.

Гражданское законодательство регулирует понятия собственности и использования недвижимости без права владения (аренда, сервитут и т.д.), такими способами могут использоваться неразграниченные земли.
Согласно п. 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся:

  1. Участки Академии наук и связанных с ней организаций;
  2. Участки казённых и унитарных предприятий;
  3. Земли правительственных зданий и учреждений;
  4. Земли госкомпании Росавтодороги.

Участки городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) регулируются федеральным законодательством как земли отдельных субъектов РФ. Таким образом, в неразграниченной собственности относятся следующие участки:

  1. Земли, изъятые из оборота или ограниченные в нём;
  2. Незанятые строениями участки, предназначенные для промышленности.
  3. Неразграниченные земли внутри поселений;
  4. Сельскохозяйственные участки;

К последней категории обычно относят бывшие сельскохозяйственные земли, которые в силу различных факторов (воздействие техногенной среды, природные катаклизмы и т.д.) стали непригодны для использования в сельском хозяйстве и переведены в категорию промышленных земель.

Самый большой процент неразграниченных земельных наделов – это сельскохозяйственные территории, находящиеся в значительном отдалении от поселений и имеющие вид разрешённого пользования, исключающий возможность возведения долговременных построек, например, участки для полевого подсобного хозяйства или огородничества.

Самый большой процент неразграниченных земельных наделов – это сельскохозяйственные территории, находящиеся в значительном отдалении от поселений и имеющие вид разрешённого пользования, исключающий возможность возведения долговременных построек, например, участки для полевого подсобного хозяйства или огородничества. Отсутствие зарегистрированного в Росреестре права владения неразграниченными землями за конкретны органом власти не является препятствием для использования таких земель (п. 1. ст. 3.3 ФЗ № 137). Неразграниченные земельные наделы могут быть использованы следующими способами:

  1. Путём разграничения для дальнейшего использования.
  2. Предоставлением частным лицам и компаниям в аренду или безвозмездное пользование;
  3. Путём предоставления в пользование муниципалитетам или субъектам федерации;

Использование земель из числа неразграниченной собственности происходит в порядке их предоставления заявителям уполномоченными органами власти.

Такими органами могут выступать, согласно п.

2 ст. 3.3 закона № 137:

  1. Городские власти;
  2. Органы самоуправления поселений;
  3. Власти муниципальных округов.

При предоставлении неразграниченных земель в аренду, доходы от такой аренды будут направляться в бюджет местных (городских или муниципальных) властей, обладающих полномочиями на заключение арендных соглашений (п. 15 ст. 3.4 ФЗ № 137). Институт развития жилищной сферы вправе контролировать использование муниципальными и городскими властями неразграниченных земель и подавать таким властям заявления о переводе управления неразграниченными землями на федеральный уровень, если федеральное управление будет целесообразным с точки зрения единого института развития. Предоставление неразграниченных территорий городов федерального значения, а также федеральных и межрегиональных трасс находится в ведении федерального правительства.

Разграничение земельных участков, находящихся во владении государственных властей, осуществляется в целях:

  1. Развития территории и привлечение инвестиций;
  2. Снятия участков с государственного баланса и перевод их на баланс регионов;
  3. Возможности собственникам строений полноправно распоряжаться участками под ними.
  4. Предоставления участков разграниченных земель в собственность частным лицам;
  5. Реализации программ регионального развития;
  6. Реализации местных и региональных социальных программ, связанных с предоставлением земельных участков нуждающимся;

Последняя цель реализует исключительное право на земельный надел, возникающее у собственника недвижимости на таком наделе.

Если на неразграниченных землях в рамках их законного использования были возведены строения, правом собственности на которые обладают местные органы исполнительной власти или частные лица, то такие лица могут оформить земли в собственность, но прежде этого данные земли подлежат разграничению.

Процедура разграничения имеет следующий порядок:

  • Глава муниципального или регионального органа власти подаёт заявление в федеральное Министерство земельных отношений с заявлением о разграничении земли, приложив документы;
  • Выносится решение о разграничении земли в собственность органа власти, представляемого заявителем, или об отказе в разграничении;
  • При положительном решении заявитель осуществляет кадастровые работы по согласованию с федеральным комитетом;
  • После получения кадастровых документов регистрируется право муниципальной собственности.
  • Уполномоченный на решение вопросов распределения земель комитет министерства рассматривает заявление в течение 30 дней;

Вместо главы муниципального района заявление может подать его заместитель или уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов.

В тексте заявления следует указать:

  1. Цели и план использования участка.
  2. Реквизиты проекта межевания запрашиваемых земель;
  3. Кадастровый номер земельного надела;
  4. Полное наименование органа исполнительной власти, который представляет заявитель;
  5. Основания для разграничения земель в пользу данного органа власти;
  6. ФИО и должность заявителя;

К заявлению нужно приложит следующие документы, в зависимости от целей разграничения:

  1. План застройки территории;
  2. Свидетельство о праве муниципальной или региональной собственности на строения, расположенные на запрашиваемых землях.
  3. План предоставления участков гражданам;
  4. Комплексный проект развития территории;
  5. Проект межевания территории (если земля разграничивается в целях строительства);

При получении положительного решения заявителю выдаётся скорректированная федеральным комитетом схема, содержащая информацию о площади и расположении неразграниченного участка земли.

На основании такой схемы заявитель должен заказать в геодезической фирме, имеющей соответствующую лицензию, кадастровые работы, направленные на определение точных границ предоставленной земли, после чего нужно утвердить полученный межевой план в федеральном комитете. Регистрация муниципального права собственности происходит путём обращения представителя местных властей в отделение Росимущества.

Итак, под неразграниченной государственной земельной собственностью понимаются участки, управление которыми не отнесено к федеральным, региональным или муниципальным властям.

Неразграниченные земли могут использоваться как после их разграничения, в результате которого они перейдут к конкретному органу власти, так и без разграничения, тогда земли могут предоставляться в пользование (но не собственность) частных лиц по их заявлению местным властям. Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном п.

12 ст. Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Взаимодействие пристава и должника Процесс взаимодействия начинается с момента, когда пристав направляет копию постановления Особенности инвестиционного договора по ГК РФ Наиболее часто бывают ситуации, когда в качестве инвесторов Законодательная база Деятельность коллекторских агентств существенно ограничилась после приятия соответствующего законопроекта в 2017 году.

Как банки рассматривают заявки на кредиты? На практике часто встречается ситуация, при которой банк Понятие прожиточного минимума Экономика нашей страны основывается на четко определенных финансовых величинах. Они позволяют Право заключить, изменить и расторгнуть трудовой договор Основание.

Раздел III ТК РФ. Зачем. Трудовой договор — это

Статья 3.3

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции.

Ситуации, связанные со ст. 3.3- Административный истец не согласен с отказом в перераспределении земельного участка 1. Распоряжение земельными участками, указанными в настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.2.

Распоряжение земельными участками, указанными в настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.2.

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:(в ред. Федерального от 03.07.2016 N 334-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;(в ред.

Федерального от 03.07.2016 N 334-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;(в ред.

Федерального от 03.07.2016 N 334-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном настоящего Федерального закона;органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.3. Утратил силу с 1 января 2017 года.

— Федеральный от 03.07.2016 N 334-ФЗ.(см.

текст в предыдущей редакции)4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным Российской Федерации.(п. 4 в ред. Федерального от 03.07.2016 N 334-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа

Учитываем земельный участок, собственность по которому не разграничена


Анонсы 6 июля 2022 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. 21 июля 2022 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца. 2 ноября 2020 Разграничение государственной собственности на землю – одно из возникновения права собственности того или иного публично-правового образования.

Вместе с тем отсутствие госрегистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, препятствием для распоряжения ими.

Так, на основании договоров аренды или договоров безвозмездного пользования земельными участками, собственность на которые не разграничена, уполномоченный орган власти/ орган местного самоуправления передает право пользования землей, вовлекая тем самым указанный актив в хозяйственный оборот. В этом случае земельный участок нужно принять к учету на счете 1 103 13 000

«Прочие непроизведенные активы – недвижимое имущество учреждений»

: Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Хозяйственная операция Дебет Кредит Принят к учету вовлекаемый в хозяйственный оборот земельный участок, собственность по которому не разграничена КРБ 1 103 13 330 КДБ 1 401 10 199 Земельный участок по договору передан в возмездное/ безвозмездное пользование Забалансовый счет или Минфин России подчеркивает: при прекращении действия договора аренды или безвозмездного пользования земельным участком, вовлеченным в хозяйственный оборот, выбытие его с бюджетного учета не происходит (). И если впоследствии будет принято решение о включении этого земельного участка в состав государственной/ муниципальной казны, то по факту регистрации права собственности, в бюджетном учете уполномоченного органа следует провести реклассификацию объекта: Хозяйственная операция Дебет Кредит Проведена реклассификация ранее вовлеченного в хозяйственный оборот земельного участка, собственность по которому не была разграничена КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 103 13 430 КРБ 1 108 55 330 КДБ 1 401 10 172 Теги: , , , Источник: Документы по теме: Читайте также: Речь идет про использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без его предоставления и без установления сервитута.

Они применяются при составлении и исполнении бюджетов на 2022 год и на плановый период 2022-2023 годов.

Чиновники в очередной раз напомнили, что методические указания № 49 не являются НПА, требования которого обязательны для проведения инвентаризации в организациях бюджетной сферы. Применяться он будет при составлении плана ФХД на 2022 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года. ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д.

1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Разграниченные и неразграниченные земельные участки

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Согласно п.

2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Вместе с тем земельные участки, не подпадающие под критерии разграничения, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения ими, за установленными законом изъятиями, предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Признавая за истцом право собственности на сооружение — тепловую сеть, суд в порядке пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ установил, что спорное сооружение снабжает тепловой энергией только объекты, принадлежащие на праве собственности истцу, и носит вспомогательный характер, выдача разрешения на строительство (реконструкцию) которого не требовалась, тепловая сеть является принадлежностью объектов истца и следует их судьбе, при этом между истцом и третьим лицом подписан акт разграничения эксплуатационной ответственности, учитывая, что спорную тепловую сеть, отнесенную к объекту недвижимости и расположенную на неразграниченном земельном участке, истец приобрел по договору купли-продажи. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Распоряжение участками, право собственности на которые разграничено, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. В связи с этим одни ученые говорят, что, если право муниципальной собственности на лесные участки не зарегистрировано, эти лесные (земельные) участки относятся к неразграниченной государственной собственности, и, соответственно, до государственной регистрации прав отсутствуют достаточные основания полагать их собственностью муниципальной, поэтому исполнение названных в ст.

84 ЛК РФ полномочий не является для органов местного самоуправления безусловно обязательным . Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Так, неоднозначно применение отрицательных исков о признании в спорах публично-правовых образований по поводу земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена .

С помощью данного иска органы местного самоуправления оспаривают право собственности РФ на неразграниченные земли, распоряжение которыми осуществляют местные власти.

Как обоснованно указал АС Поволжского округа, соответствующее полномочие органов местного самоуправления не является вещным правом, поэтому и заявлять вещные иски они не вправе . Неразграниченные земли по-прежнему составляют значительную часть земельного фонда страны.

Земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, предоставляются гражданам и юридическим лицам органами местного самоуправления, если находятся на соответствующей муниципальной территории.

Такое полномочие возложено на органы местного самоуправления статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

, при этом предоставление указанных участков не было отнесено к вопросам местного значения.

Вместе с тем такие вопросы местного значения, как утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства и реконструкции, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, резервирование земель и изъятие земельных участков для муниципальных нужд, муниципальный земельный контроль, хотя и тесно связаны с земельными правоотношениями, но не включают в себя собственно предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

Как выкупить неразграниченную землю у государства. Для чего нужна СРЗУ на КПТ.

16 февраля193 прочитали3 мин.325 просмотров публикацииУникальные посетители страницы193 прочитали до концаЭто 59% от открывших публикацию3 минуты — среднее время чтенияПриветствую всех, заинтересовавшихся этим вопросом!Процесс покупки и аренды муниципальной земли в случае, когда участок сформирован, имеет границы и кадастровый номер, я рассмотрел вот в этой статье Коллаж из Интернет с моими доработками.Теперь рассмотрю случай, когда участок не сформирован, соответственно, нет границ и кадастрового номера.

Такая земля называется неразграниченная. В первую очередь встаёт вопрос — как найти свободную землю?

Не зная местности, это довольно сложно и бессмысленно. Наилучший вариант, когда вы имеете интерес к конкретной территории.

Приведу пример для абстрактной деревни (земля для индивидуального строительства ИЖС или ЛПХ).

  1. КУМИ вас направят к кадастровому инженеру для изготовления СРЗУ на КПТ ( Схема Расположения Земельного Участка на Кадастровом Плане Территории) . Конечно, эту схему можно изготовить самостоятельно. В сети и на сайте Росреестра есть программы для изготовления СРЗУ. Однако, чтобы сто раз не переделывать, нужно обладать довольно большим объёмом знаний по землепользованию, некоторым знанием геодезии и умением искать нужную информацию в сети. К тому же после утверждения СРЗУ всё равно придётся делать межевой план и обращаться к кадастровому инженеру. Поэтому рекомендую обращаться к нему сразу. За изготовление СРЗУ он возьмёт порядка пяти тысяч рублей. Проще заплатить, поверьте.
  2. Например, вам нравится какая-то деревенька, но участков в продаже нет. Смотрите на , нет ли свободной территории между сформированными участками и границей данного населённого пункта. Важно! Найденная свободная территория должна быть именно в границах населённого пункта.
  3. Идёте в КУМИ (Комитет по управлению муниципальным имуществом, распоряжается всем муниципальным имуществом, в том числе землёй) , находите сотрудника, занимающегося земельными вопросами и показываете ему территорию, которую вам бы хотелось выкупить. Сразу со 100% уверенностью вам заключение не дадут. В любом случае, вопрос о формировании участка принимает комиссия. Но если вариант точно не проходной, тогда сразу откажут. Если откажут, ищете новый вариант и снова в КУМИ. PS: это немного неформальный подход, но он сэкономит много времени и денег. Данным способом можно отсеять непроходные варианты сразу. К тому же, можно принести сразу несколько вариантов или сотрудник может дать полезные подсказки по вариантам поиска.
  4. Проверяете эту территорию на местности, нет ли там дороги или сложного рельефа. Делаете фото или скриншот экрана этой территории , чтобы точно было понятно, где это находится. Чтобы были видны несколько соседних участков с кадастровыми номерами. Распечатываете на бумаге.
  5. Допустим, потенциальная территория найдена. Неформальная часть окончена. Начинается формальная.

Поясню, что такое СРЗУ на КПТ и в чём её смысл. Чтобы в КУМИ могли понять точно, о каком участке идёт речь, нужно в точных координатах начертить участок на местности, в масштабе и привязке к соседним участкам. Поэтому в качестве подосновы для нанесения вашего нового участка берётся файл с координатами всех участков данного кадастрового квартала.

Отсюда и аббревиатура КПТ — Кадастровый План Территории.

СРЗУ изготавливается не только для формирования нового участка, но и при изменении границ имеющегося. Так называемое перераспределение земельного участка. После изготовления СРЗУ, данная схема сдаётся на рассмотрение комиссии.

Придётся подождать ответа месяц. Если отказ, тогда либо вносятся правки согласно причинам отказа, либо поиск новой территории. И вновь с самого начала. Если СРЗУ одобрена, тогда пишите обращение о предоставлении вам этого земельного участка в собственность.Далее, в течении 30 дней КУМИ на своём сайте и в других СМИ размещает

«Извещение о предстоящем предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность без торгов»

.

Звучит почти как победа, однако, на самом деле вызов. А точнее, призыв ко всем желающим поучаствовать , как это ни странно, в аукционе!

Лучше не задумываться о данном каламбуре, а просто запомнить, что такая формулировка извещения говорит о том, что участок сформирован по инициативе граждан, а не муниципалитета (без аукциона сейчас никак нельзя, только если нет особых льгот).Ждём ещё 30 дней. Если в течении этого времени не поступило ни одной заявки, тогда с единственным заявителем будет заключен договор купли-продажи.

Если поступила хотя бы одна заявка, тогда в течении недели КУМИ отказывает в предоставлении земельного участка заявителю без проведения аукциона и выводит данный участок на аукцион в общем порядке — Можно подвести итог, взвесим «ПЛЮСЫ» и «МИНУСЫ»:»ПЛЮСЫ»

  1. Это способ найти нужную землю, если нет подходящего варианта в нужном месте;
  2. Низкая стоимость покупки при отсутствии конкурентов.

«МИНУСЫ»

  1. стоимость СРЗУ ;
  2. затраченное время.

Покупать участок сразу на аукционе или формировать его самостоятельно, каждый решает сам, исходя из конкретной ситуации.

Но хорошо, что такая возможность имеется.Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь, было интересно и полезно.